Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Форум "Интеграция соотечественников – 2008"

22.12.08, http://www.russedina.ru/

8-9 декабря в Москве состоялся II Международный информационный форум "Интеграция соотечественников – 2008"

Программа по переселению соотечественников: почему не реализуется?  Беседа с делегатом форума Александровной Мосеевой – Элье

- Любовь Александровна, скажите, пожалуйста, в чем причина "пробуксовки" Программы по переселению соотечественников?

- Сама идея помощи переселению соотечественников в Россию – задача благородная, хотя и запоздалая, на мой взгляд: такую государственную программу нужно было реализовывать ещё в 90-е года прошлого века, когда в ней нуждались миллионы, брошенных на произвол судьбы, русских людей в новых независимых государствах. Я уверенно говорю об этом, потому что прочувствовала все на собственной шкуре… Государственная программа по переселению соотечественников - это показатель того, что Россия становится, наконец, в ряд цивилизованных стран. Но, безусловно, для реализации такой масштабной программы мало одного Указа Президента или Постановлений правительства, или регионального правового акта. Как мне кажется, Указ Президента от 22 июня 2006 года мобилизовал на работу по переселению соотечественников лишь чиновников, но явно оставил в стороне и никак не востребовал имеющийся в России общественный потенциал.

Первые же публичные чиновничьи шаги по реализации госпрограммы по переселению показали, что программа - скорее всего - носит декларативный характер; программа - более демонстрация для Европы, чем разумные действия дома, в России. Год назад было удивительно читать и видеть в российских СМИ, что первые встречи с соотечественниками прошли в Бельгии и Франции, в других странах Бенелюкс, откуда по определению не может быть массовой миграции соотечественников! Таким образом, с политической точки зрения госпрограмма по переселению имела изначальный дефект. Во всяком случае, именно так это выглядело со стороны.

- Какие меры могут помочь скорейшей реализации Программы по переселению?

- Уверена, что таких мер должно быть несколько. Во-первых, это налаживание работы МИДа в странах исхода. Ведь если представители УФМС "кровно" заинтересованы в реализации госпрограммы, то сотрудникам МИДа от этой программы как говорится "не горячо, ни холодно". Например, много жалоб от соотечественников имеется на работу г-на Лебедева из генерального консульства в городе Одессе. Кроме того, отвратительно работает межведомственная группа в моей стране – Республике Узбекистан. На нынешнем Форуме в одном из докладов прозвучало, что первоначально было подано несколько десятков тысяч заявлений от наших соотечественников, желающих участвовать в программе, но на порядок меньше заявлений было рассмотрено, а приехали в Россию, вообще, единицы. Во-вторых, в регионах, на местах реализация госпрограммы должна быть делом заинтересованных лиц, возможно, тех самых мигрантов, кто еще 10 лет назад приехал из стран СНГ и уже адаптировался в России. Это люди, которые хорошо понимают проблемы переселенцев, потому что сами через всё это прошли. В Швеции, например, мигрантами из России занимаются адаптировавшиеся славяне, поляки и т.д. Кроме того, необходимо как можно быстрее применить аутсортинг, а также работу по оказанию социальной, информационной и иной помощи соотечественникам передавать от государства – общественным объединениям, некоммерческим организациям, оказывающим уже многие годы услуги мигрантам, имеющим громадный опыт по адаптации, трудоустройству семей мигрантов и так далее.

- Любовь Александровна, расскажите, пожалуйста, о себе и том опыте, который Вы приобрели в процессе осуществления госпрограммы по переселению?

- В середине 90-х годов прошлого века я стала вынужденной мигрантской из Республики Узбекистан. При переселении в Россию испытала на себе все тяготы переезда, обустройства на новом месте жительства, и с тех пор профессионально занимаюсь помощью мигрантам: в 2000 году окончила обучение в московском институте МИРБИС по президентской программе и защитилась по теме "Миграция и рынок труда в Калужской области", а в 2005 году получила квалификацию юрист. В 1998 году организовала неправительственную общественную организацию содействия мигрантам "Воротынск-переселенец" в самом большом компактном поселении мигрантов в Калужской области, где в настоящее время проживает более 10 тысяч приезжих. На базе нашей НПО организована и многие годы успешно работает общественная приемная, где мы оказываем различную помощь мигрантам, содействуем им и членам их семей в адаптации на новом месте жительства.

- Что Вам дал II Международный форум "Интеграция соотечественников 2008", проходивший в Москве в конце нынешнего года?

- Признаюсь, что форум в Москве помог мне трижды: во-первых, я встретилась с коллегами руководителями мигрантских НПО из многих регионов России, с которыми не виделась уже несколько лет; "сверила часы" с коллегами по работе, обменялась опытом, оживила связи. Во-вторых, на форуме я встретила несколько интересных людей, занятых государственной работой и бизнесом в области миграции, с которыми обговорила возможное сотрудничество, в том числе и информационное.

Например, удалось договориться с владельцем сайта www.nelegalov.net о распространении важной миграционной информации вплоть до Урала. И, наконец, в-третьих, я почувствовала, что назрела реальная необходимость во взаимодействии государственных органов в области миграции и регионального развития с сетью общественных объединений мигрантов по всей России. Необходимо, на мой взгляд, возможно быстрее разрабатывать механизм общественного аутсортинга для реализации госпрограммы "Соотечественник".

- В чем достоинства форума, недостатки?

- В целом Форум произвёл на меня впечатление презентабельного мероприятия, лично мне было на форуме удобно жить и работать; смогла полакомиться даже моей любимой кофейной карамелью! Но, вот, попасть на Форум мне было трудно: почему-то представитель Государственной Думы, подавая список от Калужской области, исключила меня из него; наверное, подумала, что от одного региона больше двух представителей – это уже много. А, если в регионе так исторически сложилось, что есть три крупных компактных поселения, есть несколько мигрантских НПО, если регион – пилотный, и в реализации госпрограммы всеми своими силами участвует и Законодательное Собрание Калужской области, и аппарат регионального омбудсмана? Вот и пришлось мне "плакаться в жилетку" лидеру "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой, и просить её включить меня в список приглашенных на информационный форум.

- Скажите, как осуществляется программа по переселению в Калужской области?

- Программа по переселению в Калужской области буксует. Очень долго программа стартовала, больше полугода согласовывалась в правительстве, потом, наконец, была принята калужскими законодателями, - после чего, собственно, заработала. За прошедший год программа немного активизировалась, но не потому что чиновники стали работать лучше, а потому, что количество соотечественников, решивших поучаствовать в программе, перешло в качество, и соотечественники стали переселяться не с помощью, а вопреки.

Самая большая проблема – постановка соотечественников на миграционный учёт. Если в Калининградской области есть Центр временного проживания, то в Калужской области такого центра нет. У нас УФМС-то никак в своё собственное помещение не переедет: отделы настолько разбросаны по Калуге, что доехать от одного – до другого – целая проблема. А каково это соотечественнику, впервые оказавшемуся в нашем городе?! Если бы я была губернатором, я бы разрешила постановку на миграционный учёт соотечественников в областном центре временно проживания для людей без определённого места жительства (аналогичный опыт имеется, например, в городе Гамбурге).

Следующая проблема – странное перемещение финансов из федерального центра в регион: например, соотечественники, выбравшие для переселения Калужскую область (категория вселения "В"), могут по нескольку месяцев ожидать оплаты свих проездных документов, что, конечно же, совершенно недопустимо!

- Каков же Ваш прогноз?

- Мой прогноз такой: ожидать обвального приезда соотечественников не стоит: их не слишком много осталось после развала СССР в странах СНГ, желающих переехать на ПМЖ в Россию, к тому же, российская бюрократическая машина – одна из самых неприятных вещей в мире.

- Проблемы при общении с чиновниками возникают в любых странах, но Россия – особая страна. Как решаются эти проблемы в Калуге, как относятся местные власти к переселенцам, что необходимо сделать для большего взаимодействия и взаимопонимания с местными чиновниками?

- Местных чиновников надо обучать общению с соотечественниками на всех уровнях. Нужно строже спрашивать с них, а сделать это эффективно может только местное, принимающее сообщество с помощью региональных и местных СМИ. В рамках государственной и региональных программ прописана контролирующая общественная функция, но она извращена и, следовательно, не реализуется: в наблюдательную и контрольную комиссию не вошёл ни один представитель от мигрантских организаций; хотя предложения о своих кандидатурах мы передавали губернатору Калужской области. Работа в комиссиях – бесплатная. Почему чиновники не пускают туда общественников – не понятно.

- Но ведь Ваша неправительственная общественная организация в Калуге это не миф – а реальность.

- Да, все наши немногочисленные сотрудники обладают колоссальными знаниями, опытом, навыками работы и взаимодействия с переселенцами. Несмотря на препятствия и трудности, мы не опускаем руки, а вопреки всему продолжаем активно работать. Например, к 15-летию Конституции России наша общественная организация при содействии Фонда "Интерлигал" выпустила в свет "Памятку соотечественнику". За основу мы взяли файл, размещённый на сайте регионального омбудсмана; добавили туда информацию обо всех калужских неправительственных и некоммерческих организациях, чтобы соотечественнику было удобно обращаться по всем социальным, информационным и юридическим вопросам за бесплатной помощью в регионе. "Памятка" вышла тиражом 1000 экземпляров, часть этого тиража мы отдали для распространения в уполномоченный орган – региональное министерство труда и занятости Калужской области, а другую часть будем распространять соотечественникам через общественную приёмную и через аппарат регионального омбудсмана.

- Спасибо за беседу и успехов Вам в Вашем благородном труде.

Трудовая миграция и информация

Выступление на форуме Николая Монастыренко, Генерального директора Центра "Трудовой миграции"

Уважаемые соотечественники! Дорогие друзья! Все мы хорошо понимаем, что принять решение о переезде непросто, даже в родное Отечество. И делая этот сложный выбор, человек должен располагать как можно более подробной, свежей и компетентной информацией. Кроме того он должен быть уверен в своей востребованности на новом месте жительства. Облегчить эту задачу, я уверен, мы сможем, если наши соотечественники будут переселяться не просто на местность, а туда, где они смогут себя реализовать и как квалифицированные работники. Ведь переселенец – это, прежде всего, кормилец в семье и предоставление работы даст нам возможность привлечь людей, обладающих необходимыми знаниями и опытом.

Переезд в другое государство – это большой стресс для семьи, тем более, если приходится ехать в неизвестность. Чтобы смягчить этот процесс, мы должны дать возможность главе семьи приехать, устроиться на работу, обустроить будущее жилье, и уже потом встречать остальных членов семьи. Положительным моментом следует считать появление на рынке труда людей, обладающих, помимо всего прочего, навыками работы за рубежом. Это будет не только способствовать решению ряда экономических проблем, но и может стать новым этапом развития малого и среднего бизнеса, потому что не малая часть переселенцев захочет открыть свое дело, имея возможность получить в долгосрочную аренду землю с возможностью дальнейшего ее перевода в собственность.

Экономика России оказалась менее подвержена негативным последствиям мирового финансового кризиса и благодаря актуальным программам правительства наша страна выйдет из этой ситуации еще более сильной. В период становления рыночной экономики в России наблюдался большой отток людей с высшим образованием, в том числе молодых ученых. Сегодня у них появилась реальная возможность к самореализации на родине.

Соотечественник, принявший решение о переселении, должен иметь возможность непосредственно связываться с потенциальным работодателем, получать достоверную информацию об условиях труда, уровне заработной платы, других социальных гарантиях, предоставляемых специальными региональными программами в рамках ФЗ "О переселении соотечественников".

Многоуровневая система информационного обеспечения способна предоставить соотечественнику или потенциальному мигранту объективную и оперативную информацию по всем интересующим его вопросам. Информация должна предоставляться заинтересованными в привлечении трудовых ресурсов регионами, городами, организациями и учреждениями на регулярно обновляемой основе, быть доступной для ознакомления в основных населенных пунктах СНГ, Балтии и стран Дальнего зарубежья. Именно этим и определяется необходимость выпуска периодического печатного издания "Вестник миграции", со страниц которого потенциальный переселенец не только мог бы черпать всю необходимую для него информацию, но также ставить и обсуждать актуальные вопросы, связанные с переездом в Российскую Федерацию.

Основные подходы и концепция "Вестника" были рассмотрены и одобрены Московским субрегиональным бюро Международной организации труда, отделом развития программ Международной организации по миграции в России, Советом по социальной политике при интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества.

Еженедельный "Вестник" предназначен, прежде всего, для соотечественников и потенциальных мигрантов из других стран, заинтересованных в получении информации о наличии вакансий и возможностях трудоустройства на предприятиях и учреждениях Российской Федерации, а также работодателей, нуждающихся в привлечении рабочей силы. Предусмотрена электронная версия издания, в которой, кроме того, будет представлена база данных соискателей. Миграционная служба сможет размещать на страницах издания материалы нормативно-правовой базы, определяющие условия въезда в страну, получения разрешения и оформления на работу, предоставление гражданства.

Министерство иностранных дел получит возможность публиковать информацию об основных положениях государственной политики в области регулирования миграции и взаимодействии с проживающими за рубежом соотечественниками.

Другие федеральные ведомства, органы региональной и муниципальной власти смогут довести до сведения граждан информацию о возможностях трудоустройства и перспективах получения жилья на конкретных производственных объектах, в городах и регионах России.

"Вестник" планируется распространять среди населения, предприятий и ведомств на территории Российской Федерации, странах Ближнего и Дальнего зарубежья. С его содержанием можно будет также ознакомиться во всех центрах занятости, торговых представительствах ФМС и консульствах МИДа. С правительственными структурами ряда стран СНГ прорабатывается возможность сотрудничества по ряду направлений, в том числе о предоставлении информации и целевом распространении "Вестника". Определенная заинтересованность в участии в подготовке и издании "Вестника" проявлена рядом крупных промышленных объединений Российской Федерации. Мы открыты для всестороннего сотрудничества и с благодарностью примем помощь в реализации проекта.

Материал подготовила Елена Еремеева, корреспондент "Союзной газеты" и портала "Соотечественники"

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ