Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Почему Кишинев так полюбил Варшаву?

19 сентября 2005 г., С.Зайченко, «Ольвия-пресс»

Начну с того, что и Варшава, и Кишинев во всех своих бедах и государственных проблемах стабильно обвиняют «руку Москвы». Например, обострились польско-белорусские отношения – виновата Москва. В Молдове назрел энергетический кризис – тоже виновата Москва. Или, в Польше разгорелся крупный скандал с приватизацией крупнейшей нефтяной компанией «Орлен» («Orlen») – опять виновата Москва. По утверждениям польских политиков, российские спецслужбы якобы захотели установить контроль над компанией и тем самым нанести «серьезный ущерб национальной безопасности Польши». Аналогичное суждение бытует и в Молдове. Не успел российский «Газпром» предложить РМ рассчитаться с ним за исторические долги по газу акциями «Молдовагаз» и электрораспределительных сетей, как в адрес России посыпались обвинения в посягательстве на энергетическую безопасность Молдовы. Или, не удалось Кишиневу затянуть до конца экономическую удавку Приднестровью – виновата Москва. Не согласен Тирасполь «лечь под Кишинев» – опять виновата Москва и ее миротворческие силы. И таких примеров можно привести множество. Но не это главное, что толкает Молдову в объятия Польши.

Главное – это то, что официальный Кишинев любит всех, кто стоит на антироссийских позициях, конфронтируется с Москвой и поддерживает Молдову в ее стремлении интегрироваться с Западом. Это и Грузия, и страны Балтии, и Польша, и некоторые другие страны Восточной Европы. Сегодня особым магнитом и примером для подражания является Польша. Об этом и пойдет разговор.

Современная Варшава – это центр антироссийской кампании в Восточной Европе, что особо привлекло к ней внимание кишиневской политической элиты. Пользуясь покровительством США, Польша пытается навязать Европе роль идеального посредника между «Старым Светом» и «Новой Европой» (РМ, как любит выражаться ее президент, является составной частью «Новой Европы»), а также между Москвой и Западом в целом. Переметнувшись, в ущерб собственным национальным интересам и позициям в Европе, в лагерь более мощного заокеанского покровителя, Варшава безоговорочно поддерживает все инициативы и начинания США, даже если они противоречат интересам Евросоюза, членом которого является и Польша. Варшава целиком и полностью поддержала военную агрессию США в Ираке и ее политику в отношении иракского народа, на что в Европе отреагировали совершенно неоднозначно. Президент Франции Жак Ширак, например, тогда открыто предупредил Варшаву, заявив, что Польша «могла бы скромно и промолчать», как это сделали многие восточно-европейские государства, и не противопоставлять себя ЕС. Но если польская политика вызвала определенное раздражение в Евросоюзе, то в Вашингтоне она удосужилась самых лестных похвал. Джордж Буш в то время открыто заявил, что с «Новой Европой», имея в виду Польшу, намного «лучше строить взаимоотношения, чем со Старым Светом». И в благодарность за это Варшава получила под свою ответственность целый сектор наиболее нефтеносной иракской территории между Басрой и Багдадом, а Польша заявлена «надежным стратегическим партнером США».

По примеру Польши и Молдова полностью поддержала действия США в Ираке, направив в эту арабскую страну свой воинский контингент. И пусть этот контингент не столь велик, как польский, зато сам этот факт дал основание Кишиневу считать себя стратегическим партнером США.

Сегодня Польша все активнее начала вмешиваться во внутренние дела стран на постсоветском пространстве. Это и Украина, и Белоруссия, а сейчас уже и Молдова находится под пристальным вниманием из Варшавы. В Молдове, например, президент Польши А.Квасьневский стал кумиром воронинской элиты после того, как пообещал Воронину лоббировать интересы РМ в евроструктурах, особенно в НАТО. Дело в том, что Молдова в ЕС может не попасть еще 20-30 лет, а вот в НАТО ее могут принять без особых проблем. Правда, только в том случае, если она сохранит свою государственность.

Ни для кого не секрет, что главная задача, которую отрабатывает Польша на европейском континенте, это в интересах США ослабление российского влияния на страны Восточной Европы и молодые государства постсоветского пространства, особенно на Украину.

Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать слова польского президента Александера Квасьневского годичной давности: «Для США Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной», говорил он. Находясь в начале августа текущего года в Эстонии, он высказался в поддержку позиций Таллина в противостоянии с Россией. По его словам, «Эстония может рассчитывать на поддержку Польши по всем вопросам, касающимся границы с Россией, поскольку это граница не только с Эстонией, но и восточная граница Европейского союза» («Кр. Звезда», № 142 от 09.08.05г.).

Сегодня внешние ориентиры и внешнеполитический курс РМ практически ничем не отличаются от позиций Польши. Все тот же Европейский союз и аналогичное коленопреклонение перед Вашингтоном. И хотя юридическая интеграция в западные структуры Молдове не светит до тех пор, пока Бессарабия на деле не обретет статус «Молдовы», на любых условиях объединившись с Приднестровьем, официальный Кишинев уже считает себя неотъемлемой частью НАТО. Прикрываясь членством «Партнерства …» и не взирая на конституционный статус нейтрального государства, Молдова фактически смирилась с ролью протектората НАТО, надеясь с помощью этого блока решить приднестровскую проблему по своему сценарию. Это и реформирование Национальной армии по стандартам НАТО и на его средства, и реконструкция военного аэродрома в Маркулештах (на средства НАТО) под прием тяжелой транспортной авиации США, и постоянные совместные с НАТО военные учения (и тоже на средства НАТО), и установление прямой спецсвязи с Вашингтоном, и многое другое прочее.

Здесь уместно будет напомнить о планах установки американскими военными в Кишиневе мощного военного радара, призванного стать, по словам министра обороны РМ Валериу Плешка, «еще одним атрибутом» якобы «суверенного государства». Оказывается, этот "атрибут суверенного государства", стоимостью $10 млн., опять же безвозмездно предоставлен Молдове блоком НАТО и будет установлен за счет альянса в качестве так называемой «гуманитарной» помощи Национальной армии РМ.

Не является секретом, хотя это и отрицает официальный Кишинев, что современный радар устанавливается вовсе не столько для осуществления контроля над воздушным пространством Молдовы, сколько для отслеживания воздушного пространства Украины и России. С этой целью подобные РЛС уже установлены в Польше и странах Балтии.

Дружба Кишинева и Варшавы основывается не только на том, что они вместе «служат одному боссу», хотя это и немаловажная деталь. Дело в том, что Польша, являющаяся членом НАТО и ЕС и поддерживаемая мощным заокеанским покровителем, заявила о своей поддержке позиции официального Кишинева в приднестровском урегулировании. Во-первых, президент А.Квасьневский гарантировал Воронину всестороннюю поддержку на уровне НАТО и ЕС в вопросах, касающихся прекращения военного присутствия России в Приднестровье и перевода миротворческой миссии на Днестре под эгиду ЕС. Во-вторых, еще в апреле он обещал Воронину убедить президента Украины В.Ющенко в целесообразности и необходимости контроля украинско-приднестровского участка границы совместными молдо-украинскими таможенными постами. И, в-третьих, между Варшавой и Кишиневом существует договоренность о том, что Польша в качестве страны-члена НАТО будет содействовать изменению пятистороннего формата переговоров с привлечением к этому процессу США, ЕС и даже Румынии, имеющей, по мнению Квасьневского, свои национальные интересы в приднестровском урегулировании.

Как вы думаете, откажет ли Джордж Буш президенту Квасьневскому в его просьбе помочь Воронину, если Польша ради дружбы с США приняла новую политико-стратегическую так называемую «оборонную доктрину Республики Польша», в которой в качестве «наиболее вероятных угроз» ее национальной безопасности рассматриваются «международный терроризм», «распространение оружия массового поражения» и «региональная нестабильность». Правда, о какой такой «региональной нестабильности» в регионе и кто ее может спровоцировать, речи нет. Можно подумать, что «угроза европейской нестабильности», как любит выражаться господин Воронин, исходит из Приднестровья и угрожает национальной безопасности Польши. Однако противостоять ей Варшава намерена со всей серьезностью и по многим направлениям. Со ссылкой на польские СМИ, газета МО РФ «Красная Звезда» за 9 августа 2005 года сообщает, что на аэродром в Бяла-Подляске переносится крупная авиационная база США из Франкфурта-на-Майне. Вторая такого же масштаба авиабаза США, переведенная из Рамштайна (Германия), уже размещена в Миньске-Мазовецком. Третья – в Повидзе, куда в настоящее время перебрасываются самолеты из Битбурга. Кроме этого, в районе польских городов Свентошуве и Легнице создаются военные базы для сухопутных сил США. К тому же Варшава готова предоставить территорию Польши и для развертывания элементов американской ПРО. В целом Польша сегодня – это самая мощная американская авианосно-ударная группировка (АУГ) в Европе.

Вот и выходит, что Варшава – невеста перспективная и «свататься» к ней готов не только официальный Кишинев.

Вильнюс, Киев и Тбилиси тоже стремятся укреплять взаимное сотрудничество с Варшавой, о чем открыто заявил президент Литвы Валдас Адамкус после встречи в Крыму четырех президентов Польши, Литвы, Грузии и Украины, состоявшейся 18-19 августа.

Валдас Адамкус подчеркнул тогда, что стремление к сотрудничеству четырех государств не скрывается и открыто декларируется. Было ясно сказано, что этот регион должен смотреть на Запад, должен вести дела на новой основе, и «мы должны поддерживать друг друга в этом направлении», - сказал по возвращении из Крыма 19 августа президент Литвы. К слову сказать, ту встречу президентов Валдаса Адамкуса, Александера Квасьневского, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили российские СМИ расценили, как «стремление создать новую геополитическую ось Каспийского-Черного-Балтийского морей, направленную на ослабление влияния России в этом регионе».

Что еще может быть привлекательней для официального Кишинева, чем заигрывание с Варшавой, исполняющей роль Вашингтонского генерал-губернатора в восточном регионе Европы? Этим только и можно объяснить повышенное внимание руководства Молдовы к укреплению двухсторонних отношений с Польшей. Но как бы не укреплялись дружественные отношения Кишинева и Варшавы, Румыния остается на своих прежних позициях: объединение двух румынских государств рано или поздно неизбежно. Об этом в Бухаресте уже говорят открыто.

Депутат румынского парламента, например, от наиболее влиятельной политической партии социал-демократов Адриан Северин недавно представил в Бухаресте политический анализ Института "Овидиу Шинкай", озаглавленный "Приднестровье - эволюция замороженного конфликта и перспективы урегулирования", заявив при этом, что этот документ предлагает официальным лицам Румынии направить свои усилия на "отсоединение Приднестровья от территории Республики Молдова и установление там режима, аналогичного примененному в провинции Косово", то есть, «автономизировать РМ от Приднестровья». При этом следует напомнить, что Приштина (административный центр Косово) уже претендует на независимость региона от Сербии, что вполне спокойно воспринимается западным международным сообществом. Спокойная реакция Запада на предложение депутата румынского парламента есть косвенное подтверждение тому, что вариант возвращения блудной Бессарабии под юрисдикцию Румынии до настоящего времени не снят Бухарестом с повестки дня.

Из сказанного следует вывод: если Бухарест (член НАТО и будущий коллега Польши по ЕС) действительно выступит с подобной инициативой, а Варшава (как член НАТО и ЕС) его поддержит, никакая «любовь» не спасет Кишинев от «реинтеграции» в Румынию.

Это понимают и на Западе (в Европе), и на Востоке (в России). Это доподлинно известно и партии власти в РМ, и ее оппозиции в лице ХДНП. Только громко говорить об этом пока не решаются ни на правом, ни на левом берегах Прута.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ