Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Слово Кыргызстана,
6 марта 2003

Б.Ногойбаев (зам. МВД Киргизии) «Террор: возможны любые авантюры».

А. Галуничев

Глобальная война против терроризма не обошла республики Центральной Азии. В каждой есть свои нюансы. Ведь даже на таких могущественных лидеров, как Ислам Каримов и Туркменбаши, совершались покушения. Об особенностях ситуации в регионе и республике, о работе по антитеррору сегодня рассказывает заместитель министра внутренних дел Кыргызстана генерал-майор милиции Болот НОГОЙБАЕВ.

Б.Н. - Действительно, тотальная война против терроризма, объявленная США и всеми цивилизованными странами после ужаса 11 сентября, придала новый смысл политике в Центральной Азии. Это происходит в нелегкое время, когда везде ощущаются трудности в экономике, социальной сфере, духовной жизни.

Центральная Азия считается одним из самых взрывоопасных регионов. Он находится на стыке Европы и Азии, христианства и мусульманства, многонационален по составу населения. Здесь в тесном клубке переплелись многие противоречия. Среди них могу назвать такие:

- конфессиональные: борьба за сферы влияния между мусульманским духовенством и другими течениями религии;\

- межэтнические конфликты между родственными тюркоязычными нациями: между кыргызами и узбеками в Ошской области, узбеками и турками-месхетинцами в Фергане;

- внутринациональные: борьба за власть между различными политическими и территориальными кланами, как, например, в Таджикистане;

- территориальные: пограничные проблемы между Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем.

К этой группе можно отнести периодические споры по водно-земельным ресурсам.

На фоне таких противоречий на Центральную Азию нацелены стратегические интересы ряда крупных стран:

- во-первых, России из-за военно-промышленного присутствия;

- потом США, европейских стран, Турции с пропагандой модели светского, ориентированного на Запад демократического мусульманского государства;

- в-третьих, Ирана, Афганистана, Пакистана и других с внедрением исламского фундаментализма, повышением роли ислама вообще в центральноазиатских республиках;

- и, наконец, Китая, которому небезразличны события около его границ.

Сложность положения Кыргызстана усугубляется негласным противоборством между Узбекистаном и Казахстаном за лидерство в регионе и постоянным экономическим давлением на соседей. Большое значение, разумеется, имеет благополучное разрешение собственных внутренних проблем.

До недавнего времени Кыргызстан имел статус относительно стабильной и спокойной республики, но после баткенских инцидентов он стал очередным очагом напряженности в регионе, потому что экстремизми терроризм не знают преград и границ, могут проявиться везде и всегда, затронув близлежащие и дальние страны.

В этом случае Кыргызстан стал жертвой нестабильности у соседей, где по-прежнему горит огонь политических противоречий, побуждающих браться за оружие для достижения собственных интересов. Целью является дестабилизация политической ситуации для свержения существующей власти. Многие эксперты расценивают действия террористов в качестве пробного шага по установлению контактов с местными экстремистами и проверки реакции официального Бишкека на способность противостоять им. В действиях боевиков отчетливо проглядывались признаки, характерные для исламских фундаменталистов с их идеей образования исламского государства на территории бывшего Кокандского ханства (Ошская область Кыргызстана, Худжанская область Таджикистана и Ферганская область Узбекистана).

Нужно подчеркнуть, что юг Кыргызстана является наиболее горячей точкой в республике в силу компактного проживания там значительного количества этнических узбеков, которые более религиозны по сравнению с коренным населением (кыргызы больше тяготеют к "народному исламу", менее религиозны) и, несомненно, подвержены влиянию событий, происходящих в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Именно оттуда идет проникновение радикального ислама в республику, наблюдается массированный поток пропагандистской исламской литературы экстремистского толка.

Геополитическое положение Кыргызстана также представляет собой достаточно удобный транспортный "узел" для транзита наркотиков в Россию и Европу.

Одной из причин проявления терроризма в Центральноазиатском регионе также можно назвать ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, образовательной и социальной сферах жизни государства и общества. Утрачены прежние, десятками лет вырабатывавшиеся механизмы их функционирования. Все это произошло на фоне расслоения общества, роста безработицы, социальной незащищенности граждан, обострения межнациональных отношений.

По мере наращивания своих сил и возможностей террористическая среда начинает дистанцироваться от своего начального идеологического центра и жить самостоятельно или полусамостоятельно. Но подлинная самостоятельность террористической среды появляется, когда за счет первоначальной финансовой поддержки сторонников и спонсоров создается система базирования и самофинансирования.

Главный способ самофинансирования - криминальная деятельность. Наличие высокоорганизованной и оснащенной военной силы обеспечивает террористической среде положение "вне конкуренции" в любой зоне организованной преступности. Тем более что уголовная среда не имеет ни такого "идейного" заряда, ни, как правило, штабов такого интеллектуального уровня.

В результате террористическая среда вытесняет, а чаще включает в свои структуры "обычную" организованную и неорганизованную преступность, наращивая этим свой потенциал и беря под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса. Сегодня главный источник финансирования терроризма - не взносы сторонников или помощь "террористических государств", хотя и то и другое имеет место, а контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д.

В террористическую среду люди приходят по-разному. Чаще всего их толкают туда материальная безвыходность и слухи о могуществе и удачливости. Перспективных кандидатов заманивают более тонкими методами - курсами по "суперэффективным" бизнес-технологиям, лекциями и семинарами по религиоведению. В таких "заведениях" идеи терроризма и экстремизма высказываются максимально замаскированно, основное содержание предельно насыщается оккультными и психологическими элементами. Одновременно упорно проводится мысль о необходимости духовного роста для достижения материальных успехов, и в момент, когда кандидат в силу своего низкого образовательного уровня, недостатка необходимых знаний совершенно запутывается и теряется, появляется профессиональный вербовщик с предложением простого и эффективного решения. Такой "оформившийся" террорист способен уже к серьезной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах своей страны.

Сегодня развертывание экономической деятельности терроризма возможно лишь при наличии структур для отмывания денег в контролируемых банках, фирмах, на производственных предприятиях. Террористическая среда и создает такой экономический сектор, именуемый ныне "серой экономикой". "Отмывание" чаще всего производится в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный контроль. Для бесперебойной работы "серая экономика" нуждается в "крыше" из вовлеченных чиновников, то есть в налаживании коррупционно-лоббистских связей.

Таким образом, терроризм давно вышел за национальные рамки и приобрел международный характер. Он стал эффективным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и прочих. К нему сейчас особенно часто прибегают те, кто иным путем не может достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве, реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Нельзя не отметить, что межгосударственные масштабы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о терактах и их подготовка могут осуществляться в одних странах, а совершаться в других. Как и в случае угона самолетов, события могут разворачиваться в разных странах, прежде чем они достигнут своего насильственного или мирного завершения. Доказательством чему послужили известные события 11 сентября 2001 года в США. Подобным образом оружие и взрывчатка могут пересечь многие национальные границы, прежде чем они прибудут к месту назначения. Распространение международного терроризма связано с ростом и совершенствованием коммуникаций самых разных видов, гораздо более тесным, практически неразрывным общением большинства стран и народов. Они, даже удаленные друг от друга на значительные расстояния, очутились как бы в одном доме, но известно, что соседи далеко не всегда живут в мире, они могут завидовать, ненавидеть, игнорировать.

Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей. Это одна из причин, заставляющая государство сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Ни одна страна, ни один государственный или общественный деятель не застрахованы от того, чтобы не стать мишенью для террористов.

К международным средствам, используемым в борьбе с терроризмом, относится ряд международных органов и организаций: ООН, Интерпол, международные организации экспертов. В известных пределах действует институт выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма, широко дискутируется в органах ООН и других международных организациях, среди ученых и политиков вопрос о международном уголовном суде как средстве борьбы с международным терроризмом.

Остается добавить, что размещение в аэропорту "Манас" сил антитеррористической коалиции также подогревает нездоровые страсти в определенных кругах. И они готовы на всякие авантюры. Особенно с помощью уголовщины. Надо сказать, что ситуация известна органам и держится под контролем.




Моя Столица,
12 марта 2003

Кто угрожает демократии в Кыргызстане?

Рина Прижвойт (Бишкек)

Инициатива президента страны о создании общественного Совета демократической безопасности нашла широкий отклик в душах узкого круга общественности. Многие члены нашего общества или вообще знать не знают о таком институте, или искренне недоумевают, зачем нужно было его создавать.

Один из зарубежных послов, аккредитованных в Кыргызстане, считает, что демократию должна защищать Конституция страны. Ничего более не требуется. Развитые государства обходятся без подобных советов, и демократия от этого не страдает.

Видимо, мы еще недоразвитая страна, если не можем обойтись одним Основным законом, если нужно изобретать какие-то невиданные структуры, которые обязаны придумывать документы, свидетельствующие о нашей приверженности общечеловеческим ценностям. В нашем случае это Демократический кодекс, создание которого поручено Совету демократической безопасности.

Так кто же в Кыргызстане угрожает демократии? Оппозиция? Но она как раз выступает за гражданские права и свободы. Требует свободы мирных собраний, шествий и митингов, протестует против депортации граждан страны из столицы по приказанию властей, настаивает на том, чтобы выборы были честными и открытыми.

И Аскар Акаевич, если верить всему, что он говорит, тоже борется за это же самое. Почему надо бороться за одно и то же с разных концов, вот что непонятно. Или "государственная" демократия лучше "оппозиционной"? Хотя демократия не может быть хуже или лучше самой себя. Или она есть, или ее нет. Третьего не дано. И вообще, как говорил герой Ильфа и Петрова, не надо бороться за чистоту, надо подметать.

Как передает пресс-служба президента, Аскар Акаевич на встрече с членами общественного Совета демократической безопасности, отметил, что нелегкий опыт минувших лет показывает, с каким трудом пробивают себе дорогу демократические установления и нормы. Это истинная правда. До сих пор не наказаны виновники расстрела мирных граждан в Аксы 17 марта прошлого года. Почему же президент, так искренне болеющий за демократию и права человека, не наказал виновных? Почему не возбуждено против них ни одного уголовного дела?

Только не надо ссылаться на решение суда в Майлуу-Суу в отношении шестерых представителей исполнительной власти. Все отлично знают, что они осуждены за злоупотребление служебным положением и воспрепятствование проведению мирного митинга и получили сроки наказания, позволяющие применить амнистию. Но это были исполнители. А те, кого аксыйцы назвали главными виновниками, не только не наказаны, но и обласканы главой государства. Значит, прах убитых не стучит в сердце гаранта Конституции? Или, может быть, он думает, что всякими помпезными мероприятиями можно компенсировать эту невосполнимую потерю? Но не все можно заболтать, замаскировать красивыми речами. Никакой кодекс, будь он трижды демократическим, не прикроет этот позор, не сотрет из памяти народной аксыйскую трагедию. В истории нельзя начать новую жизнь с понедельника и вычеркнуть все прошлые грехи, поклявшись отныне не грешить.

Далее президент сказал, что не раз мы сталкивались с понятием авторитаризма. И это тоже правда. Только не они, а мы, рядовые кыргызстанцы, сталкиваемся с этим явлением регулярно. Причем именно с президентским авторитаризмом. Как иначе назвать подмену выработанных Конституционным совещанием поправок к Конституции новой редакцией Основного закона, которую сам гарант во всеуслышание много раз назвал новой Конституцией? Кто создал экспертную группу, которая славно поработала и выдала вариант, имевший очень мало общего с демократией? (Напомним: это исключение из Основного закона права депутатов и граждан обращаться в Конституционный суд, наделение президента правом абсолютного вето, исключение из 16 статьи свободы печати и т. д.) Не подними шум та же оппозиция, все это легко проскочило бы в новую Конституцию.

Очень интересен с точки зрения демократии пункт 2 статьи 53: "Экс-президент Кыргызской Республики обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действие или бездействие, совершенное им в период исполнения полномочий Президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру". С этим пунктом произошла странная метаморфоза. В тексте поправок, внесенных Конституционным совещанием, слов "или бездействие", нет. А в варианте новой редакции, разработанном экспертной группой, есть. И в самой новой Конституции - тоже есть. То есть, готовя для Аскара Акаевича запасной аэродром на период экс-президентства (который когда-нибудь обязательно наступит), эксперты максимально смягчили посадочную полосу, чтобы ничто не могло омрачить его пенсионный покой. Полная нирвана - и никаких травмирующих последствий в виде призраков убитых аксыйцев, взывающих о возмездии.

Как гласит пункт 3 той же статьи, неприкосновенны не только имущество и личная переписка экс-президента, но и принадлежащие ему архивы. Значит, из истории становления демократического Кыргызстана можно будет очень многое изъять, а саму историю откорректировать и подлакировать.

При этом пункт 4 гарантирует полное государственное обеспечение, обслуживание и охрану самого экс-президента, его второй половины, несовершеннолетних детей и других членов семьи, находящихся на его иждивении. Масштабы щедрости всех авторов новой Конституции вполне соизмеримы с финансовым ресурсом сказочно богатого государства вроде Арабских Эмиратов. Каким Кыргызстан вряд ли станет, даже если ему удастся успешно осуществить национальную программу по борьбе с бедностью.

Многие независимые наблюдатели утверждают, что на референдум 2 февраля пришли всего 40 процентов избирателей. Тем не менее все прокатилось как по маслу, если не считать того, что Центризбиркому потребовалось несколько дней, чтобы привести в арифметическое соответствие предварительные итоги голосования. Но как можно им верить, если за пределам страны проживают более 500000 кыргызстанцев, из которых проголосовали всего несколько тысяч? Причем 500 тысяч трудовых мигрантов - это не фантазия оппозиции, а цифра, названная в передаче ОРТ начальником миграционного департамента МВД России Черненко со ссылкой на заявление делегации Кыргызстана в ЕврАзЭС.

Грубая была работа, но исполнительная власть, задействовавшая для агитации и контроля громадный административный ресурс, сделала все, чтобы невозможное стало возможным. И оно таки стало. Так что теперь все претензии - к народу. Он поддержал и новую Конституцию, и Аскара Акаевича благословил до 2005 года.

Осталось пропеть осанну президенту. С этой задачей успешно справился курултай 6 марта. Оппозиция принять участие в этом празднике отказалась, и пропозиция вслед за президентом высказала в ее адрес массу нелестных эпитетов. Никто не призывает власть имущих и их апологетов любить инакомыслящих политиков, но именно их наличие есть признак демократического государства. Объявив на весь мир о приоритете прав и свобод человека в Кыргызстане, президент публично клеймит своих политических противников, называет их поименно, обвиняет в попытках развалить государство. Затем обслуживающие его чиновники тиражируют эти высказывания на всю страну через карманные СМИ. А независимые газеты закрывают, годами прессуют в судах. Оппозиционным депутатам нет доступа к национальному телевидению, зато госчиновники просто живут на КТР, особенно во время важных событий. Как сказала одна знакомая: "Появляется на экране КТР Имярек, и я знаю - сейчас начнет врать".

Теперь понятно, какая демократия нужна нашему президенту и почему потребовалось обеспечить ее безопасность. Потому что все основное уже сделано так, как ему хотелось, теперь можно и о реноме подумать. О том, чтобы в сознании международного сообщества прочно закрепилась формула: "Акаев - это демократия". Но мы-то знаем, что это нечто совсем особенное - специфическая демократия по-акаевски…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ