Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Независимое обозрение,
3 июля 2002

Правовой апартеид

Кирилл Прокопов

- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию с правами русских в Прибалтике?

- В этом отношении Прибалтику можно условно разделить на две части: первая – где существует правовой апартеид (Эстония и Латвия), и вторая – где с правами русских ситуация более-менее нормальная (Литва). В Эстонии и Латвии совершенно очевидна дискриминация, которая к тому же закреплена законом, о чем говорят все международные структуры. Данные проблемы и выстраивают преграды на пути к вступлению Эстонии и Латвии в Европейский Союз. Неграждане в этих двух прибалтийских республиках никак не могут влиять на правила жизни общества. При любой конкуренции на рынке труда предпочтение отдается гражданам, независимо от квалификации и подготовки. Негражданин в случае любой, даже воображаемой нелояльности может быть уволен без обоснования причин. Защитные статьи трудового законодательства на него фактически не распространяются.

В Литве же нет прямого законодательного ущемления прав нелитовского населения. Это происходит не потому, что там ценят отношения с Россией и ее вклад в развитие Литвы. Просто если в Эстонии и Латвии русского населения - 30%, то в Литве - всего около 9%. Это значит, что оно не составляет существенной конкуренции в вопросах передела собственности, на рынке труда и социальных услуг. Только в силу малочисленности русского населения литовское законодательство (в частности о гражданстве) вполне лояльно. Но при этом все прибалтийские государства осуществляют свое строительство вполне в национально-ориентированном духе.

- А как вы прокомментируете позицию прибалтийских властей, заключающуюся в том, что никакой дискриминации нет?

- Например, в Эстонии по Закону «О гражданстве» требования к знанию государственного языка приравнены к профессиональным. Многих русских, которые не возражали бы против принятия эстонского гражданства, останавливает тот факт, что они просто не сдадут язык. Профессиональные требования подразумевают не только устный экзамен, но и письменный, от которого освобождаются лишь старики, рожденные до 1930 г. Эстонское руководство получает много нареканий по этому поводу, что и отмечалось в выводах комиссии ЕС, которая занимается проблемами национальных меньшинств.

Эстонские власти под натиском этих претензий развернули и широко рекламируют программу интеграции русских в эстонское общество. Однако фактически это не интеграция, а ассимиляция русского населения. Об этом с тревогой говорят активисты русских общественных движений.

Если русские составляют 28% населения Эстонии, то среди граждан их всего 14%. Непринятие эстонского гражданства связано именно с тяжелыми условиями или невозможностью его принятия для целых категорий. Почти такая же ситуация складывается и в Латвии. Так что заявления властей об отсутствии дискриминации не соответствуют действительности.

- Имеются ли какие-то принципиальные различия в положении русских в Прибалтике и Средней Азии?

- В Прибалтике, где общий уровень правовой культуры населения и государства значительно выше, чем у наших азиатских соседей, дискриминационные нормы, применяемые государством по отношению к своему населению, вынужденно прописаны в законах (иначе власти просто не смогут действовать) и таким образом объявлены. В азиатских же государствах живут не по писаному закону, а по негласным правилам. То есть явных дискриминационных норм в законодательстве, например, Казахстана вы не найдете. По конституции русский язык употребляется в официальных органах власти наравне с государственным – казахским, однако в трех южных областях страны уже введено делопроизводство на казахском языке. Это происходит не потому, что население того требует, а потому что чиновники в большинстве своем являются представителями титульной нации. И язык в Казахстане - лишь политический инструмент конкуренции на рынке труда и в органах власти.

- Может ли ситуация с правами русских измениться в ближайшее время?

- В октябре этого года пройдут выборы в парламент Латвии. По всем прогнозам, хорошие шансы имеет блок «За Права Человека в Единой Латвии», в который входят и социал-демократы, и социалисты, и пророссийски настроенные движения. В прошлом году они успешно выступили на выборах в рижский городской парламент и хорошо зарекомендовали себя в работе. Я думаю, у них будет возможность повлиять на законодательство и изменить отношение к русскоязычному населению.

В Эстонии же иная ситуация. Там существует пять русских партий, которые ведут работу по консолидации своих усилий. Но пока блока, подобного латвийскому, там не видно, так как лидеры этих партий с трудом идут на компромисс.

- На ваш взгляд, все ли возможное предпринимает Россия по защите своих соотечественников в Прибалтике?

- Безусловно, мы должны быть заинтересованы в соотечественниках за рубежом, в том числе и гражданах России, которые будут естественными проводниками ее интересов и влияния. К большому сожалению, вся российская политика в этом направлении по сути дела остается декларацией. С 1994 года, когда начала работать правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, осуществились часть проектов, очень важных в гуманитарной сфере: поддержка издания учебной литературы для русскоязычных школ, приглашение учителей гуманитарного направления на курсы повышения квалификации в Россию и т.д. Но это лишь капля в море.

Наша страна, к сожалению, не защищает своих соотечественников. Российское руководство проводит лишь некоторые эпизодические акции во время президентских избирательных кампаний.

А в этом году по соотечественникам вообще наносится сокрушительный удар посредством Закона о гражданстве, узаконивающего 10-летнее предательство. Вот это уже реальная политика. Есть декларации президента о том, что Россия будет заботиться о своих соотечественниках, а в действительности делается все, чтобы русский народ был разделенным.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ