Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ультиматум Путина Грузии. Кто виноват, что делать и с чего начать?
Заявление Института стран СНГ

 

Президент РФ Владимир Путин сделал 11 сентября жесткое и конкретное заявление, обозначающее пределы терпения России и терпимости российского руководства к двуличному поведению властей Грузии. В последовавших комментариях российских и международных СМИ это заявление характеризуют как свидетельство беспрецедентного обострения  российско-грузинских отношений, как нечто из ряда вон выходящее и сенсационное.

Это полуправда. Правда, что современные российско-грузинские отношения плохи, даже отвратительны. Неправда то, что заявление президента России – сенсация, какая-то неожиданность, не имеющая настоящей причины. Причины российско-грузинских противоречий глубоки, они возникли не сегодня и не вчера и настоящей сенсации для страны с такой историей как Россия являлось отсутствие до недавнего времени адекватной реакции ее руководства, ее политической и общественной элиты на бесконечные задирания со стороны отпавшей от Москвы в 1991 году Грузии.

С первых дней своего независимого существования государство, получившее в дар от распавшегося Советского Союза территории, никогда не являвшиеся его исконными и историческими, приступило к карательным операциям против населения Южной Осетии и Абхазии, не воспринимавших тезис об унитарной, «единой и неделимой», т.е. никогда не существовавшей Грузии. В этих конфликтах погибли тысячи наших соотечественников. Однако тогдашний президент России, сам причастный к развалу СССР, так и не занял принципиальной позиции, осуждающей подобные кровавые эксперименты. В 1993 году Грузия оказалась на грани полного краха, но   Эдуард Шеварднадзе и созданный им режим были спасены благодаря вмешательству России, по прямому указанию Бориса Ельцина.

Очень скоро выяснилось, что вместо благодарности политический класс Грузии готов винить в бедах своего народа и государства кого угодно, но только не себя. С этих пор «руку Москвы» в Тбилиси стали видеть даже за наводнениями и землетрясениями.  И когда запутавшаяся в первой чеченской войне Россия была вынуждена подписать Хасавюртовские соглашения, руководство Грузии сочло, что ни с Россией, ни с российскими интересами на Кавказе можно более не церемониться. Императивом политики Грузии окончательно стало – «чем хуже для России, тем лучше для Грузии». Руководствуясь этим принципом в Тбилиси принимали и размещали представителей Чечни. Руководствуясь этим принципом предоставили в распоряжение чеченских боевиков Панкисское ущелье Грузии. И наконец, руководствуясь именно этим принципом, всячески затягивали в кавказские дела Запад, НАТО, Соединенные Штаты.

В потоке комментариев по поводу заявления президента Владимира Путина иногда звучит мысль, что своим заявлением российский президент открывает дорогу для сделки: Россия «закрывает глаза на американское вторжение в Ирак, США не препятствует нашей возможной спецоперации в Грузии». Это смешно. С мировой сверхдержавой безнадежно вступать в сделки, поэтому ничто не должно угрожать принципиальности нашей дипломатии, вместе с большинством американских союзников осуждающую одностороннюю американскую акцию против Ирака (вряд ли мы вступим в войну с США из-за Ирака, но всю ответственность в отличие от борьбы с талибами США в Ираке пусть возьмут на себя). К тому же российско-грузинские и американо-иракские проблемы не имеют ничего общего: Ирак в течение последних двухсот с лишним лет не был частью американского государства, США не граничат с Ираком и на его земле не находятся базы террористов, ведущие на территории одного из штатов США открытую вооруженную борьбу с центральным правительством.

Как нам кажется, сама угроза самостоятельных действий России против боевиков в Панкисском ущелье Грузии, прозвучавшая в заявлении Владимира Путина, значительно важнее, чем сами эти действия. Спецоперация на территории Грузии – крайнее средство, которого нельзя исключать. Однако мы должны быть готовы не только к тому, что такая акция будет скорее всего осуждена в международных инстанциях, которые Грузия в очередной раз забросает заявлениями об агрессии со стороны России (лишний повод убедиться в реальности двойных стандартов в борьбе с международным терроризмом), но и, что пожалуй важнее, может искусственно продлить дни политической жизни режима Эдуарда Шеварднадзе под лозунгом консолидации для борьбы с Россией. Солдат же легче ввести, чем вывести.

Гораздо эффективнее было бы использовать в полном масштабе весь арсенал дипломатических, политических, экономических мер давления на руководство Грузии. К ним относятся: изменение официальной позиции в грузино-абхазском и грузино-осетинском урегулировании, признание де-факто все эти годы фактически существующих правительств Южной Осетии и Абхазии; пересмотр льготной экономической политики в отношении Грузии (повышение тарифов на газ, электроэнергию, пресечение финансовой подпитки Грузии с территории России); развитие прямых отношений с отдельными регионами Грузии, проявляющими к этому интерес (Аджария, Джавахетия и др.).

Директор Института стран СНГ К.Затулин


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ