Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
31 октября 2005 г., Lenta.ru
Петр Бологов
После длительного перерыва возобновились переговоры между Кишиневом и Тирасполем
Возобновившиеся 27-28 октября после более чем годичного перерыва переговоры по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта порадовали не столько своими первоначальными результатами, сколько неожиданными и крайне любопытными заявлениями заинтересованных сторон. Судя по комментариям из Кишинева, где возобновился диалог, многого от переговоров и не ждали - хорошо уже и то, что ситуация просто сдвинулась с мертвой точки. А остроты ей добавили многочисленные высказывания политиков, в первую очередь президента Молдавии Владимира Воронина, истосковавшегося за год без возможности официально выразить свое видение проблемы.
Как известно, 15 месяцев назад переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем был прерван по причине "блокирования приднестровским режимом школ с молдавским языком обучения". Именно такую причину назвали в Кишиневе. За прошедшее с тех пор время много чего изменилось как в самой Молдавии, так и в соседней Украине, новый лидер которой - Виктор Ющенко - сразу дал понять, что Киев намерен активизировать свое участие в процессе приднестровского урегулирования. Украинский президент даже разработал свой план, согласно которому Молдавия и Приднестровье в три этапа должны помириться и, взявшись за руки, зашагать в светлое будущее. Этот план был на ура принят в Кишиневе, и даже Тирасполь поначалу склонялся к тому, чтобы одобрить его, несмотря на то, что предложения Ющенко оговаривали автономию Приднестровья исключительно в составе Молдавии.
В сентябре этого года в Одессе стороны договорились возобновить диалог. Однако сразу после этого приднестровское руководство получило на руки новый российский проект урегулирования. В Москве не стали полностью отметать предложения Ющенко, но при этом упор сделали на небезызвестный "меморандум Козака", по которому Приднестровье и Молдавия создавали бы федеративное государство. Понятно дело, что Тирасполь тут же взял российский план за основу, на которой должны строиться переговоры. Но в Одессе о будущих конкретных шагах говорилось вскользь, хотя предпочтение, естественно, отдавалось плану Ющенко - главной темой обсуждения там был сам формат переговоров. Молдавия настаивала на участии в переговорном процессе ЕС и США в качестве полноправных членов. Тирасполь не соглашался, но сторонам все же удалось договориться: Европа и Америка будут участвовать в переговорах, но в качестве наблюдателей. "Такой статус ЕС и США - первая ступень к полномасштабному привлечению этих стратегических партнеров к приднестровскому урегулированию", - заявил после одесской встречи министр реинтеграции Молдавии Василий Шова.
Но рано или поздно участники будущих переговоров должны были определиться по вопросу о том, какой план - российский или украинский - вносить в повестку встречи в качестве основного. Никто уступать не собирался, и в конечном итоге было принято Соломоново решение - ни тот, ни другой. Главными вопросами кишиневских переговоров должны были стать демократизация и демилитаризация Приднестровья. Причем второй вопрос, понятно дело, больше всего волновал Кишинев, для которого демилитаризация - это, прежде всего, вывод из региона российских войск, пусть даже их потом заменять украинские, натовские или какие-либо другие части. Главное - без россиян, за спиной которых Тирасполь, по мнению молдавских политиков, стал больно разговорчив.
15 месяцев спустя
27 октября представители Молдавии, Приднестровья, ОБСЕ, России, Украины, США и ЕС встретились в офисе ОБСЕ в Кишиневе, и работа началась. Вечером того же дня участники переговоров начали комментировать первые итоги встречи. По словам министра реинтеграции Молдавии Василия Шовы, стороны обсудили вопросы, входившие в повестку дня, ранее одобренную посредниками. В частности, по его словам, был рассмотрен актуальный этап реализации украинского плана приднестровского урегулирования, предусматривающий "демократизацию, декриминализацию и демилитаризацию региона". Участники переговоров также говорили о мониторинге предприятий военно-промышленного комплекса региона, о выводе российских войск и о ситуации в Зоне безопасности, заслушали доклад о подготовке к международному мониторингу молдавско-украинской границы. "Встреча прошла в деловой обстановке, никаких решений пока не принималось. Надеюсь, что они будут приняты в пятницу (28 ноября) в ходе тираспольского раунда переговоров", - отметил Шова. После второго дня в его высказываниях уже скользила грусть: "Сожалею, что все усилия, приложенные нами в ходе и накануне этих консультаций, не привели к какому-либо результату", - разочаровано заметил министр.
Да и в целом переговорщики назвали результаты двухдневной встречи в Кишиневе и Тирасполе "скромными". Стороны, например, решили начать консультации по вопросу учреждения международной миссии по оценке ситуации в Приднестровье для проведения впоследствии демократических выборов. Кроме того, на переговорах отмечалась важность начала работы по созданию механизмов безопасности и повышению доверия между сторонами, а конфликтующим сторонам рекомендовано до конца ноября обменяться информацией о положении дел в области обороны. Другая достигнутая договоренность касается мониторинга военно-промышленного комплекса приднестровского региона.
В то же время молдавская сторона выразила сожаление, что до сих пор не поднят вопрос об эвакуации российских боеприпасов из Приднестровья. Василий Шова выразил надежду, что на совещании ОБСЕ в Любляне в начале декабря в этом направлении удастся достичь конкретных результатов. Хотя, по словам представителя Тирасполя на переговорах Валерия Лицкая, вопрос эвакуации боеприпасов будет решаться вне переговорного формата - между Россией и ОБСЕ. В свою очередь представитель МИД РФ Валерий Нестерушкин объяснил прекращение вывоза вооружения долгой паузой, возникшей в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. Это объяснение не удовлетворило Кишинев, где справедливо заметили, что переговоры - переговорами, но контакты между конфликтующими сторонами в любом случае не прекращались.
Как и ожидалось, камнем преткновения стал на встрече российский план урегулирования. Несмотря на то, что Валерий Нестерушкин назвал этот документ всего лишь дополнением к плану Ющенко, молдавская сторона в категоричной форме заявила, что все инициативы, которые легли или лягут на стол переговоров, должны полностью соответствовать украинским предложениям и молдавскому Закону об основных положениях статуса приднестровского региона. "Предложения, противоречащие этим документам, не будут рассматриваться", - подчеркнул Шова.
Отдельно был затронут и вопрос о предстоящих в декабре выборах в Верховный Совет Приднестровья. Похоже, что в Кишиневе возлагают большие надежды на смену законодательной власти в самопровозглашенной республике. Как заявил президент Молдавии Владимир Воронин, он не сядет за стол переговоров с нынешним руководством Приднестровья, но готов вести их с новой командой, которая может прийти к власти в результате предстоящих выборов.
Суровый, но справедливый Воронин
Вообще президент Молдавии - это отдельная тема. Складывается впечатление, что головную боль у Воронина вызывает не сама приднестровская проблема, то есть вопрос территориальной целостности Молдавии, а противостояние Кишинева и Москвы. Воронин в пух и прах разнес российский план урегулирования, а все возможные экономические санкции со стороны России, на которых периодически настаивает Госдума РФ, объяснил исключительно политической конъюнктурой. "Российские депутаты были дезинформированы - большинство из них считает, что мы получаем чуть ли не бесплатный газ и не платим за него", - сказал Воронин, назвав подобные обвинения "некомпетентными и оскорбительными".
Так, по его словам, Молдавия приобретает газ по самой высокой в СНГ цене - 80 долларов за тысячу кубометров - и полностью рассчитывается за него. А в государственном долге Молдавии, который без учета штрафов и пени составил почти 662,6 миллионов долларов, 541 миллионов приходится на Приднестровье, утверждает президент. "Таким образом, мы субсидируем экономику Приднестровья. Мы не против таких обязательств, но было бы намного лучше, если они исполнялись в территориально целостной стране", - заметил Воронин. При этом президент выразил сомнение в том, что Россия введет эмбарго на поставку молдавских товаров, в частности вина. "Если ради смирновского режима (Игорь Смирнов - президент Приднестровья) Россия пойдет на это, то это будет очень серьезно - не для нас, для России", - заявил Воронин.
И в дальнейшем молдавский президент не скупился на шпильки в адрес Кремля, который, исходя из его слов, только и думает, как бы организовать на берегах Днестра заварушку посерьезней. Говоря о вывозе российского вооружения из региона, Воронин пожурил главу Минобороны РФ Сергей Иванова, который заявил, что российские войска не покинут Приднестровье, покуда не будет достигнуто "полномасштабное урегулирования приднестровского конфликта". "Можно подумать, что в задачу министерства обороны входит политическое урегулирование", - подивился молдавский президент. По его мнению, Владимиру Путину следует как можно быстрее приехать в Кишинев и, так сказать, на месте ознакомиться с обстановкой, поскольку сейчас российскому президенту просто морочат голову, убежден Воронин. Делают это, добавил он, те люди, которые "ежегодно отмывают в Приднестровье 2 миллиарда долларов".
Обвинений Воронин выдвинул великое множество - в адрес Центробанка РФ, который "открыл корреспондентские счета приднестровским банкам в Швейцарии"; в адрес российских предпринимателей, скупающих на корню всю промышленность региона; в адрес Торгово-промышленной палаты РФ, выдающей сертификаты на приднестровскую продукцию; и в адрес России в целом, которая решила выдавать жителям непризнанной республики российские паспорта. Однако самый страшный грех молдавский президент признал все же за Тирасполем. По информации Воронина, 13 предприятий Приднестровья, "производящих оружие в режиме нон-стоп", оснащали в свое время армию Саддама Хусейна. Именно оснащали, а не штучно продавали иракскому диктатору раритетные берданки времен Первой мировой. "Через Приднестровье в Ирак шло не только оружие, а целые линии по производству вооружений. Это сейчас расследуется молдавской стороной", - заявил Воронин. Хорошо хоть ядерного оружия молдавские следопыты в Приднестровье не обнаружили, а то ведь Грузия в свое время нашла в Абхазии урановые загашники "Аль-Каеды". Кстати, еще раньше премьер-министр Молдавии Василий Тарлев предположил, что оружие из Приднестровья прямиком попадает в Чечню.
Молдавский президент поведал журналистам и о том, как раскрыл заговор российских военных против его страны. По словам Воронина, в 2003 году он в последний момент обнаружил в предложенном тогда российской стороной плане урегулирования приднестровского конфликта ("меморандуме Козака") положение о создании в Приднестровье российской военной базы сроком на 20 лет. "Это был новый документ на страницу с одним пунктом, в котором было указано, что мы подписываем этот документ с тем, что формируется российская военная база сроком на 20 лет численностью такой-то", - рассказал молдавский лидер. Обнаружив такой подвох, Воронин сразу же связался с Москвой и поставил российское руководство в известность, что "если эта страница остается, вопрос о подписании документа снимаем".
Семь умов хорошо, а восемь - еще лучше
Не исключено, что в скором времени формат переговоров по Приднестровью, который ныне сложился в виде формулы "5+2", снова претерпит изменение. Восьмым участником может стать Румыния, которая недавно приняла председательство в ОБСЕ. "Решение проблем региональной безопасности, связанных с территорией, экономика которой основана на незаконной торговле, требует широкого международного участия", - заявил 28 октября глава МИД Румынии Михай Рэзван Унгуряну. Он признался, что сейчас Бухарест "пытается в разных формах принимать участие в урегулировании приднестровского конфликта". "Учитывая близость Приднестровья к границам Румынии, мы находимся в курсе дел и проявляем постоянную дипломатическую реакцию", - сказал Унгуряну. Поскольку за 13 лет сторонам так и не удалось добиться компромисса, в Румынии полагают, что его можно достичь, только увеличив количество участвующих в переговорах сторон.
Следующий раунд переговоров в расширенном формате состоится в середине декабря. Конфликтующие стороны, судя по бодрым заявлениям с обоих берегов Днестра, настроены весьма оптимистично, хотя некий горький осадок неудовлетворенности от первой после долгого перерыва встречи все же остался. Как заявил представитель МИД РФ Валерий Нестерушкин, давая свой прогноз на декабрьские переговоры, большинство поднятых на встрече в расширенном формате вопросов обсуждались ранее и имеют тенденцию к осложнению, однако надежды на конструктивный диалог сохраняются. Неудивительно, ведь надежда умирает последней.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |