Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О предубеждениях белорусской политической элиты

Владислав Лосев (Минск)

Первые месяцы 2003 года отличались заметной активизацией белорусско-российских отношений. За довольно непродолжительный период времени состоялось несколько встреч президентов России и Белоруссии, близится к завершению, как утверждают официальные источники, разработка многострадального проекта Конституционного акта Союзного государства, который должен перевести процесс белорусско-российского воссоединения на качественно новый, более динамичный уровень.

 В то же время никакое  реальное объединение и возведение прочного общего государства будет невозможным пока, перефразируя знаменитые слова профессора Преображенского, «разруха» не будет преодолена в головах белорусской политической элиты. А вот в этом вопросе дела обстоят далеко не так, как требуется для решительного и взаимовыгодного объединения.

Значительная часть тех лиц в Белоруссии, от которых в какой-либо степени зависит строительство общего государства (а это чиновники, депутаты, журналисты и т.д.) предпочитает не динамичную, а тягучую интеграцию, предполагающую растянутый во времени вялотекущий процесс с бесконечными оговорками, оттяжками и т.д.

Такое отношение во многом обусловлено не какой-то злой волей, а тем довольно странным миропониманием, которое сложилось, в первую очередь, у белорусских ответственных государственных лиц.

С одной стороны, у них есть понимание  того, что без реального объединения с Российской Федерацией у Белоруссии нет никаких шансов на успешное будущее. Но с другой стороны, у значительной части белорусской элиты существует серьезная зашоренность сознания, не позволяющая без предубеждений  и нелепых подозрений относится к интеграционным инициативам российской стороны, избавится  от догматичного «незалежнического» мышления, навязанного белорусскому обществу десятилетие назад.

В Белоруссии практически отсутствует работа общественно-политической мысли на перспективу, а существующие исследовательские организации, как государственные, так и  оппозиционные (негосударственных пророссийских просто нет), обслуживают или сиюминутные запросы и настроения высокопоставленных чиновников, или же интригуют против белорусско-российского воссоединения.

Все это привело к тому, что в республике до сих пор не сформулировано более или менее ясное представление   о том месте, которое призвана занимать Белоруссия в современном быстро меняющемся мире. Белорусскому обществу, по сути, предлагается  или продолжать «ностальгировать» по Советскому Союзу,  или же согласиться на прозябание  в малозначительном провинциальном, но зато, абсолютно суверенном государстве.

Примечательно в этом смысле недавнее выступление председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания РБ Бориса Биккинина, в котором он предложил вниманию общественности последние изыскания белорусской геополитической мысли, согласно которым Белоруссии отводится роль «стыковочной страны» между Россией и Европейским Союзом. При этом, эта самая «стыковочная» Белоруссия, по мнению авторов этой стратегии, должна постоянно маневрировать между Москвой и Западом, действуя по принципу: «ласковое теля двух маток сосет».

Кстати, эта поговорка, отражающая простецкую крестьянскую хитрость, постоянно звучит на самом высоком уровне и лежит в основе пресловутой многовекторности белорусской внешней политики, закономерным итогом которой стал нынешний внешнеполитический тупик. Благодаря такому сомнительному подходу Белоруссия не только оказалась в разряде маловлиятельных государств мира, но и практически утратила ту интеграционную инициативу как в отношениях с Российской Федерацией, так и в целом в СНГ, которую имела еще несколько лет назад. Невероятно, но в настоящее время Кучма и Назарбаев уже выглядят большими «интеграторами», чем Лукашенко.

Вообще же складывается впечатление, что белорусское руководство в своих отношениях с российской стороной  постоянно стремиться иметь некую «фигу в кармане». Например, выступая 14 февраля с.г. с лекцией в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники,  Александр Лукашенко заявил, что Белоруссии «рано или поздно придется отойти от своего страха и строить атомную электростанцию», которая нужна для того, чтобы быть «энергетически  независимыми от иностранных государств» (надо понимать от России).

Даже самый простейший подсчет показывает, что эта идея просто неподъемна для белорусской экономики. Ведь, по мнению специалистов Национальной Академии наук, стоимость строительства АЭС средней мощности равняется примерно пятнадцати  миллиардам долларов, а весь бюджет Белоруссии составляет всего лишь около трех миллиардов долларов. С другой стороны, если Белоруссия всерьез намерена строить с Россией общее государство, то зачем, спрашивается, вообще обсуждать все эти самостийные «атомные» проекты. А вот, если интерес состоит в отрыве от России любой ценой, то тогда в подобных прожектах просматривается вполне определенный смысл.

Так, в свое время Станислав Шушкевич, вынашивая идею антироссийского Балто-Черноморского союза, намеревался заключить договор с Канадой на строительство в Белоруссии атомной электростанции. Причем, данная АЭС должна была строиться «под ключ» на канадские деньги и канадскими же специалистами. А расплачиваться в последующем Белоруссия должна была поставками электроэнергии западноевропейским союзникам Канады. В случае осуществления этого проекта западноевропейцы получали бы чистую электроэнергию, а белорусское государство, соответственно, многолетнюю долговую кабалу, сопутствующие риски и угрозы потенциального загрязнения среды обитания. Правда, в обмен белорусские власти получили бы  энергетическую «незалежнасць» от России.

И вот сейчас, а точнее после прошлогоднего газового скандала, тема строительства АЭС вновь стала звучать в Белоруссии на высшем государственном уровне. Конечно, сколько-либо серьезно относится к нынешним «атомным» заявлениям не приходится, но все же они отражают существующие особенности отношения белорусской правящей элиты к своим российским партнерам.  Договариваясь о чем-либо с российской стороной, власти республики  практически всегда держат некий «камень за пазухой», что никак нельзя считать нормальным явлением в отношениях между двумя восточнославянскими государствами, стремящимися к воссоединению.

Таким образом, одним из серьезных факторов, препятствующих дальнейшему успешному развитию белорусско-российских отношений является непрозрачность намерений официального Минска относительно перспектив общей государственности с Россией.

В создавшемся положении представляется крайне необходимым проведение продуманной политики белорусско-российской гуманитарной интеграции, включающей в себя не только формирование единых образовательного, научно-технологического и информационного пространств, но и последовательное встраивание белорусской  элиты  в российское политическое поле. При этом, элиту республики необходимо убедить в полезности для нее интеграции с тем, чтобы белорусская сторона в полной мере осознала все преимущества, которые получит в результате достижения цели этого процесса. Они, на наш взгляд, на несколько порядков выше, чем отдача от эксплуатации объединительной риторики, дальше которой за шесть последних лет в Белоруссии так и не продвинулись.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ