Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

АРМЕНИЯ



Страна.Ru,
6 марта 2003

Владимир Жарихин: "Сомнительно, что можно фальсифицировать 30% голосов в присутствии наблюдателей"

Соколов Виктор

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью Стране.Ru заявил, что победа Роберта Кочаряна выгодна России, так как его соперник Степан Демирчян, несмотря на популярность, еще не приобрел достаточно политического опыт для того, чтобы руководить страной. И это могло сказаться не лучшим образом на двусторонних отношениях.

- Роберт Кочерян победил в Армении. Какие выводы из этого можно сделать для оценки ситуации в стране и перспектив развития двусторонних отношений с Россией?

- То, что в Армении победил Роберт Кочерян, для России лучше, чем, если бы верх одержал Степан Демирчян. Не по той причине, что Демирчян хуже настроен по отношению к России. Теледебаты показали, что Демирчян, выражая достаточно популярные протестные взгляды оппозиционера, тем не менее, просто пока не достаточно квалифицированный политик.

- Вы хотите сказать, что с более опытным политиком России будет уютнее?

- Удобнее. Потому что Демирчян не совсем готов пока возглавить страну. Позиция-то у него достаточно популярная, но сам он как политик пока не готов к этому. И в этом плане всегда существовали опасения, что, если бы он победил, то в силу неопытности он мог бы принимать не совсем взвешенные решения. Я стучу по дереву, но, надеюсь, что выборы все-таки показали - Армения осталась в демократическом пространстве. Потому что было опасение, что она скатиться туда, где находятся некоторые среднеазиатские республики. Если бы Демирчян принял решение не идти на выборы, бойкотировать выборы, то все это уже было за пределами демократической процедуры. Иными словами, он не напряг настолько ситуацию в стране, чтобы действовать непарламентскими методами и пытаться просто захватить власть. Такие предпосылки в какой-то момент угадывались.

- Но оппозиция проводит митинги и высказывает возмущение имевшими место нарушениями, не перельются ли они во что-нибудь более взрывоопасное?

- Митинги проводят. Это так. Я не просто политолог, но и политтехнолог. Поэтому всегда с сомнением относился к заявлениям о том, что можно фальсифицировать 30% волеизъявления избирателей. Я не знаю такого рода механизмов, которые можно использовать, чтобы добиться такого при присутствии внутренних и международных наблюдателей. Эти заявления оппозиции не очень подтверждались реальной фактурой.

- Итак, выборы прошли демократично?

- Выборы похожи на футбольный матч. Есть две противостоящие стороны, и каждая хочет победить. Если бы в ходе игры вообще не нарушались бы правила, то не нужен был бы судья. Правила нарушаются обеими сторонами, и для фиксации этого есть судья на поле: избирательная комиссия, наблюдатели. Но на основании того, что в ходе матча несколько раз нарушались правила заявлять о нелегитимности выборов, это тоже самое, что заявлять о нелегитимности матча. А это против человеческой природы. Да, нарушения были, но если они кардинально не влияют на результаты матча - на волеизъявление избирателей, это нормально. Для этого и существуют судьи. В данном случае футбольный матч в Армении выиграл Кочерян.

- А оппозиция в Армении уже сформировалась окончательно в демократическом смысле или еще не до конца? Сможет ли Демирчян победить в следующий раз?

- Сложно сказать, потому что прямой передачи голосов со стороны других соперников Кочеряна Демирчяну не было. То есть какая-то консолидированная оппозиция все же не сформировалась. Там все же есть и левая, и правая оппозиция и им быть вместе, как, например, на Украине, трудно.

- Да, но порой они все же блокируются.

- Согласен, но они блокируются ситуационно.

- Итак, демократия в Армении не идет на убыль?

- Так можно будет сказать, если команде Демирчяна хватит политической мудрости не начинать уличные формы протеста и дестабилизировать ситуацию.




PanARMENIAN.Net,
12 марта 2003

Армянская оппозиция готовится к реваншу

В Армении началось выдвижение кандидатов в депутаты Национального собрания. Буквально на следующий день после подведения итогов президентских выборов Центризбирком начал принимать от партий заявки на участие в парламентских выборах, которые состоятся 25-го мая. Оппозиция, потерпевшая поражение в борьбе за пост главы государства, попытается взять реванш, обретя контроль над законодательным органом.

Процесс формирования предвыборных коалиций происходит в условиях небывалой возбужденности оппозиции, не удовлетворенной исходом президентских выборов. Сторонники Степана Демирчяна стремятся любыми способами поддержать на нынешнем уровне активность протестного электората, поддержки которого может быть достаточно для обеспечения самой крупной по численности фракции в парламенте. Однако, маловероятно, что образовавшийся в преддверии второго тура президентских выборов обширный оппозиционный альянс сохранится.

Возглавляемая Демирчяном Народная партия по всей вероятности пойдет на выборы в союзе с партией «Республика», руководимой экс-премьером Арамом Саркисяном. Сформированное ими предвыборное объединение будет претендовать на право считаться правопреемником некогда правившего блока «Единство», который был создан перед прошлыми парламентскими выборами Кареном Демирчяном и Вазгеном Саркисяном. «Калибр» нынешних лидеров формируемой коалиции и их предшественников трудно сравнить, но название «Единство» само по себе – уже своеобразный бренд, который способен принести голоса.

Легко преодолеет пятипроцентный барьер и партия «Национальное единение», возглавляемая Арташесом Гегамяном, за которого в ходе президентских выборов проголосовало почти 18 процентов избирателей. Шансы на успех есть у союза «Конституционное право», от которого баллотировался доктор политологии Арам Карапетян, набравший три процента голосов. На возможность иметь в парламенте свою фракцию претендуют и коммунисты, хотя после произошедшего недавно раскола их позиции заметно ослаблены.

Парламентские выборы могут стать поводом для возвращения в политику бывшего президента Левона Тер-Петросяна. Однако, судя по результатам социологических исследований, поддерживающая его партия «Армянское общенациональное движение» по-прежнему абсолютно не пользуется популярностью.

Из политических сил, подержавших Роберта Кочаряна, бесспорный рейтинг имеет только партия «Дашнакцутюн». Что касается Республиканской партии, возглавляемой премьер-министром, то ее возможности обусловлены не столько поддержкой народа, сколько наличием административного ресурса. (Имея в виду этот ресурс, можно предположить, что правящая партия больше надежд связывает с мажоритарными выборами в одномандатных округах, от которых будет избрано 56 из 131 депутата будущего парламента.) На голоса сторонников действующего президента рассчитывают также около десятка более мелких партий. Некоторые из них уже преступили к переговорам о формировании предвыборных блоков.

Очевидно, что далеко не все избиратели, голосовавшие за Роберта Кочаряна, в ходе парламентских выборов подадут свои голоса именно за те партии, которые в итоге составят опору действующего президента. Нет сомнений в том, что из миллиона сторонников главы государства несколько сот тысяч отдадут предпочтение умеренной оппозиции, или же проголосуют за лояльные к власти партии, которым не удастся преодолеть пятипроцентный барьер. Так что, было бы ошибочным полагать, что электорат Кочаряна механически перейдет к политическим силам, которые будут представлять его позицию в парламенте. Это значит, что соотношение сил в Национальном собрании может оказаться более благоприятным для оппозиции по сравнению с тем раскладом, который прояснился в результате президентских выборов.




Голос Армении,
14 марта 2003

Что сказал и о чем умолчал президент. Почему первый тур не оказался последним.

Марина Мкртчян

Выборы завершились - настал черед исполнения предвыборных обещаний. И хотя радикалы продолжают нагнетать поствыборные страсти для накопления личных дивидендов в преддверии майских выборов в НС, президент Роберт Кочарян считает, что оптимальным средством для преодоления поствыборного напряжения в обществе должна стать кропотливая и ежедневная работа. Об этом глава государства заявил в ходе созванной накануне пресс-конференции.

Президент подчеркнул недопустимость попыток экстраполяции личных и политических разногласий на все общество и расценил эти попытки как содержащие прямую угрозу для стабильности страны и каждого из ее граждан. Кочарян подчеркнул, что дел в стране невпроворот, в том числе по созданию 30-40 тыс. (ежегодно) новых рабочих мест, и хотелось бы, чтобы ему поменьше мешали работать.

Результаты выборов президент оценил как удовлетворительные, но добавил, что "в случае более хорошей работы можно было достичь более высоких показателей", после чего привел причины, обусловившие необходимость второго тура выборов. Таковых причин оказалось две. Первая сводилась к тому, что уверенность в том, что выборы ограничатся одним туром, была столь велика, что солидный пласт сторонников Кочаряна попросту воздержался от участия в первом туре.

Вторая причина упиралась, по словам президента, в недостаточно координированную работу политических сил на местах. "Многие предпочли больше думать о 25 мая, нежели о победе в первом туре", - заметил он.

Подлог про подлог

По оценке президента, поведение оппозиции было вполне предсказуемым как по акцентам предвыборной агитации, так и по ее действиям после первого тура, когда в ход была пущена машина по тиражированию заявлений с жалобами, направленная на дискредитацию выборов и преследующая цель поставить под сомнение результаты голосования.

Поствыборные страсти используются радикалами с целью извлечь побольше дивидендов накануне парламентских выборов. С тактической точки зрения подобный подход можно понять, но нельзя оправдать, ибо подобное поведение способно нанести вред стране. "Не думаю, что кто-либо имеет нравственное право для решения собственных тактических задач ставить под угрозу репутацию страны", - подчеркнул президент.

Что касается упомянутых жалоб, то таковые, напомнил президент, касались всего 123 участков, где требовалось вскрыть урны. Были вскрыты 45, остальные не вскрыли в основном из-за отказа доверенных лиц участвовать в процедуре или вследствие того, что, как выяснилось, авторов жалоб - доверенных лиц как таковых не оказалось в наличии. Словом, определенные лица были заняты тем, что сочиняли подлог про подлог или фальсификации про фальсификации. На стандартных бланках писались стандартные жалобы, и вся эта машина, тиражируя огромное количество лже-заявлений про лже-фальсификации, пыталась создать некое качество, своего рода иллюзию нарушений и бросить тем самым тень на выборы.

Есть правовой путь решения этих проблем, напомнил президент. По его словам, было бы уместнее решать эти вопросы в правовой плоскости, не перенося их в плоскость политическую. Я бы только приветствовал апелляцию оппозиции к Конституционному суду, подчеркнул президент.

О критериях

Президент высказал мнение, что нынешние выборы прошли более организованно, нежели в 1998г., при этом оценка наблюдателей выглядит приблизительно так же, хотя очевидно, что на этот раз наблюдательская миссия была куда более строгой, пристальнее следила за процессом выборов и связанными с ним заявлениями-жалобами.

Логику наблюдателей понять можно: с 1998 года прошло 5 лет, Армения стала членом Совета Европы, и это предполагало более строгий подход и оценку. "От нас ожидали большего, нежели мы предполагали, основываясь на предыдущей работе наблюдателей в ходе выборов 1998г. Если сравнить наши выборы с выборами в развитых странах Западной Европы, то наши не соответствуют международным стандартам. Если же учесть, что нашей независимости всего 12 лет и что мы постсоветское государство, то можно было бы вынести менее жесткую оценку с учетом этих обстоятельств. В 1998г. эти обстоятельства были учтены", - заявил президент.

"Я спросил наблюдателей: какими критериями они руководствуются? Учитывается ли то, что страна пребывает на этапе становления? Мне однозначно ответили, что они руководствуются теми критериями, которые приняты в развитых европейских странах", - сообщил президент. "Я далек от мысли, что наши выборы прошли идеально. Да, были нарушения, но эти выборы отражают существующее состояние общества и политического поля, и заключение европейских наблюдателей отражает это состояние как таковое", - добавил он.

Далее президент подчеркнул, что согласен далеко не со всеми заключениями наблюдателей. У последних запрошены конкретные материалы, в том числе для изучения ситуации на местах, дабы избежать нарушений впоследствии. К примеру, есть избирательные комиссии, которые утверждают, что не получали каких-либо замечаний по ходу своей деятельности и не допускали нарушений, тогда как эти участки фигурируют в материалах наблюдателей.

Самое время напомнить, что за подписью руководителя предвыборного штаба С. Демирчяна депутата НС Григора Арутюняна наблюдателям был предъявлен список из восьми лиц, якобы являющихся гражданскими служащими, которых, мол, освободили от работы по политическим мотивам. На поверку оказалось, что ни одно из перечисленных лиц на госслужбе не состоит, зато в списке числятся два сержанта полиции, два сотрудника ГАИ, один из коих к тому же является родственником Роланда Шарояна по материнской линии. Остальные комментарии президента по списку из восьми лиц мы опускаем, ибо и так понятно, что данный список есть всего лишь очередной наглядный образчик, отштампованный механизмом, пущенным в ход радикалами с целью опошлить выборы.

В повестке - реформа Конституции

Касаясь далее предстоящих парламентских выборов, которые, как заявил президент, должны быть организованы в соответствии с требованиями наблюдателей, глава государства напомнил о том, что в НС давно уже направлен пакет проекта конституционных поправок, который по принятии депкорпусом должен быть вынесен на референдум одновременно с парламентскими выборами.

Депутат не должен угрожать людям

Отвечая на вопрос, связанный с инцидентом в Арташате, в результате которого, напомню, было нанесено телесное повреждение доверенному лицу кандидата в президенты Арама Карапетяна депутату Айку Бабуханяну (вопрос сводился к тому, будет ли какое-либо должностное лицо привлечено вследствие инцидента к ответственности), президент отметил: "А какое отношение какое-либо должностное лицо имеет к инциденту в Арташате? В данном случае речь о самом депутате, который не должен ходить на подобные встречи при оружии и не должен угрожать людям". Меры в данном случае предприняты: возбуждено уголовное дело, есть задержанное лицо, вину которого определит суд. Словом, речь об ответственности какого-либо должностного лица в данном случае неуместна, подчеркнул президент.

Есть, что сказать, но...

Отвечая на вопрос телекомпании РТР, не продиктована ли разница в оценках наблюдателей ОБСЕ и СНГ геополитическими интересами различных стран в нашем регионе, президент заявил: "Я не хочу напрямую увязывать разницу в оценках с разницей геополитических интересов. Эта разница так или иначе отражается, как правило, во всех делах, но я бы не хотел выводить тематику в эту плоскость, хотя есть, что сказать, но есть вещи, которые касаются большой политики и о них лучше промолчать. Это полезнее для страны в целом...".



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ