Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Не в бровь, а в газ. Президенты трех каспийских государств провели саммит в Туркменистане

15.05.2007. Литер (Казахстан)

Игорь Хен (Алма-Ата)

В минувшую субботу в портовом городе Туркменбаши прошел трехсторонний саммит с участием президентов России, Казахстана и Туркменистана. Его итогом стало подписание соглашения о реализации нового газотранспортировочного проекта мощностью 30 млрд кубометров газа в год. Намеченное на 2008 год строительство Прикаспийского газопровода, который пройдет через территорию нашей страны, увенчало "энергетическое" турне Владимира Путина по странам Каспийского бассейна. Таким образом, в регионе образовался мощный энергетический альянс. Кроме того, на сегодняшний день становится понятно, что новый президент Туркменистана, несмотря на интриги Запада, решил ориентировать экономику своей страны на Москву.

В субботу прошел трехсторонний саммит с участием президентов России, Туркменистана и Казахстана. Более полутора часов Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Гурбангулы Бердымухаммедов обсуждали вопросы взаимодействия в транспортно-энергетической сфере. Напомним, что до этого президент России посетил Астану, а после упомянутого саммита в портовом городе Туркменбаши прилетел в Актау, где провел заключительные двусторонние переговоры с Нурсултаном Назарбаевым в рамках "энергетического турне" по странам Каспийского региона. Итоги "среднеазиатских встреч" расставили все по местам и для некоторых заинтересованных в туркменском газе стран стали ошеломляющими.

Кризисные дивиденды

Во время прошлогоднего декабрьского политического кризиса в Туркмении, который вполне объяснимо наступил после смерти многолетнего диктатора Сапармурата Ниязова, к стране были прикованы пристальные взгляды крупнейших мировых игроков. Фактически смерть Туркменбаши поставила на повестку дня стран Европейского союза вопрос о собственной энергетической безопасности. Моментально стали выдвигаться версии, в какую сторону будет смотреть новое туркменское руководство. В последние годы своего правления президент Ниязов все настойчивее уходил из-под влияния Москвы, а Вашингтон и Пекин в то же самое время с маниакальным упорством "обрабатывали" Ашхабад, пытаясь переманить туркмен на свою сторону. Американцы даже "простили" Ниязову авторитарность правления и отсутствие демократии в Туркмении. И в один момент все эти наработки не то чтобы потеряли смысл, но актуальность – однозначно. Новый президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов буквально до сего момента оставался для заинтересованных сторон загадкой. Однако сегодня становится понятно, что новый туркменский вождь в ведении наиболее важной, энергетической, политики ориентирован на Россию. И сегодня не будет преувеличением сказать, что Туркменистан пользуется плодами декабрьского кризиса и в настоящее время наряду с Россией, Казахстаном и Узбекистаном вошел в мощный энергетический альянс, который в ближайшие годы сможет диктовать свои условия на мировом нефтегазовом рынке.

В минувшую субботу в городе Туркменбаши Владимир Путин достиг соглашения с Нурсултаном Назарбаевым и Гурбангулы Бердымухаммедовым, согласно которому вожделенный для многих туркменский газ пойдет через территорию Казахстана и вольется в российскую газотранспортную систему, а уже оттуда – в страны Европейского союза. У Астаны и Ашхабада было несколько вариантов транспортировки газа, и два основных из них предполагали ветки в обход России, которые активно лоббировали Западная Европа и США. Один из них – создание Транскаспийского газопровода, который бы прошел по дну Каспийского моря в Азербайджан. "Российская версия" прокачки газа основана на строительстве нового Прикаспийского газопровода. Главным итогом трехстороннего саммита в Туркменбаши стало совместное решение поручить правительствам трех стран до 1 сентября 2007 года подготовить и подписать соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. В соглашении будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию условий для его реализации. Пропускная способность ПКГ составит 30 миллиардов кубометров газа в год, 360 километров этого газопровода пройдут по территории Туркмении, еще 150 километров – по Казахстану. Строительство ПКГ должно начаться уже в 2008 году.

Хотя совместное межправительственное соглашение будет готово не раньше сентября, в рамках деклараций уже прописаны основные позиции. К примеру, планируется отремонтировать уже существующую ветку газопровода Средняя Азия – Центр и построить новую. В итоге транзит газа должен увеличиться на 30 млрд кубометров в год, или в три раза!

Цена обмена

Некоторые аналитики склонны предполагать, что, заручившись поддержкой Нурсултана Назарбаева в энергетических раскладах региона, Владимир Путин связывает себя некими обязательствами перед Астаной. В прессе очень многие пытаются увязать эту теорию с некой (вполне возможно, мифической) недоговоренностью между президентами относительно будущего увеличения объемов казахстанской нефти, которая идет по Каспийскому трубопроводному консорциуму. После того как лидеры Казахстана и России в Астане побеседовали, выбившись из протокольного времени, Нурсултан Назарбаев отметил: "Абсолютно привержен тому, чтобы большая часть казахстанской нефти, если не вся, пошла бы через Россию". После чего сообщил, что договорился с президентом России о расширении Каспийского трубопроводного консорциума. "Мы подробно обсудили с Владимиром Владимировичем – от 23 до 40 миллионов тонн... И как раз добавка в 17 миллионов тонн могла бы пойти на Бургас–Александруполис. Мы договорились и записали в плане совместных действий, что строительство Бургас–Александруполис и расширение КТК должны идти параллельно, чтобы мы могли успеть к окончанию строительства".

Однако Владимир Путин, когда его попросили более подробно рассказать об этих договоренностях, обескуражил, как говорят, уже самого Нурсултана Назарбаева: "Мы работаем по нефти с Казахстаном. Президент Казахстана ставил вопрос о расширении КТК. Мы думаем об этом и считаем это возможным".

Если верить этим словам, получается, что президент Казахстана "подавливает" на Москву, а президент России как бы увиливает от конкретного ответа. Фактически расширение КТК для управляющей активами России в консорциуме "Транснефть" на сегодняшний день убыточно – по крайней мере, именно так заявляет президент компании Семен Вайншток. То есть для "Транснефти" увеличение объемов прокачиваемой нефти, следуя логике господина Вайнштока, означает увеличение убытков, и не более того.

С другой стороны, после подписания соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода Москва вряд ли будет долго интриговать с Казахстаном по поводу КТК. Ведь проект этот достаточно перспективный, тем более что именно наша страна имеет возможность выбора.

То есть практически президент Казахстана волен выбирать между другими вариантами транспортировки казахстанской нефти, не имеющей отношения к России и идущей в обход ее территории. И для России допустить это – значит создать себе проблемы.

Российские аналитики склонны полагать, что президент Казахстана, видимо, погорячился, когда заговорил про то, о чем уже договорился с президентом России. "Очевидно, что он решил поставить такую эффектную точку в переговорах один на один, так и не добившись от президента России внятных и устраивающих его слов о расширении КТК. Нурсултан Назарбаев, видимо, решил, что, произнеся их за Владимира Путина на пресс-конференции, он решит эту проблему. Не решил", – утверждает одно из российских СМИ. Согласиться с ним невозможно. Зачем же тогда Владимир Путин потратил столько времени и сил для того, чтобы среднеазиатский газ проходил по российской земле? Думается, что объемы КТК действительно увеличатся в ближайшее время – иначе быть просто не может. Если же этого не произойдет, внешняя политика России будет выглядеть по меньшей мере странно.

Все, кроме политики?..

Многим, кстати не без оснований, может показаться, что в создании нового энергетического альянса с участием Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана политика играет более существенную роль, нежели экономика. Одним своим решением о создании Прикаспийского газопровода Казахстан и Туркменистан как бы дают поддержку России в геополитических спорах, а сама Россия одним выстрелом убивает двух зайцев.

Во-первых, сильнейший удар по самолюбию и репутации получили организаторы и участники энергетического саммита в Польше, в котором приняли участие президенты Польши, Украины, Литвы, Грузии и Азербайджана. Президент Польши Лех Качиньский во время своего недавнего визита в Астану вроде как получил обещание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева посетить Краков в качестве участника данного саммита. Страны-участницы рассчитывают возобновить проект Одесса – Броды для транспортировки в польские порты казахстанской нефти. Однако в Польшу отправился всего лишь представитель Казахстана, а сам Нурсултан Назарбаев вместе с Владимиром Путиным отправился в бывший Красноводск. Учитывая, что участники саммита в Кракове представляют собой однородный "антироссийский" блок, можно говорить о том, что они были прилюдно унижены.

Во-вторых, Россия укрепила свои позиции фактически монопольного поставщика евразийского газа в Европу. А ведь все более крепнут договоренности России с Алжиром (вторым крупным поставщиком газа странам Евросоюза), остается неопределенной дальнейшая политика Ирана, и потому можно сделать неутешительный для Европы вывод: ее со всех сторон окружили газоэкспортеры. И теперь, после проигранной России борьбы за туркменский газ, Европе остается лишь кусать локти и покорно ждать повышения цен на это топливо.

Между тем президент Назарбаев всячески отрицает какой бы то ни было политический характер соглашения. "Политики никакой здесь нет. Где выгодно, там мы и транспортируем", – заявил он. Как бы там ни было, теперь практически все газовые потоки из Средней Азии замкнуты на России, возглавившей местный региональный рынок и образовавший свой газовый ОПЕК.

Опека ОПЕКа

Основной тезис "газового ОПЕКа" заключается в том, чтобы скоординировать действия наиболее крупных поставщиков газа в регионе и выработать единую для всех участников политику. Таким образом, альянс вполне может превратиться в реальную экономическую и, что важнее, политическую силу. Тем более что для создания такого блока не нужно много времени и средств. Достаточно, подобно Казахстану, России и Туркменистану, договориться на уровне собственных президентов. Достигнутая между ними договоренность в минувшую субботу положила начало созданию мощного игрока, который может диктовать свои условия Европе.

Кстати, идея создания "газового ОПЕКа" очень непопулярна на Западе, так как там опасаются, что ее материализация приведет к росту цен и использованию "газового рычага" как раз таки в политических целях. В настоящее время для стран-потребителей эта тема особенно болезненна, так как в последние годы уровень добычи энергоносителей в США, Норвегии и Британии неуклонно падает, а потребность в газе неуклонно растет. Учитывая глубинный, затянувшийся кризис в Ираке и прогрессирующее ухудшение взаимоотношений США с важнейшими поставщиками, налаживание альтернативных поставок из других регионов превращается для Вашингтона в первостепенную по важности задачу. Однако очевидно, что Каспий США тоже проиграли. По крайней мере пока.

Возможно, сегодня многие будут говорить о том, что в скором времени новый "постсоветский" альянс будет использовать "газовое оружие" в политических целях. Возможно, это действительно произойдет. Однако в данном случае будут действовать совсем другие принципы вроде культивируемого Соединенными Штатами "у кого кольт, тот и прав". В конце концов, можно говорить, что проект построения Прикаспийского газопровода – проект регионального победителя. А победителей, как известно, не судят.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ