Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Союзная волокита и «польская интрига»

Владислав Лосев

Когда наблюдаешь со стороны за высказываниями белорусских, российских и союзных должностных лиц по поводу проведения референдума по Конституционному Акту Союзного государства, то складывается впечатление, что в этом вопросе в головах у ответственных лиц, в ведении которых находится белорусско-российская интеграция, царит полный кавардак.

В этом не трудно убедиться, если ознакомиться с сообщениями печати и других средств массовой информации на тему союзного строительства хотя бы за последнее время.  В Белоруссии в конце августа представители МИДа РБ, близкий к президенту член Совета республики НС Николай Чергинец и руководитель представительства  Постоянного комитета Совета министров Союзного государства в Минске Василий Шолодонов на специально собранной пресс-конференции сообщили о том, что проект Конституционного акта полностью готов (за исключением одного вопроса о президентстве СГ), и предстоящей зимой, самое позднее весной будущего года,  сей многострадальный и долгожданный документ, наконец,  будет вынесен на белорусско-российский референдум. Угасший интерес общественности по проблеме российско-белорусского объединения пытались пробудить председатель верхней палаты российского парламента Сергей Миронов и госсекретарь Постоянного комитета Совмина Союзного государства Павел Бородин, заявившие, что общенародное голосование по проекту Конституционного акта может состояться уже в конце текущего – начале будущего года.

Всех этих лиц трудно заподозрить в незнании Конституции РФ и федерального законодательства по выборам России, которые запрещают проведение подобных референдумов в год, предшествующий парламентским или президентским выборам. В оставшееся до декабря 2006 г. время (подготовка референдума – 3,5 месяца), а также в 2007 и 2008 гг. любые референдумы по проблемам, требующим внесения изменений в Основной закон России, в том числе и по проекту КА Союзного государства, просто не могут быть проведены. Поэтому можно предположить, что заявления вышеназванных политических функционеров и чиновников преследовали исключительно пропагандистскую цель сознательного введения в заблуждение общественности двух стран. Что касается Чергинца и Шолодонова, то они, возможно, стремились дипломатическими методами обеспечить республике благоприятный фон для ведения переговоров с российской стороной по болезненному вопросу о поставках энергоресурсов.

Тем не менее, это известие вызвало в белорусском обществе большое оживление. Сторонники Союза с надеждой встрепенулись, готовясь к масштабной политической кампании. В оппозиционных же рядах стремительно начали нарастать панические настроения. Ее лидеры срочно выехали в западные столицы, рассчитывая убедить тамошние политические круги в том, чтобы они ни в коем случае не признавали потенциальное воссоединение двух русских (восточнославянских) государств.

Один только бывший «единый» кандидат  в президенты Александр Милинкевич, ныне претендующий на роль единственного вождя оппозиции, за последний месяц-полтора  побывал по этому поводу в Брюсселе, Варшаве и Париже. Ну, а 19 сентября Милинкевич встретился в Хельсинки с председательствующим в Евросоюзе премьер-министром  Финляндии Матти Ванханеном, которого просил не только содействовать усилению санкций в отношении белорусских чиновников, но и сделать все возможное, чтобы белорусско-российское воссоединение никогда не состоялось.

В отличие от России, в Белоруссии эти заявления вызвали определенный отклик в обществе, но затем, в который уже раз поступила если и не напрочь их опровергающая, то, по крайней мере, не подтверждающая информация.

22 сентября секретарь Центральной избирательной комиссии Белоруссии Николай Лозовик довел до сведения общественности, что в ЦИК «никаких указаний по подготовке референдума не поступало». В свою очередь пресс-секретарь   белорусского президента Павел Легкий заявления о скором объединительном референдуме комментировать вообще отказался. В общем, в этом вопросе была восстановлена уже ставшая привычной неопределенность, и все вернулось на круги своя.

К сожалению,  неоправданная  волокита давно уже стала отличительной чертой всего хода возведения здания союзной государственности.  К примеру, еще в январе нынешнего года в Санкт-Петербурге белорусским и российским президентами были подписаны четыре соглашения, призванные придать реальные очертания Союзному государству в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, налогообложения и союзной собственности. И если белорусская сторона уже ратифицировала первые три соглашения, а четвертое находится в стадии подготовки к ратификации, то в Российской Федерации дела по этому вопросу обстоят  по иному. По словам Павла Бородина  российская сторона до сих пор не только не ратифицировала, но даже не рассматривала, подписанные союзные соглашения.

В середине сентября госсекретарь Союзного государства поднимал этот вопрос перед Владимиром Путиным и тот, по утверждению Бородина, дал «жесткие указания министерствам и ведомствам  по ускорению процесса ратификации соглашений». Как видим  решения, направленные на реальное  становление Союзного государства, в том числе и принятые на самом высоком уровне, имеют неприятное свойство  надолго застревать в бюрократических коридорах.

Спустя десять лет с начала строительства белорусско-российского Союза сделано на этом поприще, на самом деле, очень немного.  Единственным направлением, где достигнуты мало-мальски заметные успехи – это военное сотрудничество.  В любом случае эта грань наших союзнических отношений высоко оценивается белорусской стороной.  Недавно государственный секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Виктор Шейман,  говоря о достижениях белорусско-российского Союза в военной области подчеркнул: « За последние годы нам удалось сохранить и существенно улучшить общую систему обмена информацией, закупок вооружения и техники, подготовки кадров, проведения научных исследований. Это позволило привести вооруженные силы в соответствие с современными требованиями».

В текущем году была перевооружена  одна из белорусских зенитных ракетных бригад на более современные ЗРК С-300, что позволило заметно  повысить боевые возможности этого соединения ПВО и значительно отодвинуть дальнюю границу зоны поражения воздушных целей в западном направлении. Обнадеживающим является и факт регулярного проведения учений белорусских и российских частей и соединений, входящих в Западную группировку войск. В нынешнем году – это командно-штабное учение «Щит Союза-2006», на будущий год – планируемые совместная командно-штабная военная игра и стратегическое командно-штабное учение «Запад-2007».

Белорусские вооруженные силы в настоящее время насчитывают чуть более 50-ти тысяч человек. И хотя они имеют статус хорошо подготовленных и в полной степени укомплектованных, белорусская армия все же не может считаться достаточным противовесом той группировке НАТО, которая располагается вблизи западных рубежей Союзного государства. Кстати, в Минске это понимают и поэтому в своей военной доктрине уповают не на разгром агрессора, а на нанесение ему т.н. «неприемлемых кровавых потерь». После которых, по мнению белорусских стратегов, нападающая сторона откажется от продолжения боевых действий и вступит с официальным Минском в переговоры о заключении мира на выгодных для него условиях.

Возможно, что такой подход к войне и имеет право на существование, но только в том случае, если эти самые «кровавые потери» будут отличаться заметным уроном для противника. Однако, похоже, что белорусская военная мысль в последнее время шла на поводу у расхожего мнения о том, что если, например, югославским ПВО в ходе бомбардировок НАТО удалось бы сбить не два-три самолета, а несколько десятков, то Запад бы «сдался» и войну бы прекратил. То же касается и войн с Ираком. Думается, что это серьезное заблуждение.

Как бы там ни было, но современные белорусские вооруженные силы ориентируются на показатель  «неприемлемых кровавых потерь»  для армий НАТО равный 4-5 процентам.

Таким образом, расчет делается на то, что если в ходе гипотетической (дай Бог, чтобы она таковой и оставалась) военной операции против Белоруссии, в которой НАТО пустит в дело 1000 самолетов и ракет авиации и ПВО Белоруссии удаться сбить 40 из них, то война закончится к вящему удовольствию и славе белорусского генералитета. Все это как-то несерьезно и похоже на игру в шашки-шахматы или солдатики. Кстати, к этому следует добавить, что белорусская армия в отличие  от хотя бы войска польского совершенно не имеет опыта участия ни в боевых действиях, ни в миротворческих операциях. А такая практика, как известно, дорогого стоит.

Конечно, в настоящее время нет каких-либо условий для возникновения военного конфликта или тем более войны между Белоруссией и странами НАТО. Но как учит трагедия и гибель некогда влиятельной  и процветающей Югославии во времена передела мира ничего нельзя исключать. Тем более, что желающих продолжить  перекраивать карту Европы отнюдь не поубавилось.

Поэтому, если  реальные условия для возникновения конфликта и межгосударственных столкновений отсутствуют, то их можно  создать в той же Гродненской области на основе «непрекращающихся ущемлений прав польского меньшинства».

В последнее время, особенно после провозглашения программы строительства Четвертой Речи Посполитой, Варшава активно стремиться определять политику Евросоюза относительно Белоруссии, а также консолидировать польскую диаспору и оппозиционные антироссийские силы в республике.

В первой половине сентября в сенате Польши состоялось координационное совещание Комиссии по вопросам эмиграции и связи с поляками зарубежья и трех, действующих на европейском востоке фондов – «Польское образование за рубежом», Фонд «Proakademia», «Фонд помощи детям Гродненщины» (вспомним О. Бендера! – авт.). На этом заседании непосредственно обсуждался вопрос об усилении деятельности в Республике Беларусь.

Кроме того, по сообщению газеты «Речь Посполитая», «на самом высоком уровне было принято решение значительно расширить права поляков зарубежья». В связи с чем, предполагается принять новый «Закон о польском гражданстве», который позволит полякам, проживающим вне Польши иметь двойное гражданство и голосовать на выборах. В дополнение к этому будет введена т.н. «карта поляка», предусматривающая ряд льгот полякам зарубежья. Помнится, нечто подобное относительно русских людей пытался воплотить в жизнь депутат  Государственной Думы России Константин Затулин, но для российской бюрократии подобные предложения показались, очевидно, чересчур  обременительными. А вот в Польше такое отношение к своим соплеменникам по видимости найдет поддержку.

Что касается Белоруссии, то, как заявил депутат Европарламента от Польши Б. Сонник еженедельнику «Tygodnik Powszechny» (12.09.2006),  «Польша владеет необходимыми инструментами для воздействия на положение в Белоруссии». По его словам, необходимо интенсивнее расширять сеть польских культурных центров на Востоке, а также сделать «восточный вектор» внешней политики Варшавы доминирующим. При этом,   определяющими призваны стать информационные, культурно-просветительские и образовательные проекты, ведущие, в конечном итоге, к  усилению польского  присутствия в Белоруссии. Кстати, только в текущем году в Белоруссии реализуется 24 проекта финансируемых из Варшавы.

Активную деятельность по приданию «облика польского» нынешней Гродненской области проводит Союз поляков в Белоруссии. За последнее время в этой области резко возросло количество польских творческих коллективов (с одного, пятнадцать лет назад, до более сотни в настоящее время), проводимых дней польского слова, поэзии и других зрелищно-массовых мероприятий. Достаточно сказать, что еженедельно в одном из крупных населенных пунктов Гродненщины проводятся тематические дни польской культуры с участием большого количества местного польского населения и гостей из Польши.

Понятно, что сами по себе эти мероприятия не подают какого-либо повода для беспокойства. Тем более что они проводятся под эгидой местных властей и государственного комитета по делам религии и национальностей. Но нельзя забывать и о той узкой грани, которая может отделять развитие национальной культуры от культивирования агрессивного национализма. Ведь те же народные хоры могут быть и центрами распространения  певческой культуры, и (при определенных условиях) «точками сборки» политического экстремизма. Примеров тому в истории более чем достаточно.

Сейчас в Польше  имеется немало политических сил, которые были бы не прочь разыграть карту «польского вопроса» в Белоруссии. При этом,  надо учитывать, что планы по созданию новой региональной сверхдержавы «от моря до моря» пользуются большой поддержкой со стороны Вашингтона. И поэтому никак нельзя сбрасывать со счетов пресловутое американское упорство и польскую настырность в достижении желанных целей.

Этот «дуэт» остановится только при одном условии: когда поймет, что игра потеряла всякие шансы на успех. А это станет возможным лишь при окончательном объединении  Белоруссии и России в единое государство. В любом ином случае «польская интрига» будет лишь закручиваться и активно развиваться.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ