Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

27-28 февраля. Президент РМ В.Воронин находился в Социалистической Республике Вьетнам с официальным визитом. В рамках визита молдавский президент провел переговоры с президентом страны Чан Дык Лыонгом, а также председателем Национального собрания Нгуен Ван Аном, премьер-министром Фан Ван Хаем, генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама Нонг Дык Манем. В ходе визита В.Воронин посетил мавзолей президента Хо Ши Мина, Вьетнамскую ассоциацию мира и дружбы.  Главы двух государств провели обстоятельный диалог относительно социально-экономической и политической обстановки в обеих странах, обсудили состояние и перспективы развития молдавско-вьетнамских отношений, а также обменялись мнениями по ряду актуальных международных проблем. Президент РМ В.Воронин и президент СРВ Чанг Дык Лыонг подписали по итогам визита совместное заявление, в котором подтвердили решимость двух стран укреплять и развивать дружбу и разностороннее сотрудничество на основе принципов уважения государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды. СРВ, говорится в заявлении, поддерживает усилия Молдовы, направленные на решение приднестровской проблемы, уважая суверенитет и территориальную целостность РМ, выступает за укрепление мира и стабильности в регионе. Республика Молдова высоко оценивает достижения Вьетнама в деле обновления страны, приветствует ее открытый внешнеполитический курс, направленный на расширение международных отношений, содействие в обеспечении мира, безопасности и сотрудничества в Юго-Восточной Азии и в мире в целом.

1 марта. Премьер-министр РМ В.Тарлев выступил с официальным обращением в связи с 11-ой годовщиной начала вооруженного конфликта между Молдовой и Приднестровьем, в котором он заявил, "что долг потомков свято чтить и хранить память погибших за независимость и целостность республики…" /.../ "Мы высоко ценим патриотический поступок участников вооруженного конфликта, который стал мерилом в действиях по сохранению независимости и целостности страны. Их самопожертвование служит сегодня примером в наших усилиях по интеграции страны, на благо всего народа", - говорится далее в послании.

1 марта. Официальный представитель министерства иностранных дел Российской Федерации А.Яковенко в связи с введением США и ЕС санкций против ПМР заявил, что Москва выступает за предельно осторожное использование визовых ограничений в отношении руководства Приднестровья. Визовые ограничения, по его мнению, как и вообще любые меры санкционного характера, - весьма чувствительный инструмент, и пользоваться им надо с предельной осторожностью - так, чтобы это укрепляло, а не ослабляло ресурс конструктивного воздействия на руководство Приднестровья.

2 марта. Одиннадцать лет с начала приднестровского конфликта отметили представители высшего руководства и ветераны войны на Днестре. В прошедшей по этому случаю в столице церемонии участвовали несколько сот бывших добровольцев, полицейских и армейских офицеров, принявших участие в 1992 году в боевых действиях в приднестровской зоне. Ветераны возложили цветы к могилам комбатантов и полицейских, павших на поле боя. В митинге, посвященном памяти военных и добровольцев, вставших "на защиту целостности и суверенитета Республики Молдова", высшее руководство представлял вице-премьер В.Иовв.

2 марта. В ПМР этот день отмечался как 11-ая годовщина  начала вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья. В республике прошли траурные мероприятия в память о первых жертвах войны. Агентство "Ольвия-пресс", комментируя состоявшийся на площади Великого национального собрания молдавской столицы митинг, посвященный событиям весны и лета 92-го года, а также выступления его участников, пишет, что молдавская оценка этих событий мало изменилась. Участники митинга высказались против федерализации Молдовы и даже потребовали   освобождения членов террористической группы Илашку, действовавшей во время войны на территории Приднестровья. Если, выступая на митинге, отмечает "Ольвия-пресс", молдавский вице-премьер от имени руководства Молдовы заявил, что «высоко ценит подвиг участников конфликта и считает, что их примеру нужно следовать во всех мероприятиях, направленных на сохранение независимости и государственности Республики Молдова", то таким образом он фактически призывает к повторению 92-го года. Такие призывы, звучащие сегодня из уст высшего руководства Республики Молдова, по мнению агентства, только усиливают недоверие к властям Молдовы и могут значительно осложнить наметившиеся перспективы в молдавско-приднестровском урегулировании.

3 марта. МИД ПМР направил в Совет Европейского Союза ноту, которая стала реакцией на совместное Заявление ЕС-США. В документе, в частности говорится: что усилиями Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и стран-гарантов – Российской Федерации и Украины диалогу между Приднестровьем и Молдовой был придан качественно новый импульс и позитивная динамика.  Длительная работа сопосредников, направленная на поиск эффективных форм взаимодействия, привела к появлению 2 июля 2002 года Киевского документа, закрепившего федеративные принципы в качестве основы урегулирования. Итогом последних восьми месяцев переговоров стало закрепление базовых принципов будущей федерации в Декларации о намерениях (5 декабря 2002 года), Протоколах промежуточных формулировок (18 декабря 2002 года и 30 января 2003 года), документе о механизме разработки и принятия федеративной Конституции (28 февраля 2003 года). К сожалению, отмечается в ноте, все эти документы, несмотря на консолидированную позицию ОБСЕ, Российской Федерации, Украины и Приднестровья, пока не поддержаны Молдовой. В этой связи Приднестровье выражает недоумение по поводу принятой 19 февраля с.г. Совместной Позиции Совета Европейского Союза, касающейся введения ограничительных мер в отношении ряда представителей приднестровского руководства. По мнению Приднестровья, подобная позиция находится в полном противоречии с реалиями процесса урегулирования.

В этой связи, Приднестровье обратилось с просьбой к Европейскому Союзу провести детальный анализ процесса урегулирования и направить для этого в Приднестровье и Молдову компетентную делегацию.

3 марта. Китайская Народная Республика окажет Национальной армии Молдовы до конца 2003 г. техническую помощь на 250 тыс. долл. США. Об этом  сообщила прибывшая в Кишинев с визитом делегация Народно-освободительной армии Китая. В ходе визита будет подписан протокол о реализации Соглашения о сотрудничестве между армиями двух стран, подписанного в Пекине в июне 2002 г. во время официального визита в Китай бригадного генерала, министра обороны В.Гайчука.

3-4 марта. В Кишиневе с рабочим визитом находилась делегация Российской Федерации во главе с заместителем председателя правительства  В.Матвиенко.

Между российской делегацией и молдавской делегацией, которую возглавлял вице-премьер правительства РМ В.Кристя, состоялись переговоры по вопросам, связанным с выполнением Программы сотрудничества России и Молдовы в гуманитарной сфере на 2002-2003 гг., были рассмотрены перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений. По окончании переговоров министр просвещения РМ Г.Сима и замминистра образования РФ Н.Банцекин подписали межправительственное Соглашение о взаимном признании документов в области образования, в свою очередь, министр здравоохранения РМ А.Герман и замминистра здравоохранения РФ О.Шарапова подписали Соглашение о сотрудничестве в области подготовки и переподготовки медицинских кадров.

3-4 марта. Президент В.Воронин на встрече с В.Матвиенко подчеркнул важность укрепления молдавско-российских связей в гуманитарной сфере. Он также выразил надежду на скорейшее подписание в Москве на уровне глав миграционных служб Молдовы и России документа, направленного на защиту прав молдавских граждан, находящихся на работе в России. Глава государства приветствовал инициативу открытия в Кишиневе совместного  российско-молдавского  университета  и   отметил эффективное сотрудничество Молдовы и России в области науки, здравоохранения. В свою очередь, вице-премьер правительства РФ В.Матвиенко подчеркнула, что активизация молдавско-российского диалога, в том числе и в гуманитарном плане, стала возможной благодаря сближению курса двух стран, начавшегося два года назад, а также подписанию в 2001 году Базового политического договора о дружбе и сотрудничестве.

4 марта. В связи с заявлением Греции, нынешнего председателя Евросоюза, о том, что приднестровским лидерам будет отказано в выдаче виз в страны ЕС, а также в США,  МИД Республики Молдова опубликовал сообщение для печати, в котором приветствуется это решение Евросоюза о "введении визовых ограничений". Молдова также приветствует готовность США поддержать усилия стран ЕС, направленные на пресечение незаконных действий и обструкционистской политики тираспольского сепаратистского режима. 

4 марта. В Тирасполе состоялась встреча делегации Европейского Союза с президентом ПМР И.Смирновым и министром иностранных дел В.Лицкаем. В состав делегации вошли представитель ЕС, дипломатический сотрудник посольства ФРГ Р.Лохнер, посол Великобритании в Молдове Б.Уайтсайт, первый секретарь посольства Франции Ж.Лажуа, а также посол США в Молдове П.Смит. Делегация уведомила приднестровское руководство о решении ЕС и США о введении визовых санкций по отношению к 17 высшим представителям официальных властей Приднестровья. Комментируя итоги встречи, мининдел В.Лицкай обратил внимание на неосведомленность Евросоюза о современном состоянии дел в молдо-приднестровском урегулировании. По мнению главы внешнеполитического ведомства ПМР, вопрос о санкциях имеет скорее «инерционный характер» и относится к периоду полугодовой давности, когда ситуация в переговорах между Кишиневом и Тирасполем действительно была обострена. Сегодня заявление ЕС-США абсолютно безосновательно. В.Лицкай напомнил, что ни Россия, ни Украина, являющиеся, в отличие от Евросоюза, официальными участниками урегулирования, не присоединились к заявлению ЕС-США.Кроме того, сказал В.Лицкай, у Приднестровья тоже есть вопросы к Евросоюзу. Приднестровским представителям запрещают въезд в страны Европы. Между тем, согласно Московскому меморандуму, Тирасполь должен принимать участие во внешней политике Республики Молдова. Есть  вопросы и по путешествиям чеченских террористов по территории Европы. Каким образом заведомо известные боевики-террористы спокойно ездят и в Лондон, и в Копенгаген, где они получают визы? Почему на них не накладываются визовые ограничения? Это создает множество вопросов к объективности Евросоюза.

4 марта. Делегация российского акционерного общества "Газпром" во главе с вице-председателем административного совета А.Рязановым  встретилась с президентом РМ В.Ворониным и премьер-министром В.Тарлевым.  Российская сторона заявила о готовности  сократить цену на природный газ, поставляемый Молдове, с 80 до 50 долл. США за тысячу кубометров при условии пропорционального сокращения платы, взимаемой республикой за транзит "голубого топлива" по своей территории.

5 марта. В Тирасполе состоялось специальное заседание Верховного Совета ПМР, посвященное политической обстановке вокруг республики, а также вопросам, связанным с вывозом и утилизацией военного имущества ОГРВ. В работе заседания приняли участие президент республики И.Смирнов и ряд представителей исполнительной власти. Итогом заседания стало постановление «О мерах по вывозу военного имущества Оперативной группы российских войск в Приднестровье», в котором Верховный Совет рекомендует президенту обеспечить вывоз с территории Приднестровской Молдавской Республики и (или) утилизацию военного и иного имущества (имущества, техники, вооружения и боеприпасов, находящихся в распоряжении ОГРВ) с учетом соблюдения приднестровской стороной положений Одесского протокола от 20 марта 1998 года, а также Протоколов по итогам рабочих встреч делегаций РФ и ПМР от 15 июня 2001 года и от 26 сентября 2002 года, а также принять конкретные меры для содействия скорейшему вывозу из Приднестровья и (или) утилизации боеприпасов.

6 марта. Конфедерация свободных профсоюзов Республики Молдова "Solidaritate" полностью поддерживает инициативу президента В.Воронина об окончательном разрешении приднестровской проблемы, реинтеграции страны и укреплении государственности Республики Молдова. Мы глубоко понимаем, говорится далее в заявлении, что приднестровская проблема привела к блокированию экономических связей промышленных предприятий, что привело к краху многих из них, разрыву экономических и производственных отношений, распространению контрабанды и теневой экономики, а в итоге - к обострению социально-экономического положения населения.

6 марта. Президент Молдовы В.Воронин приветствует решение Верховного совета Приднестровья не препятствовать вывозу из региона российского вооружения и техники: "Принятое решение можно только приветствовать. Его реализация облегчит выполнение обязательств, принятых Россией на стамбульском саммите ОБСЕ и на недавнем заседании Комитета министров ОБСЕ в Порту", - отметил представитель главы государства Реницэ.

"Мы надеемся, что после этого последуют реальные шаги по применению документа на практике и, что принятый документ не является простой пропагандистской акцией", - подчеркнул он.

10 марта. "Получение председательства в Комитете министров Совета Европы крайне важно для Молдовы, поэтому руководство республики готово выполнить рекомендации резолюций ПАСЕ и текущие обязательства РМ перед этой европейской организацией", - заявил президент РМ В.Воронин на встрече с докладчиками ПАСЕ по Молдове Ж.Дюрьё и Л.Вахтри.

Глава государства подчеркнул, что РМ намерена действовать самым ответственным образом в период председательства в Комитете министров СЕ, для чего была разработан специальная программа "Единство через разнообразие".

Президент РМ отметил среди прочего, что в кратчайшие сроки республикой будут выполнены обязательства, касающиеся улучшения законодательства, в частности, Кодекса о выборах, Закона о местной публичной администрации, Закона об общественном телевидении.

В.Воронин также заявил, что в Закон об общественной национальной телерадиовещательной компании "Телерадио-Молдова", принятый недавно парламентом, будут внесены поправки с учетом замечаний, сформулированных экспертами Совета Европы.

По его словам, Наблюдательный совет компании "Телерадио-Молдова" не будет утверждаться парламентом, а обязательность распространения информации официального характера будет устранена.

Молдавские власти последовали рекомендациям Совета Европы, выполнив самые важные из них, заявила на встрече содокладчик ПАСЕ по Молдове Ж.Дюрьё.

Она отметила, что Республика Молдова является единственной страной в Европе, где оппозиционным партиям был предоставлен шанс вести диалог и сотрудничать с представителями власти в рамках постоянно действующего "круглого стола".

В заключение представители СЕ заявили, что они были приятно удивлены действиями, предпринятыми в последнее время президентом  В.Ворониным, отметив его проевропейскую позицию.

10 марта. Социалистическая партия Молдовы заявила о поддержке инициативы Президента РМ о разработке новой Конституции Республики Молдова совместно с Приднестровьем, совместном ее принятии путем всенародного обсуждения и последующего референдума.

По мнению СПМ, действующая Конституция стала тормозом в деле формирования законодательных основ реинтеграции страны.

Социалистическая партия Молдовы выражает уверенность в том, что в новой Конституции нашей страны будут подтверждены социальная ориентация экономики, расширены основные права и свободы, социальные гарантии граждан, закреплена административно-территориальная автономия Гагаузии.

10 марта. Президент РМ В.Воронин встретился  с послом США в Молдавии П.Смит. В беседе речь шла в основном о вопросах окончательного урегулирования приднестровской проблемы. П.Смит проинформировала главу государства о совместном с другими западными дипломатами визите в Приднестровье, где тираспольской администрации были вручены ноты о санкциях, введенных США и Советом Европы в отношении 17 чиновников из руководства приднестровского региона. В числе других тем, затронутых в ходе встречи, были проблемы усыновления молдавских детей американскими гражданами, а также экономические вопросы.

10 марта. Делегация Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) прибыла в Молдавию с целью рассмотреть на месте дело группы Илашку. В 1999 году члены группы Илашку через своих жен и адвокатов обратились в ЕСПЧ с заявлением о грубых нарушениях основных прав человека правительствами РМ и РФ. Осенью 2001 года суд принял дело к рассмотрению.

Представитель правительства Молдовы при ЕСПЧ В.Пырлог заявил, что делегация Страсбургского суда намеревается встретиться с членами группы Илашку, которые, за исключением сенатора Румынии И.Илашку, освобожденного в мае 2001 года, до сих пор содержатся под стражей в Тирасполе.

По его словам, приднестровские власти выразили готовность разрешить экспертам ЕСПЧ встретиться с заключенными.

11 марта. Кишинев заявил на заседании Объединенной контрольной комиссии о своей готовности предоставлять приднестровской стороне любые документы, касающиеся всех подчиненных Министерству обороны военных частей, в том числе расположенных в зоне безопасности, при условии, что она сделает то же самое.

11 марта. Президент В.Воронин получил послание Генерального секретаря НАТО лорда Робертсона в ответ на письмо, ранее направленное ему главой государства. В своем послании Робертсон благодарит президента Владимира Воронина за оценку, данную итогам Пражского саммита НАТО, подчеркнув, что принятые на этом совещании решения стали важной вехой в программе организации "Партнерство ради мира". Лорд Робертсон положительно оценил успехи Молдовы в реализации проекта, в рамках которого было уничтожено большое количество ракетного окислителя и 12.000 противопехотных мин.

11 марта. Консультации по вопросу совершенствования охраны молдавско-украинской границы, в частности на ее приднестровском участке, начались  в Брюсселе под эгидой Евросоюза (ЕС), сообщил заместитель руководителя службы по связям с прессой МИД РМ Ю.Витион.

Стороны намерены приоритетное внимание уделить таким вопросам, как недопущение на украинскую территорию товаров без официального документального сопровождения Республики Молдова, а также создание совместных контрольно-пропускных постов, в частности, по приднестровскому периметру.

11 марта. В скором времени правительство Молдовы предложит китайской стороне проект соглашения о сотрудничестве с целью применения китайского опыта в области создания и деятельности свободных экономических зон (СЭЗ), сообщил на заседании Клуба журналистов, заместитель министра экономики М.Лупу. По его словам, китайская сторона выразила готовность оказать Молдове необходимую помощь в создании СЭЗ по китайскому образцу.

12 марта. Президент РМ В.Воронин принял главу Миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилла.

В ходе встречи стороны обменялись мнениями о развитии событий в процессе реинтеграции Республики Молдова, коснулись также некоторых положительных результатов решения Тираспольского парламента об эвакуации Российской Федерацией боеприпасов и военной техники из региона.

Владимир Воронин выразил уверенность, что результаты проходящего в Брюсселе под эгидой ЕС молдавско-украинского раунда переговоров будут способствовать нормализации положения в регионе и позволят в ограниченные сроки установить строгий контроль на приднестровском участке границы между Молдовой и Украиной.

12 марта. Члены кабинета министров РМ одобрили проект протокола об отмене изъятия из режима свободной торговли с Российской Федерацией некоторых категорий товаров. Внедрение нового документа, который Молдова намерена подписать в скором времени, носит поэтапный характер.

По словам вице-премьера, министра экономики Ш.Одажиу, пока речь идет лишь о некоторых категориях товаров. В частности, о свекловичном сахаре, табаке и табачных изделиях, водке и спирте. Согласно документу, сахар будет включен в режим свободной торговли с 1 января 2005 года, табак, табачные изделия и водка - с 1 января 2004 года, а спирт - с 2012 года.

В ходе обсуждения данного вопроса В.Тарлев отметил важность включения в режим свободной торговли, в первую очередь, свекловичного сахара и табачных изделий. По его мнению, эта мера позволит улучшить экономическое развитие молдавских предприятий.

12 марта. Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Молдове П.Петровский провел в Кишиневе пресс-конференцию для молдавских и приднестровских СМИ, главной темой которой была  информация о чеченском урегулировании. Однако вопрос Чечни журналистов интересовал мало. Основным содержанием пресс-конференции стала оценка современной ситуации вокруг Приднестровья. Главное из них – это недавнее Постановление Верховного Совета ПМР, которое рекомендует президенту И.Смирнову обеспечить беспрепятственный вывоз из Приднестровья в Россию военного имущества и вооружений бывшей 14-й армии. П.Петровский дал такую оценку такого решения:

«Мы, конечно, приветствуем это решение, потому что оно отвечает современным реалиям и подтверждает заявления приднестровских властей о том, что они стараются учитывать интересы России. Эти прежние заявления руководства Приднестровья, на наш взгляд, подтвердились решением по вывозу имущества и вооружений. Вы понимаете, что для нас это очень важно, потому что у нас есть обязательства перед международным сообществом, которые были подтверждены на конференции министров иностранных дел ОБСЕ в Порту, - до 31 декабря осуществить такой вывоз».

Как сообщил П.Петровский, «вероятно, 14 марта уйдет из Тирасполя эшелон с военным имуществом в составе 38 вагонов. И, видимо, на следующей неделе пойдет первый эшелон уже с боеприпасами».

Журналистов интересовало также, насколько изменится ситуация вокруг Приднестровья после вывоза вооружений и ликвидации оперативной группы российских войск, присутствие которых приднестровцы считают главной гарантией мира. По мнению посла России, это не приведет к обострению обстановки, поскольку Москва не отказывается от своих функций гаранта мирного урегулирования.

«Необходимо проработать вопрос о будущих гарантиях различного рода - политических, экономических, военных. И в рамках этих гарантий наверняка будет рассматриваться вопрос о дальнейшей миротворческой операции на т.н. переходный период», - сказал он.




О Визите в Молдавию заместителя Председателя Правительства России В.Матвиенко[1]

Геннадий Коненко

Российская делегация во главе с зампредседателя правительства РФ В.Матвиенко находилась в Республике Молдова с рабочим визитом со 2 по 4 марта 2003 года. Этот визит явился подтверждением линии России на укрепление и расширение двусторонних отношений с Молдавией и своеобразной поддержкой молдавского руководства в преддверии выборов в местные органы власти и самоуправления.

Поскольку 7-8 февраля с.г. состоялась рабочая поездка в Москву президента РМ В.Воронина, в ходе которой на беседе с президентом РФ В.Путиным был подробно рассмотрен весь комплекс российско-молдавских политических и экономических отношений, на этот раз в Кишиневе обсуждались главным образом вопросы гуманитарного характера, т.е. непосредственно входившие в компетенцию В.Матвиенко.

Основное внимание на переговорах было уделено выполнению Программы сотрудничества между Россией и Молдавией в гуманитарной сфере на 2002-2003 г.г.

По окончании переговоров по этой проблематике были подписаны Межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании и межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области подготовки и переподготовки медицинских кадров. Стороны договорились о том, что осенью 2003 года в Молдове пройдут Дни российской культуры. Было также решено в ближайшее время в соответствии с соглашением от 1996 года о взаимном учреждении культурно-информационных центров приступить к конкретной проработке вопроса об открытии в Кишиневе Центра российской науки и культуры.

Кроме того, стороны рассмотрели вопрос о создании в Республике Молдова российско-молдавского университета, а также открытии филиалов крупнейших российских вузов, в частности, МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситета, где молдавские граждане могли бы получать образование по российским стандартам. Стороны подтвердили при этом прежнюю практику взаимного предоставления стипендий - Москва продолжит ежегодно выделять 150 стипендий для Молдавии, а Кишинев - 100 стипендий для русских граждан республики.

На переговорах было констатировано, что практически готово к подписанию Межправительственное соглашение о медицинском страховании граждан Молдовы, временно проживающих в РФ, и граждан России, временно проживающих в РМ. Стороны отметили важность этого документа в плане обеспечения социальной защиты и медицинского обслуживания молдавских граждан, работающих в России по найму.

По мнению делегаций, все более актуальным становится вопрос о заключении между Россией и Молдовой документа о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Особое место на переговорах во время пребывания в Кишиневе В.Матвиенко было отведено обсуждению вопросов, связанных с положением наших соотечественников в Молдавии. В беседах с молдавскими официальными лицами российская делегация положительно оценила предпринимаемые руководством страны шаги по обеспечению прав и интересов российских граждан и этнических русских, проживающих в РМ, отметив при этом, что в этой области здесь заметно лучше обстоят дела, чем в других странах СНГ, в т.ч. и с функционированием русского языка. Было подчеркнуто, что установка на придание ему официального статуса стала одним из аргументов в пользу формирования курса на всестороннее активное развитие отношений России с Молдавией.

Одновременно В.Матвиенко отметила существование ряда моментов, которые в известной степени дискриминируют русскоязычное население. Во-первых, численность русскоязычных граждан в РМ составляет примерно 35% от всего населения страны, в то время русских школ насчитывается только 18% от общего количества всех школьных учебных заведений. Во-вторых, остается непропорционально низким представительство национальных меньшинств в органах государственной власти и управления, несмотря на закон от 2001 года о правах лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, и их организаций. В-третьих, нередки случаи, когда русскоязычным гражданам отказывают в выдаче медицинских, общеобразовательных, юридических и др. документов на родном языке. Ограничен выпуск русскоязычных программ по национальному телевидению и радио, в отличие от печатных СМИ, где русский язык представлен довольно широко.

В ответ нам было заявлено, что руководство страны и правящей партии коммунистов не отказывается от своих предвыборных обещаний. Так, например, у него есть твердое намерение при составлении новой Конституции, работа над которой начнется в скором времени, заложить в ее текст положение о предоставлении русскому языку статус официального на всей территории Республика Молдова.

В.Матвиенко провела отдельную встречу с представителями русской диаспоры Молдавии и Приднестровья, на которой состоялся широкий обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития связей с соотечественниками и оказания помощи русским общинам. На встрече выступили председатель Координационного совета русских общин Молдавии, председатель парламентской комиссии по правам человека и нацменьшинствам М.Сидоров, председатель Конгресса русских общин Молдавии В.Клименко, представитель Союза русских общин Приднестровья С.Онуфриенко и др.

Зампредседателя правительства В.Матвиенко заявила собравшимся, что политика российского руководства направлена на то, чтобы русские в дальнем и ближнем зарубежье не чувствовали себя оторванными от родины. Она обещала, что правительство будет и дальше оказывать помощь соотечественникам и русским общинам в Молдавии.

Делегация России посетила также русскую школу в г.Оргееве, которая была отремонтирована на средства, выделенные мэром Москвы Ю.Лужковым.

Российская делегация встретилась с премьер-министром РМ В.Тарлевым и была принята президентом В.Ворониным. В Доме правительства стороны обменялись информацией о ходе выполнения договоренностей в социально-экономической области.  Президент В.Воронин в беседе с В.Матвиенко отметил эффективность сотрудничества между Россией и Молдавией в области науки, здравоохранения, образования, культуры. Он приветствовал инициативу открытия в Кишиневе российско-молдавского университета и подтвердил свое намерение принять участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

Глава российской делегации отметила значение Базового политического Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ, после подписания которого в 2001 году отношения между двумя странами вышли на уровень стратегического партнерства. В.Матвиенко заявила о готовности российского правительства и впредь оказывать Республике Молдова поддержку как во внутриполитическом плане, так и на международной арене.

Как известно, Москва, одобряя политику нынешнего молдавского руководства, направленную на достижение этнического согласия и обеспечение прав национальных меньшинств в стране и активизацию сотрудничества с Россией и странами СНГ, пошла на оказание  Кишиневу посильной экономической помощи и политического содействия.

В Молдавию начала поступать из России более дешевая электроэнергия. На днях, вскоре после поездки в РМ В.Матвиенко, была достигнута  договоренность о снижении "Газпромом" цены на поставляемый в Молдову российский газ с 80 долл. США до 50 долл. за 1000 куб. м.  Кишинев в ответ снизит стоимость транзита газа из России через молдавскую территорию на Балканы и далее в другие европейские страны.

Ведутся переговоры о привлечении российских инвесторов к строительству порта и нефтеналивного причала в г.Джурджулешты.

Москва обещала Кишиневу поддержать его просьбу о реструктуризации молдавского долга перед Парижским клубом.

В ходе переговоров обе стороны выразили удовлетворение состоянием многопланового российско-молдавского сотрудничества и заявили о стремлении использовать все возможности для его дальнейшего развития.  

На этом фоне взаимной удовлетворенности  и явной поддержки Москвой политики молдавского руководства Кишинев все больше и больше ужесточает свою позицию по проблеме приднестровского урегулирования. В отношении Тирасполя стали предприниматься меры политического, экономического и др. форм давления, чтобы заставить его согласиться на молдавский вариант решения проблемы, предусматривающий предоставление Приднестровью усеченных прав в будущем  молдавском государстве, создаваемом на принципах ассиметричной федерации.

Причем, Молдавия предпочитает предварительно консультироваться по этим вопросам с США, ОБСЕ, Евросоюзом и др. европейскими структурами, а только затем с Россией, но одновременно надеясь более плотно привлечь ее к предпринимаемым акциям давления на Приднестровье.

К сожалению, такая тактика молдаван, также как и игнорирование ими уже достигнутых, прежде всего, при помощи России, результатов в деле приднестровского урегулирования и подписанных документов по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем, не вызывают у российской стороны адекватной, на наш взгляд, реакции.  Россия, соблюдая достигнутую между посредниками в переговорном процессе договоренность о консолидированной позиции при обсуждении вопросов урегулирования с участниками конфликта - Молдавией и Приднестровьем, не высказала открыто свое мнение относительно новой инициативы президента В.Воронина по решению приднестровской проблемы и фактически вместе с США, ОБСЕ и др. выступила в ее поддержку.

И это, несмотря на то, что предложения Кишинева отбрасывают переговорный процесс назад, нивелируют и ослабляют роль России в деле урегулирования, нарушают сложившийся пятисторонний формат переговоров и т.д.

Возможно, визит в Молдавию заместителя правительства России В.Матвиенко не тот случай, когда можно и нужно было бы высказать конкретные соображения в связи с упомянутыми выше негативными, по нашему мнению, моментами в российско- молдавских политических отношениях. Однако представляется, что это следовало бы сделать уже в ближайшее время и на достаточно высоком уровне.

Это отвечало бы российским интересам и соответствовало бы положениям Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Молдавией, где говорится о стратегическом характере наших отношений и закрепляется роль России как сопосредника в переговорах и гаранта приднестровского урегулирования.




Ольвия-Пресс,
6 марта 2003

Нашли крайних

Игорь Петров

Американский дипломат Вильям Хилл, как только вновь был назначен на должность главы Миссии ОБСЕ в Кишиневе, недвусмысленно дал понять, что нынешний мировой гегемон не намерен больше терпеть неурегулированности молдо-приднестровских отношений. «Здесь или будет разумная федерация или мы сломаем того, кто будет против. Теперь осталось выяснить, кто противник». Такова позиция Соединенных Штатов, негласного участника урегулирования. Этот, озвученный Хиллом, принцип и определяет сегодня ход переговорного процесса, является его движущей силой. Никто не желает становиться объектом для приложения силы. В то же время Соединенные Штаты не пояснили, что они подразумевают под «разумной федерацией». Как известно, в США все субъекты федерации равноправны. Предупреждения Хилла о том, что Запад будет активно давить на противников «разумной федерации», начинает обретать более определенные формы. Но чуда не произошло, западные демократии остаются верны принципу двойных стандартов. 27 февраля, когда в тираспольском представительстве ОБСЕ открылся очередной раунд пятисторонних консультаций, ЕС и США объявили о введении против руководителей Приднестровья визовых ограничений. Это первый шаг, говорящий о возможности введения против Приднестровья санкций со стороны «оплота демократии». Могло ли быть иначе?

После прошлогоднего саммита НАТО в Праге коммунистический лидер Молдовы демонстрирует абсолютную лояльность «новому мировому порядку». Удостоившись приглашения в Вашингтон, молдавский президент не счел для себя зазорным поддержать агрессивные устремления США в Заливе. А что? Грузия тоже выслуживается перед дядей Сэмом, еще жив ГУУАМ. Режим, созданный в Кишиневе в начале 90-х гг., изначально носил прорумынский, прозападный и антироссийский характер. Приход к власти ПКРМ под пророссийскими лозунгами не изменил сути режима, но показал истинные чаяния народа Молдовы, который ориентируется, прежде всего, на Россию. Какие бы политические силы не стояли сегодня в Кишиневе у власти, при сохранении той формы молдавской государственности, которую создали румынофилы, Кишинев никогда не будет пророссийским, как Тирасполь. Это хорошо осознают и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Не случайно и Воронин и его соратники пытаются интернационализировать проблему, изменить формат переговорного процесса путем привлечения Евросоюза и других европейских структур, например, Венецианской комиссии Совета Европы, одновременно проводя политику ограничения и постепенного выдавливания России как основного гаранта мирного урегулирования. Неудивительно, что в переговорном процессе США будут поддерживать именно Кишинев, а санкции под любым соусом применяться к Приднестровью.

Кто является противником федерализации, хорошо известно и посредникам, и мировому сообществу - Молдова не раз демонстрировала полное нежелание договариваться с Тирасполем, тем более, когда речь шла о федерации. Деструктивную позицию Кишинева, неизменную на протяжении многих лет, невозможно не заметить. Не является исключением и февральская инициатива президента РМ, которая стала возможной после многомесячных усилий посредников и непосредственного давления Москвы. Тем не менее, проект соглашения, предложенный Кишиневом, не отвечает федеративным принципам.

Как ультиматум звучат слова молдавского президента о том, что «искренность позиции Приднестровья может быть подтверждена только путем подписания документа, предложенного Кишиневом». Но этот документ только условно можно назвать федеративным, очевидно, что на безоговорочное подписание такого соглашения приднестровское руководство не пойдет, значит, можно будет представить Тирасполь в качестве противника «разумной федерации». Пока приднестровской дипломатии успешно удавалось обходить «подводные камни» молдавских инициатив. Но такое развитие событий, по-видимому, не укладывается в удобную для Кишинева схему.

Известно, что приднестровский вопрос для США является, прежде всего, вопросом ликвидации российских вооружений. Но Тирасполь по-прежнему убежден, что только российское военное присутствие в регионе может гарантировать мир, тем более, что на повестку дня вынесен вопрос строительства общего государства с Молдовой на федеративных началах, в таком деле твердые гарантии необходимы. В этих условиях добровольное согласие на уход главного гаранта мира и стабильности в регионе, по крайней мере, неразумно. Тем более, что Россия и в 1993, и в 2003 гг. связывала свой уход из региона с процессом урегулирования молдо-приднестровских отношений.

Американский дипломат глава Миссии ОБСЕ Вильям Хилл, комментируя применение санкций против Приднестровья, прямо заявил, что «Запад не может проявлять бесконечную терпимость по отношению к Приднестровью». Большего говорить и не надо. Здесь абсолютно понятно, что В. Хилл в первую очередь предупреждает Приднестровье о не препятствовании вывозу техники и боеприпасов бывшей 14-ой российской армии. И если это препятствие сохранится, то для Запада «виноватым» всегда будет Приднестровье, независимо от прогресса и компромиссов в переговорах. Применение санкций обусловлено именно традиционной пророссийской ориентацией Тирасполя и мало связано с принципами и инициативами в процессе урегулирования. Молдавские коммунистические власти вопреки своим предвыборным пророссийским лозунгам не упускают случая подтвердить свою солидарность с Западом в вопросе ликвидации российского присутствия. Принципиальность Тирасполя дает в руки официального Кишинева дополнительный козырь, которым он и воспользовался.

Есть основания полагать, что введение санкций против руководства Приднестровья может стать началом более серьезного давления на Тирасполь, нельзя исключать и силовой вариант, о возможности которого недвусмысленно намекают политики Молдовы на протяжении многих лет. Но 5 марта 2003 г., через неделю после объявления США и Евросоюзом санкций против Приднестровья, Верховный Совет ПМР принял сенсационное постановление: «рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики обеспечить вывоз с территории Приднестровской Молдавской Республики и (или) утилизацию военного и иного имущества» ОГРВ и даже «принять конкретные меры для содействия скорейшему вывозу из Приднестровской Молдавской республики и (или) утилизации боеприпасов». Продемонстрировав, таким образом, стремление идти навстречу требованиям ОБСЕ в вопросе ликвидации российских вооружений, Тирасполь снимает с повестки дня обеспокоенность Соединенных Штатов и Евросоюза российским военным присутствием в регионе и тем самым лишает Кишинев главного рычага давления на Приднестровье.




Российско - приднестровский информационно-аналитический центр,
5 марта 2003

Зачем Смирнову ездить в США? Он поедет на Кубу

И.Кузьмин, Кишинев

  Приднестровским лидерам будет отказано в выдаче виз в страны Евросоюза (ЕС), а также в Соединенные Штаты Америки. О намерении ввести это ограничение в отношении администрации Приднестровской Молдавской Республики объявило в четверг правительство Греции - страны, исполняющей в настоящий момент председательство в ЕС. К санкциям присоединяются и США. "Лидеры сепаратистского региона неизменно демонстрировали обструкционизм и нежелание изменить сложившееся положение, таким образом, препятствуя необходимым переговорам", - поясняют причину санкций авторы заявления.

На первый взгляд действие явно несвоевременное, если не сказать странное. В начале года усилиями сторон, точнее сказать посредников удалось сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс. Под давлением России Молдавский президент выступает с февральскими инициативами об окончательном урегулировании приднестровского вопроса. Данные инициативы поддержаны и Приднестровским президентом И.Смирновым. Назначена дата проведения конституционного референдума. Переговорный процесс начал входить в динамику. И тут совершенно бессмысленные санкции в отношении приднестровской элиты. Зачем? Что это может изменить? Кроме создания ощущения у приднестровской стороны, что с ними играют не честно? А может быть в этом и кроется причина: спровоцировать волну негодования внутри Приднестровья и обвинить в несговорчивости и нежелании решения конфликтной ситуации мирным путем. Следующим шагом США по логике современного развития будет нанизывание Молдавии на «ось зла». Только вот Россия мешается постоянно под ногами. Первый этап операции по взятию под контроль Европейского континента американцы проиграли. Не безосновательно виня в этом российскую дипломатию. Новый план «Маршалла 21 века» судя по всему делает ставку на малые европейские государства, которые недавно оказались или собираются оказаться в орбите НАТО. В этом смысле Молдова не исключение. Какие бы клятвенные обещания В.Воронин не давал в Москве о вечной дружбе и пророссийской ориентации он вряд ли их сумеет сдержать.

Во-первых, партия коммунистов с большим трудом контролирует ситуацию в Молдове. В наследство от прежнего руководства им досталась разоренная варварской приватизацией страна, где за прошедшее десятилетие сформировался управленческий аппарат взрощенный и получивший образование в Румынии и в США.

Во-вторых, Молдова пока еще парламентская республика, где президента страны выбирает парламентское большинство. И если в 2000 г молдавским коммунистам было крайне на руку поддержать принятие новой конституции перед предстоящими выборами зимой 2001 г., то теперь к 2005 г. их ждут туманные перспективы. Не говоря уже о личных шансах В.Воронина сохранить власть.

Молдавия вообще не славится изобретением каких-либо новых политических схем. Действуя по принципу: «старые фокусы - лучшие фокусы» В. Воронин решил снова поменять конституцию страны в свою сторону. Как нельзя к стати подвернулся удачный повод: реинтеграция страны на федеративной основе.

Но тут возникает принципиальное противоречие. Решать приднестровский вопрос «без покаяния» нельзя. Да и не нужно его решать Воронину сейчас. Его вполне устраивает существующее положение вещей.

Здесь позиция Воронина уверенно ложится в планы США по вытеснению Российского влияния из восточной Европы. Полагая себя игроком на региональном поле, президент Воронин становится пешкой в европейской партии, которую разыгрывают США и Россия.

…А российский гражданин И.Смирнов оказывается еще более привязан к своей большой родине. Зачем ему ехать в Штаты? При желании он может посетить и Кубу. Остров свободы будет ему рад.




Коммерсант Plus,
7 марта 2003

Почему В.Воронин вновь отказался подписать протокол, предложенный посредниками и ОБСЕ?

27 февраля 2003 в офисе миссии ОБСЕ в Тирасполе начался очередной раунд рабочего заседания Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, который был продолжен на следующий день в кишиневском офисе Миссии ОБСЕ.

Делегации участников заседания возглавляли: от Приднестровской Молдавской Республики - министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, от Республики Молдова - представитель по политическим вопросам в приднестровском урегулировании Василий Шова, от Российской Федерации - Посол по особым поручениям МИД РФ Александр Новожилов, от Украины - Посол Украины в Молдове, представитель президента Украины на переговорах по урегулированию Петр Чалый, от ОБСЕ - глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. В работе совещания принял участие также личный представитель Действующего Председателя ОБСЕ, Посол Адриаан Якобовитц де Сегед.

Участники заседания рассмотрели и приняли к сведению информацию политических представителей от Республики Молдова и Приднестровья о проведенных ими двусторонних встречах. Была также заслушана информация молдавского представителя относительно инициативы Президента В. Воронина от 12 февраля 2003 года. В ходе встречи приднестровской стороной были переданы "Предложения по дальнейшей работе по созданию согласованных формулировок к Итоговому документу".

Участниками заседания был разработан проект "Протокола о создании механизма разработки и утверждения Конституции федеративного государства". В дальнейшем данный проект предполагается вынести на рассмотрение руководства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. Также был продолжен обмен мнениями по развитию положений будущего Итогового документа. Очередное заседание Постоянного совещания запланировано провести 18-19 марта 2003 года в Кишиневе. По итогам очередного раунда рабочего заседания был подписан приведенный ниже протокол.

ПРОТОКОЛ о создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства

1. Республика Молдова и Приднестровье (далее Стороны) полагают, что урегулирование приднестровской проблемы возможно на основе совместной разработки и принятия Конституции федеративного Государства путем предварительного всенародного обсуждения и последующего референдума.

2. Для подготовки текста проекта Конституции Государства Стороны создают совместную Комиссию по разработке Конституции Государства, состоящую из полномочных представителей Сторон, с приглашением в качестве наблюдателей экспертов из стран-посредников - Российской Федерации и Украины, ОБСЕ, а также других международных наблюдателей по согласию членов совместной Комиссии по разработке Конституции Государства.

3. Состав совместной Комиссии по разработке Конституции Государства определяется в месячный срок со дня подписания данного документа. Персональные предложения по составу совместной Комиссии по разработке Конституции Государства вносятся на основе численного паритета полномочных представителей от каждой Стороны.

4. Совместная Комиссия по разработке Конституции Государства предлагает для публикации текст проекта Конституции в течение шести месяцев со дня утверждения ее персонального состава.

5. Проект Конституции Государства выносится на всенародное обсуждение совместной Комиссией по разработке Конституции Государства. Внесение соответствующих изменений и дополнений в проект Конституции осуществляется совместной Комиссией по разработке Конституции Государства на основе ее регламента в срок не более двух месяцев после публикации.

6. Референдум по вопросу о принятии Конституции Государства проводится не позднее 1 февраля 2004 г. Совместная Комиссия по разработке Конституции Государства вносит предложения о создании механизма проведения референдума. Руководство Республики Молдова и Приднестровья берет на себя обязательства гарантировать создание всех условий, необходимых для проведения данного референдума в соответствии со стандартами ОБСЕ и Совета Европы.

7. В срок не позднее 25 февраля 2005 г. Стороны обязуются обеспечить подготовку и проведение выборов по созданию федеральных органов, в соответствии с положениями Конституции Государства.

8. В Конституцию Государства будут включены и некоторые переходные положения.

От редакции: Нежелание ни одной из сторон, а также представителей стран-посредников, прокомментировать, почему данный документ оказался неподписанным Молдовой, наводит на размышления. Действительно, принципиально документ не слишком отличается от документа, предложенного президентом Молдовы несколько недель назад. Почему же подписи представителя молдавской стороны под данным документом нет?




Молдова Ази,
10 марта 2003

Приднестровье: новый поворот - что он нам несет?

Дм.Чубашенко

За последний месяц произошло три важных события, которые - после многих лет топтания на месте - обозначили некий новый поворот в развитии ситуации вокруг Приднестровья. Но этот поворот еще не означает, что приднестровское урегулирование стало ближе.

Сначала президент Молдовы Владимир Воронин выдвинул новый план урегулирования путем принятия через референдум новой Конституции, превращения Молдовы в федерацию с участием Приднестровья и досрочных выборов новых органов власти общего государства. Спустя некоторое время Европейский союз и США обнародовали совместное заявление о запрете на выдачу виз 17 лидерам Приднестровья. После того, как делегация высокопоставленных западных дипломатов вручила это заявление Игорю Смирнову, власти Приднестровья, которые долгое время блокировали вывоз российского вооружения из региона, отказались от своей жесткой позиции: тираспольский верховный совет рекомендовал Смирнову "принять конкретные меры для содействия скорейшему вывозу (и) или утилизации боеприпасов". Подобных событий никто не ожидал еще два месяца назад. Что они означают? Чтобы лучше это понять, нужно разделить два процесса - урегулирования 12-летнего молдо-приднестровского конфликта и вывода российских войск и вооружений из региона. В случае с выводом вооружений мы имеем дело с международной проблемой. Россия взяла на себя перед ОБСЕ обязательство вывезти свое оружие из Молдовы, и неспособность великой державы, постоянного члена Совета безопасности ООН выполнить свои обязательство из-за того, что некий гражданин РФ Игорь Смирнов не хочет выполнять указания президента РФ Владимира Путина, выглядела несерьезно. ОБСЕ продлило сроки вывода еще на год, но прикрываться и дальше ссылками на то, что где-то в Колбасне кто-то лег на рельсы, - это просто детский лепет. Ко всему, после 11 сентября и американцы, по вполне понятным причинам, помешались на нераспространении оружия, и настаивают на том, чтобы российское вооружение из Приднестровья не попало в сомнительные руки. Сам по себе вывоз оружия из Приднестровья в Россию не имеет никакого отношения к урегулированию конфликта. Россия просто платит по старым международным долгам. То, что в каких-то молдо-российских документах зафиксирован принцип синхронизации вывода войск с урегулированием конфликта, не означает и обратной синхронизации - урегулирования с выводом. Решение ЕС и США ввести визовые санкции против лидеров Приднестровья - это запоздалая реакция на соответствующую просьбу Молдовы, сделанную еще несколько месяцев назад. Примечательно, что Россия эти санкции не поддержала. Конечно, тому же Валерию Лицкаю, наверно, не очень приятно чувствовать себя невыездным на Запад: захочет человек поехать в те же США, чтобы изучить опыт их федеративного устройства, а иммиграционная служба покажет ему оттопыренный средний палец. Еще неприятней почувствуют себя приднестровские лидеры, если следующим шагом ЕС и США станет арест их банковских счетов и недвижимости на Западе. Но, в конце концов, они и это как-нибудь переживут. Ни вывоз российских вооружений, ни санкции Запада против тираспольских лидеров не означают, что шансы Воронина реализовать свой вариант урегулирования возрастают. Было бы наивно полагать, что если в Колбасне не останется ни одного ящика со снарядами, а Смирнов перестанет летать в Европу, то это что-то автоматически даст Кишиневу. Удовлетворив ОБСЕ, Россию, и в особенности, США, которые вывод российского вооружения интересует не меньше, если не больше, чем реинтеграция Молдовы, - Смирнов может теперь сосредоточиться на переговорах с Кишиневом. Ничто не мешает тираспольскому лидеру занять еще более жесткую позицию при разработке Конституции общего федеративного государства: ведь и сами посредники говорят, что в конечном счете контуры этого государства будут такими, какими их нарисуют договаривающиеся стороны - Молдова и Приднестровье. Задача разработки Конституции, которая устроила бы и Кишинев, и Тирасполь, может оказаться посложнее, чем вывод целой армии.

На вопрос о том, почему Смирнов должен решать приднестровский вопрос на условиях Воронина, никто не может дать вразумительного ответа. Говорят, что так, мол, будет лучше для самого Смирнова. Но почему ему будет лучше, никто разъяснить не может. Самому Смирнову не кажется, что ему будет лучше, если он пойдет "под Воронина". Новый план Воронина, как и любой другой план, надо рассматривать с точки зрения его реалистичности. В Кишиневе могут сочинять какие угодно "планы", но если сохраняются прежние параметры урегулирования, пятисторонний формат переговоров, то все будет зависеть от ответной реакции с левого берега. Пока очевидно, что существующий формат переговоров позволит и России, и Украине "заложить" такие "камни" в фундамент будущего общего государства, которые отнюдь не во всем будут соответствовать "архитектурным идеям", вынашиваемым сегодня в отношении левого берега Ворониным. До сих пор Тирасполь постоянно обыгрывал Кишинев. За спиной Тирасполя стоят самые разные российские и украинские политики, эксперты. Кишинев же постоянно демонстрировал непоследовательность, шарахался из стороны в сторону. Некоторые эксперты сравнивают переговорный процесс с ипподромом и говорят, что у лошадки, которая называется "Игорь Смирнов", больше шансов прийти к финишу первой. Если раньше или позже будет подписан некий итоговый документ по урегулированию, то он будет в большей степени устраивать Тирасполь, нежели Кишинев. Сейчас Смирнов требует для себя максимально возможного, фактически, - признания ПМР. Можно предположить, что, если Воронин со Смирновым договорятся в принципе (читай: их вынудят договориться), то референдум станет лишь банальной имитацией демократической процедуры, на корректность проведения которой не будут особо обращать внимание ни страны-гаранты, ни ОБСЕ. ЦИК "правильно" посчитает голоса, да и Конституционный суд тоже примет "единственно верное" решение. В ближайшие же месяцы будет вестись подковерная борьба между Ворониным и Смирновым как лидерами двух - политических, экономических, да и фамильных - кланов, одинаковых по ухваткам. Посмотрим, сумеет ли Смирнов одержать вверх и на этот раз. Но как бы то ни было, очевидно, что в будущей федеративной "коммуналке" - общем государстве Республика Молдова - двум таким "Семьям" никак не ужиться.

О том, как будут развиваться молдо-приднестровские отношения в ближайшее время, можно будет судить по двум событиям.  На 18-19 марта назначен очередной раунд консультаций в пятистороннем формате. Если на нем не будет подготовлен текст совместного соглашения между Молдовой и Приднестровьем об урегулировании конфликта через принятие новой Конституции, то это будет означать, что предложенный Ворониным график урегулирования будет сорван.

Второе событие, казалось бы, не имеет отношения к политике. Но лишь на первый взгляд. На прошлой неделе федерация футбола Молдовы сообщила, что президент Воронин может поехать в Тирасполь, чтобы посмотреть отборочный матч чемпионата Европы между сборными Молдовы и Голландии на стадионе "Шерифа". Если Воронин действительно поедет в Тирасполь, официальная кишиневская пропаганда, конечно же, представит это как еще один шаг к примирению берегов. Но на самом деле, как бы ни старался Кишинев делать хорошую мину при плохой игре, это будет еще один щелчок по носу, который "Республика Шериф" даст Республике Молдова.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ