Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

 «Чистая правда со временем восторжествует….»

06.02.2006. Ольвия-пресс

С.Зайченко (Тирасполь)

«Только к утру обнаружила правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово.
Кто-то, уже раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую правду, а так ничего!
Правда смеялась, когда в нее камни бросали,
«Ложь это все, и на лжи одеянье мое».
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее!»
В. Высоцкий

Еще летом 2001 года молдавский президент Владимир Воронин объявил, что без Приднестровья и его промышленного потенциала Молдова представляет собой «тело без рук и ног». С тех пор официальный Кишинев не оставляет попыток получить эти «руки и ноги», пытаясь любыми завладеть собственностью Приднестровье.  Для решения  этой задачи за прошедшие  пять лет  Ворониным было  использовано  все:  лесть и обещания,   шантаж и  угрозы,  привлечение Запада для применения политического давления и санкций,  многочисленных блокад - экономических, дипломатических, телефонных, информационных, вплоть до провокаций в зоне безопасности.  Но самым главным оружием  проворонинского режима в этой борьбе была постоянная и повседневная ложь о приднестровской действительности. Ложь о контрабанде на приднестровско-украинской границе,  о торговле наркотиками и живым товаром, о производстве и торговле оружием и о так называемой  «черной дыре». Молдавские чиновники использовали все доступные международные трибуны для того, чтобы очернить Приднестровскую Республику и дискредитировать ее руководство.  

Первой   попыткой с помощью  лжи организовать экономическую блокаду ПМР стало 1 сентября 2001 года, когда Воронин под предлогом вступления Молдовы во Всемирную торговую организацию (ВТО) распорядился изменить внешний вид таможенных печатей и ввести новые образцы сертификатов качества и происхождения товаров, не предоставив их копии ТПП Приднестровья. Тогда  благодаря поддержке стран-гарантов Украины и России осуществить полную экономическую блокаду Приднестровья у Кишинева не получилось. С тех пор подобных попыток было немало. Экономический ущерб Приднестровью, конечно, был нанесен огромный. Но, тем не менее, Республика все же осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность. Потери бюджета только в 2005 году составили более 50 млн. долларов США, что, естественно, негативно сказалось на обеспечении жизненного уровня  пенсионеров и бюджетников.

В начале этого года Молдова предприняла очередную попытку захватить собственность Приднестровья, но сделать это решила руками Украины.

Подписывая 30 декабря 2005 года молдо-украинское межправительственное соглашение, согласно которому  все приднестровские грузы, проходящие через украинскую границу, обязаны  проходить таможенное оформление  в республике Молдова, Тарлев акцентировал внимание украинского премьера только на том, что эта процедура легализирует приднестровский бизнес и предоставит ему целый ряд преференций на европейском рынке.

Какая отеческая забота!

Уже тогда секретарь Совета безопасности Украины, предчувствуя  завуалированную угрозу  приднестровской экономике, высказывал опасения о том,  чтобы  новые правила  не  ухудшили   деятельность приднестровских предприятий. Вероятно поэтому (чтобы ложь не сразу была обнародована) молдавские чиновники  долго держали в секрете детали поправок в 815 правительственное постановление. Появились они лишь 11 (!)  января. Внесенные в него изменения  подтвердили опасения Тирасполя.

Молдова  нагло обманула Украину!

На совещании в Одессе замминистра экономики ПМР В.Ганин передает премьер-министру Ю.Еханурову пакет документов, подтверждающий этот обман, и заявляет, что молдавский документ ничего общего с экономикой не имеет и направлен на разрушение экономики ПМР.

24 января, обращаясь к участникам одесского совещания,  премьер-министр Украины Юрий Ехануров предложил  выслушать обе стороны - и Молдову, и Приднестровье. Он заявил, что вопрос нуждается в более детальной проработке и его обсуждении с участием Приднестровской стороны. С этой целью  украинский премьер распорядился  создать  рабочую группу, которая совместно с представителями Кишинева и Тирасполя должна будет детально проанализировать эту проблему и найти  взаимоприемлемое для двух сторон ее разрешение.

Итак, новые кишиневские правила прохождения приднестровских товаров через украинскую  границу пока  в силу не вступили. В Молдове по этому поводу разразился целый переполох: как посмел Киев сорвать так скрупулезно подготовленный воронинский план по установлению полного экономического контроля над Приднестровьем!

Официальный Кишинев  уже успел  обвинить  Украину в том, что она якобы «отыграла назад» под давлением Москвы, и намерен, если верить российской газете «КоммерсантЪ», пожаловаться на непостоянство украинцев в Вашингтон и Брюссель, стремясь на Западе найти управу на Киев. 

Браво!  И это после того, как Украина фактически себе в ущерб собственным газом спасала республику от «замерзания», когда «Газпром» с 1 января  прекратил  поставку газа в Молдову. Это после того, как президент Воронин  почти присягая на верность Киеву, заверяя В.Ющенко о непоколебимости и своей преданности единым с ним идеалам западной демократии и обещая  в тесном с Украиной сотрудничестве «идти в Европу».

Обратите внимание –  развитие отношений  Кишинева  с Киевом  очень напоминают отношения  Воронина  с Москвой  в начале своего президентства.  Тогда он  с апреля по август более десяти раз посещал Москву, встречался с президентом В. Путиным,  клялся и божился перед ним   в  «верности и преданности» России, а  взамен просил российского президента  «предложить» гражданину РФ Игорю Смирнову покинуть Приднестровье.  Он обратился  к В.Путину и попросил Россию помочь разработать план урегулирования  молдо-приднестровских отношений. Но скандальный (почему скандальный? – вопрос автора подборки материалов) план Меморандума «Козака» обнажил истинных хозяев.  (Можно ли после этого говорить о надежности, предсказуемости и доверии такому государственному политическому лидеру?).  

Очень  интересен и тот факт, что  Кишинев не стал  жаловаться  на Киев  в ОБСЕ.  А ведь именно эта международная организация обещала Воронину поддерживать все усилия Молдовы по урегулированию конфликта с Приднестровьеми те конкретные меры, что будут в перспективе предприниматься в Кишиневе для создания единого таможенного и экономического пространства.  Оказывается,  Воронин после нескольких «проколов» на саммитах ОБСЕ утратил веру в то, что эта международная организация ему поможет «надавить» на Украину,  так как, по убеждениям кишиневских политиков, официальный Киев находится под влиянием Москвы. Другое дело – США, ЕС, НАТО. 

США и ЕС уже поддержали Молдову.  Что будет на границе,  и  какими печатями будет оформлен приднестровский экспорт – для них не главное.   Главное, что Молдова резко усилила требования по выводу российских войск из Приднестровья и настаивает  на  изменении формата миротворческих сил в зоне безопасности на Днестре.

Выстоит ли Киев, покажет  время.  С одной стороны  Европа и США,  ЕС и НАТО, с другой – судьба 200 тысяч соотечественников в Приднестровье,  надвигающиеся  выборы в Верховную Раду Украины и не простые  взаимоотношения с Российской Федерацией.  Какой путь выберет Украина вопрос сложный. А пока  Приднестровье должно решать свои проблемы самостоятельно.

Сегодня республика Молдова предлагает экономическим агентам ПМР сертификаты происхождения товара  в обмен на временную регистрацию. В этом случае приднестровским предприятиям будут выдаваться сертификаты формы "С", которые не дают никаких преференций в торговле не только с Европой, но и со странами СНГ. В результате такое «благоденствие» со стороны Молдовы может привести  к  подрыву экономической безопасности ПМР. Во-первых, это вызовет резкое удорожание экспортной приднестровской  продукции  и негативно скажется  на ее конкурентоспособности с вытекающим из этого  негативом. Во-вторых, проблемы возникнут не только в экспортных операциях.

Не менее тревожная картина будет складываться в ситуации с импортом. Новый порядок пропуска и доставки грузов в Приднестровье (только через таможенные пункты РМ) предусматривает дополнительное обложение всех потребительских товаров (продукты питания, медикаменты, строительные материалы и др.) 20-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС), акцизами и таможенными пошлинами, которые должны  будут поступать в бюджет Молдовы. Естественно, это вызовет удорожание импорта в Приднестровье и рост потребительских цен практически на все товары (в том числе и первой необходимости) на приднестровском рынке. По словам заместителя министра промышленности ПМР Юрия Ганина, такой рост может составить до 30% и выше. К чему это может привести в условиях возможной остановки бюджетообразующих предприятий, догадаться нетрудно.

Лжет президент Молдовы и о том, что Кишинев обещает вернуть те суммы налогов, которые будут взимать с импортируемых товаров. Опыт говорит об обратном.  По настоящее время Молдова не вернула Приднестровью ни копейки с тех таможенных поборов, что осуществляла с временно зарегистрированных приднестровских экономических агентов того времени. Не вернула она нам и давний долг в размере $24 млн., принадлежащих Молдавской ГРЭС.  Правительство РМ «прикарманило» и те 6 млн. долларов США, которые правительство РФ в 2002 году перечислило ПМР за оказание коммунальных услуг ОГРВ. А может быть, в Кишиневе думают, что в Тирасполе забыли о тех 700 тыс. лей, которые Молдова должна АОЗТ "Тиротекс" с 2004 года? И таких примеров можно приводить еще множество.

Благодаря приднестровским дипломатам и экспертам ложь официального Кишинева была разоблачена и стала достоянием гласности, и правду о ней  узнали  в Киеве.  Глава правительства Украины Юрий Ехануров, например, был просто удивлен, когда услышал доказательства тому, что так называемые «новые правила» пересечения украинских границ для товаров, следующих в Приднестровье, больно ударят по украинским экономическим агентам  приграничных областей – Одесской, Николаевской и Винницкой.

Не меньшей ложью (в свое время) были пронизаны  взаимоотношения Кишинева  с Москвой. Не миновала эта участь и Киев во время президентства Л.Кучмы.  Недобропорядочность  и сегодня превалирует во взаимоотношениях  Молдовы с Украиной.

 По этому поводу я хочу отметить еще одну деталь. Министр экономики Молдовы Валерий Лазэр не случайно накануне встречи в Одессе высказал перед журналистами с глубоким замыслом мысль. Он заявил: "мы (официальный Кишинев – С.З.) вместе с украинскими коллегами придумали новую формулу и рады, что в Киеве, наконец-то, приняли верное цивилизованное решение. Молдова - член ВТО, а Украина туда стремится.  Логично, что мы должны помогать друг другу".

Прежде чем комментировать Лазэра, напомню о том, что подобная договоренность между правительствами Украины и Молдовы была достигнута еще в мае 2003 года. Но бывший тогда президент Украины Л.Кучма, принимая во внимание тот факт, что Украина – гарант безопасности Приднестровья, наложил вето на документ, ущемляющий экономические интересы приднестровского народа.

Хочу напомнить реакцию Воронина на решение Л.Кучмы.

Во-первых, официальный Кишинев обвинил тогда Киев в том, что Украина якобы заинтересована в существовании в Приднестровье так называемого «криминального режима» и тесно с ним связана. По этой причине, утверждал тогда Воронин, Украина отказывалась устанавливать на своей территории совместные с Молдовой таможенные посты на границе с Приднестровьем, цель которых  была та же – полная экономическая изоляция ПМР от внешнего мира. «Наехав» тогда на Киев, Воронин отменил  свой официальный визит в Украину и демонстративно проигнорировал личное приглашение  Л.Кучмы принять участие в торжествах, посвященных юбилею президента Украины.  Короче говоря, в 2003 году официальный Киев получил от Воронина  «плевок в лицо».

Во-вторых, летом 2003 года глава правительства Молдовы и лично ее президент, пытались шантажировать официальный Киев тем, что от Молдовы во многом зависит вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой РМ значится с 28 июня 2001 года. Дело в том, что при вступлении в эту организацию страна-кандидат на вступление в ВТО должна получить на то согласие всех членов этой организации и в первую очередь от приграничных соседей, у которых не должно быть существенных, в том числе и территориальных,  к ней претензий.

Поэтому нынешнее  напоминание В. Лазэра Украине о том, что «Молдова - член ВТО, а Украина туда стремится» и о том, «что мы должны помогать друг другу»,  говорит о том, что официальный Кишинев просто шантажирует Киев.  Из этого и вывод:  Молдова не может быть надежным, а главное, стратегическим партнером, потому что от нее можно в любой момент ожидать подвоха.

 Этим объясняется и то, что  Кишинев  обратился с просьбой оказать давление на Киев не в ОБСЕ, а в Вашингтон и Брюссель. Решающим фактором при вступлении Украины в ВТО будет согласие на это США и стран  Евросоюза, а не ОБСЕ.  Расчет Воронина очень прост: если Вашингтон и Брюссель официально поддержат Кишинев, то современный Киев не посмеет идти на конфликт с соседней Молдовой и пойдет ей на уступки.

В заключении  с удовлетворением можно отметить, что официальная Москва  поняла, с кем имеет дело в Кишиневе, и предпринимает определенные шаги по упреждению полной экономической блокады ПМР.

Озабоченность Тирасполя по поводу грубого нарушения Молдовой Московского меморандуму 1997 года, закрепившему за Приднестровьем право на самостоятельное ведение внешнеэкономических связей, поддержана в Москве. А это уже говорит о многом. "Возникают вопросы, как все это будет реализовано. Нас заверяют (Москву – С.З.), что эти шаги не приведут к экономической блокаде, однако нововведения вызывают обоснованную настороженность", - заявил посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин. При этом он отметил, что новый порядок оформления грузов может негативно  сказаться и на экономических операциях российского бизнеса в Приднестровье. 

После одесской встречи 24 января, комментируя приостановление введения новых молдавских правил таможенного оформления приднестровских грузов через Украину, российский дипломат недвусмысленно выразился: "Это, конечно, хорошо, что возобладал здравый смысл, но мы все же хотим выяснить, что же происходит на границе». На практике это означает, что Москва довольно серьезно относится  к проблеме, связанной с возможной экономической блокадой ПМР.

Конечно, страны-гаранты приднестровской безопасности внесли весомый вклад по предупреждению полной экономической блокады Приднестровья, но главная заслуга в том, что блокада  не состоялась,  принадлежит  политическому руководству  Республики, которое предпринимает в этом направлении  конкретные ответные шаги.   Как предполагают приднестровские эксперты – это может быть вплоть до «выхода Тирасполя  из переговорного процесса с Кишиневом".   Глава государства  ПМР по этому поводу вполне  официально заявил, что возможные негативные последствия решения Кишинева могут напрямую отразиться и на судьбе переговорного процесса. «Не могут идти переговоры под экономическим, силовым или любым другим давлением, – сказал Игорь Смирнов. - Решение молдавских властей - это попытка посягнуть на приднестровскую собственность. Какие после этого могут быть переговоры?" – сделал  заключение  наш  президент. 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ