К ЧИТАТЕЛЯМ
Мы
приносим свои извинения за проволочку с выходом настоящего выпуска. Это было
связано, главным образом, с бурными событиями прошлой недели в Государственной
Думе Российской Федерации, где принимался бюджет на 2006 год в третьем чтении.
Для нас было небезразлично, удастся или нет добиться больших возможностей поддержки для наших
соотечественников за рубежом и, в целом, для расширения инструментария
российской внешней политики. Но, обо всем по порядку.
Оранжевый
цвет становится все менее популярным на постсоветском пространстве. Это еще раз
подтвердили состоявшиеся 6 ноября парламентские выборы в Азербайджане.
Насмотревшись на «триумфальное» шествие «революционеров с Майдана Незалежности»
азербайджанцы не стали делать из себя марионеток чужой игры. Да и внешняя
заинтересованность в создании более прозападного режима в Азербайджане
споткнулась о необходимость сохранения политической стабильности в интересах
крупнейших транснациональных нефтяных компаний, работающих в регионе. А пока
оранжевые языки пламени освещали ночной Париж и некоторые другие города
Франции, Бельгии и Германии, породив серьезные опасения у многих: а не начало
ли это нового столкновения цивилизаций?
Не
первый год и наше общество волнуют вопросы миграционной политики государства. В
этом месяце дискуссия о том, нужны ли, или не нужны мигранты России, вновь
обострилась на фоне тревожных сообщений из Франции, где продолжаются погромы и
поджоги. Одни говорят о недопустимости политики открытых дверей для въезжающих
на территорию России, другие заявляют, что Россия – общий дом для многих
народов и в этом ее сила. Социологический опрос по этой проблеме в рубрике
«Жизнь диаспоры».
В
процессе принятия находится Концепция государственной миграционной политики
Российской Федерации, которая будет рассмотрена на заседании Правительства в
феврале 2006 года. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками провел
специальное обсуждение на своем заседании 10 ноября. Стенограмма всего этого
заседания, в ходе которого обсуждались и другие интересные вопросы, публикуется
нами в рубрике «Вести из Государственной Думы».
В
этой же рубрике Вы найдете выдержку из стенограммы заседания Государственной
Думы, рассматривавшей 16 ноября Договор между Россией и Казахстаном о
российско-казахстанской границе. В итоге
несмотря на острую дискуссию, он все же был ратифицирован. Несмотря на
серьезные сомнения, директор нашего Института, депутат Госдумы Константин
Затулин проголосовал за ратификацию. «Мне не нравится ни граница России с
Казахстаном, повторяющая внутренние административные деления в Советском Союзе
и закрепляющая таким образом за Казахстаном казачьи земли Юга Урала и Сибири,
ни то, что мы не спакетировали ратификацию Договора о границе с важными
уступками в пользу наших соотечественников в Казахстане, прежде всего в вопросе
о статусе русского языка и развитии областного самоуправления, - заявил Константин
Затулин. – Но у меня и депутатов, принадлежащих к парламентскому большинству,
нет возможности воздержаться или отказать в ратификации Договора с Казахстаном,
коль скоро он в повестке заседания. В отличие от, скажем, коммуниста
Кондратенко, который продолжает членствовать в той партии, которая в советские
времена придумала и такую границу, и сам Казахстан. Нам приходится иметь дело с
сегодняшним днем, с самой длинной границей России, с опасностью «цветных
революций» в бывших союзных республиках, к которым принадлежит и Казахстан. К
чему, кроме скандала, привела бы нератификация Договора о границе с
Казахстаном, накануне выборов президента четвертого декабря этого года? Ни к
объединению России с Казахстаном, ни к улучшению наших отношений точно бы не привела.
Создало бы только повод для активизации конкурентов Назарбаева, а среди них
отнюдь не «наши люди», подтолкнула бы казахскую элиту к поиску гарантий от
«зловещих планов России» на Западе, в США. Нужно нам сегодня создавать такие
проблемы? Уверен, что поведение руководства Казахстана в отношении с Россией не
дает для этого достаточных оснований. Все, что нам необходимо в отношениях с
Казахстаном, - гибкость, терпение и последовательность. У нас есть время, коль
скоро Казахстан, в отличие от Украины, совсем не стоит в очереди на вступление
в НАТО».
Мы
уже рассказывали о депутатских инициативах Затулина, направленных на поддержку
демократии и контроль со стороны России за соблюдением прав и свобод человека
за рубежом, особенно в СНГ. Речь идет, в
частности, о публичных расходах на эти цели через бюджет Российской Федерации.
Хотя депутату Затулину не удалось отстоять в точности свою формулировку, но
сама необходимость выделения средств на эти цели была признана Правительством и
Государственной Думой (см. разделы «Вести из Государственной Думы» и «В зеркале
СМИ»).
На
прошлой неделе получила дополнительное развитие тема российско-грузинских
отношений. Мы публикуем текст этого депутатского запроса К.Ф.Затулина
Генеральному прокурору Российской Федерации от 9 ноября сего года. Проект
аналогичного парламентского запроса, посвященного недобросовестному выводу
российских баз из Грузии, в течение последних двух недель оживленно обсуждался
в Государственной Думе, хотя так и не был принят. Главным образом, из-за противодействия
тех, кто прямо виновен в ошибках или злоупотреблениях в этом вопросе. Наконец,
только что парламент Грузии, придравшись к совершенно постороннему случаю,
громогласно заявил о составлении «черного списка» российских депутатов, коим
заказан путь в Грузию. Присутствие в этом списке Константина Затулина,
безусловно, придает ему особенную честь. Сам депутат убежден, что составление
«черных» списков, - просто очередной виток разжигаемой в Грузии русофобии.
Принятие славными парламентариями Грузии такого решения, разумеется, никак не
отразится на чувствах Константина Затулина к несчастному грузинскому народу,
тем более – на его планах и оценках.
Редакция
|