Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политбюро,
25 ноября 2002

СНГ – содружество недружественных государств

Владимир Жарихин, зам. директора Института стран СНГ

Россия может проиграть сражение. Я имею в виду не «горячую» войну в Чечне и не «холодную» войну с ЕС в Калининградской области. Речь идет о борьбе России за политическое влияние в странах бывшего Советского Союза. Отступаем мы на всех фронтах уже больше десяти лет, но сейчас, фигурально выражаясь, отступать дальше некуда — «за нами Москва».

Так начинал я эту статью в начале октября, еще не догадываясь о будущих трагических событиях в Москве. Казалось бы, произошедшее за эти дни напрочь перечеркнуло актуальность для России всех других проблем, кроме проблемы борьбы с мировым терроризмом вообще и чеченским в частности. Но логика этой самой борьбы неминуемо будет заставлять Россию интенсивно обустраивать вокруг себя то, что называется неуклюжим термином «постсоветское пространство». Может быть, кто-то сразу не понял, но недвусмысленные угрозы, прозвучавшие, по горячим следам террористической акции в распоряжениях президента Генеральному штабу российской армии,относились в первую очередь к некоторым нашим коллегам по СНГ.

Мы упорно, но без особого успеха пытаемся сформировать единое экономическое пространство, сохранить единое культурное и информационное пространство, но в чем добились, к сожалению, огромного прогресса, так это в формировании единого криминального пространства — «общего рынка» преступников и террористов на территории постсоветских государств. А иначе и быть не могло. Сочетание прозрачных, условных границ и полной свободы передвижения с неограниченными суверенитетами, с отсутствием единого политического и правового пространства создало ту самую взрывоопасную смесь, которая не позволит России эффективно бороться с организованной преступностью и терроризмом.

Значит, в нынешней ситуации у России есть только два варианта действий. Или резко сворачивать «единое пространство СНГ», вводить визы, нести огромные расходы на обустройство десятков тысяч километров границ. Или резко усиливать свое политическое влияние, как минимум до уровня всем известного влияния экономического и информационного, не обращая внимания на вопли о «возрождении имперского синдрома».

Отечественные либералы почему-то всегда ориентируются на демагогию профессоров американских университетов, а не на реальные действия вашингтонской администрации.

Соединенные Штаты много десятилетий назад провозгласили всю Америку «зоной своих жизненных интересов» (подзабытая «доктрина Монро») и самым жестким образом блокируют попытки стороннего — военного или политического — присутствия, не останавливаются перед применением военной силы при первой угрозе создания неконтролируемых бандитских и террористических анклавов, угрожающих США (насильственная депортация президента Панамы Норьеги, интервенция в Гренаду и др.). Россия должна так же откровенно объявить постсоветское пространство «зоной своих жизненных интересов», поскольку имеет на это полное право. СНГ должно стать Содружеством не только независимых, но и дружественных России государств, иначе в нем нет никакого смысла, а его существование в нынешнем ритуальном виде начинает представлять все большую угрозу Российской Федерации. Тут и проблемы неконтролируемой миграции, и отчаянное положение русской диаспоры, и чудовищный поток контрабанды и наркотиков, и незащищенность российского бизнеса.

Мне могут выдвинуть много резких возражений о праве на суверенитет, об универсальном принципе невмешательства во внутренние дела других стран. Но радетели неограниченного суверенитета и невмешательства упорно не хотят вспоминать о том, что этими святыми правами могут пользоваться только те страны, которые выполняют резолюции ООН (в том числе резолюцию о гражданских правах и борьбе с терроризмом), решительно пресекают на своей территории любые попытки покушения на суверенитет и территориальную целостность соседних государств. Лагеря по подготовке боевиков, наркотрафик, укрывание преступников, государственное воровство чужого имущества — пусть даже в газообразном виде — в эти условия совсем не вписываются.

Дергать тигра за усы — это, конечно, «круто», но только до тех пор, пока он не проснулся. Россия постепенно просыпается. Некоторые суверенные лидеры пока этого еще не поняли. Даже «наш лепший друг» Лукашенко.

Интересно, какой была бы реакция Белого дома, если бы Канада или Мексика приняла решение депортировать лидера Демократической партии в палате представителей конгресса США за то, что он решил пообщаться с местной оппозицией и привез с собой некоторое количество американских долларов?

Если мы трезво посмотрим на события последнего года на постсоветском пространстве, то обнаружим неутешительную картину. Грузинский парламент почти единогласно голосует за выход Грузии из СНГ, вывод российских военных баз, вступление в НАТО. Лукашенко отвергает российские предложения по механизмам создания союзного государства, и в Белоруссии не оказывается ни одной политической силы, которая бы их поддержала. На Украине коммунисты и социалисты, которых мы долгое время числили нашими «симпатизантами», всеми силами стараются привести к власти откровенно антироссийского Ющенко. Туркмения, блокируется с Ираном по жизненно важному для России вопросу раздела Каспийского моря. И в качестве апофеоза — приднестровская администрация, которую Россия холила и лелеяла многоды, требует $100 млн за разрешение вывезти эшелоны с российским оружием.

За эти годы у наших ближайших соседей были целенаправленно сформированы мощные проамериканские, пронемецкие, протурецкие, прорумынские политические силы, а пророссийские без поддержки постепенно маргинализировались, а кое-где просто исчезли.

Мы начали наконец обустраивать Россию, но без «обустройства» СНГ и вокруг нее пояса дружественных демократических государств она так и будет плавать в неопределенном и хаотичном «постсоветском пространстве». Американский президент Монро своей доктриной на многие десятилетия вперед заложил основу для стабильного развития своей страны. «Доктрина Путина» для СНГ должна обеспечить то же самое для России в XXI веке.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ