Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №71(15.03.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О дальнейших путях белорусско-российской интеграции

А.И.Гордейчик, Первый секретарь Посольства РБ в РФ

Внутренняя ситуация в России во многом уже сегодня определяется приближающимися парламентскими и президентскими выборами. Именно на них будет сосредоточен весь политический и экономический ресурс, наработанный российскими властями в постельцинский период. По мнению независимых экспертов, «перегружать» указанный ресурс форсированием такой сложной и объемной проблемой, как строительство Союзного государства не в интересах Кремля. Как считают многие аналитики, в контексте приближающегося внутриполитического «жаркого сезона» российское руководство заинтересовано в сохранении «умеренного темпа» белорусско-российской интеграции. В то же время представляется, что российская сторона готова к проведению референдумов в Беларуси и России о продолжении процесса создания Союзного государства и выборам в союзный Парламент.

Такой ход событий в целом соответствует белорусским интересам, – в том числе в контексте перехода российского руководства на рельсы сильного государственного участия в политической и социально-экономической жизни. Очевидно, что эти параметры во многом совпадают с моделью государственного и общественного строительства в Республике Беларусь. Соответственно, создаются некоторые дополнительные благоприятные предпосылки равноправного формирования Союзного государства и его органов без ущемления суверенитета нашей страны.

Обострившаяся в последние месяцы тематика российско-белорусского Союза является доказательством рационализации, инвентаризации отношений России к своим партнерам по СНГ. При этом, несмотря на трансформацию качества белорусско-российской интеграции, Республика Беларусь продолжает рассматривать Российскую Федерацию в качестве ближайшего союзника и партнера. Сотрудничество двух стран имеет объективный и долгосрочный характер, опирающийся на совпадение интересов народов Беларуси и России.

2002 год был отмечен укреплением двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией в рамках создания единого экономического пространства, равных условий субъектам хозяйствования двух стран. На долю России приходится практически 60% общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, наша страна также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации, занимая второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.

Согласно информации Госсекретаря Союзного государства П.Бородина, сегодня интеграция России и Беларуси в топливно-энергетическом комплексе составляет 95%, в машиностроении и сельскохозяйственном машиностроении, соответственно, – 85% и 75%. Бюджет Союзного государства в 2002 году составлял 3,3 млрд. рублей (для сравнения: бюджет СНГ был равен 258-358 млн. руб., а ЕврАзЭс – 78 млн. руб.).

Подписан ряд важных для Беларуси межправительственных соглашений по вопросам ценовой политики, расширения сотрудничества в газовой отрасли, а также план совместных действий правительств и центральных банков Беларуси и России по введению единой денежной единицы Союзного государства.

Наше партнерство сконцентрировано, прежде всего, в тех областях, где двустороннее взаимодействие приносит наиболее ощутимую обоюдную выгоду. Речь идет о развитии экономической кооперации, совместном обеспечении обороны наших стран, партнерстве в отстаивании общих интересов в международных делах.

Кратчайшие железнодорожные, автомобильные пути, нефте- и газопроводы между Россией и Евросоюзом проходят через территорию Беларуси. Кстати, 17 декабря 2002 года в районе города Несвижа (Минская область) был сварен «золотой стык» белорусской части газопровода «Ямал-Европа» от границы с Российской Федерацией до границы с Польшей.

Значительное внимание в 2002 году уделялось развитию сотрудничества с регионами России. Республиканскими органами госуправления подписано 20 соглашений по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с администрациями регионов России. К примеру, в Кемеровской области создано белорусско-российское угледобывающее предприятие, в Краснодарском крае – совместное предприятие по выпуску кормоуборочной техники, в Республике Татарстан – сборочное производство тракторов «Беларус».

Мы перешли от координации позиций по отдельным вопросам внешней политики к согласованной внешней политике, в том числе и в рамках союзных интересов. В наступающем 2003 году внешнеполитические ведомства продолжат работу над выполнением положений Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства, которую мы утвердили на 2002-2003 годы. Приоритетными направлениями совместной деятельности на международной арене являются: развитие отношений с партнерами по СНГ; проведение совместной линии в ООН, ОБСЕ, других международных организациях; взаимодействие по вопросам обеспечения мира, стратегической стабильности, разоружения, борьбы с терроризмом.

Сегодня союзное строительство выходит на решающую стадию. На повестке дня – вопрос об институциональном оформлении белорусско-российского союза, в том числе с международно-правовой точки зрения.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в известном сентябрьском Послании в адрес Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко предложил три варианта дальнейших интеграционных действий: первый – создание единого государства на федеративных принципах путем включения шести областей, составляющих территорию Беларуси, в состав России в качестве субъектов Российской Федерации; второй – интеграция по модели Европейского союза с сохранением суверенитета каждого из государств; третий – развитие интеграции на основе действующего Договора о создании Союзного государства.

Первый вариант предполагает «слияние», фактически включение Республики Беларусь в состав Российской Федерации. Но ни о какой «инкорпорации» Беларуси в состав Российской Федерации речи идти не может. Беларусь не будет ни «северо-западным», ни «северо-восточным» краем никакого другого государства. Республика Беларусь была и останется самостоятельным субъектом международного права. Поэтому любой вариант союзного строительства, который предусматривает исчезновение с политической карты мира независимого государства, одного из учредителей ООН, является абсолютно неприемлемым для белорусского народа. Кроме того, идея «инкорпорации» Беларуси в состав Российской Федерации не найдет поддержки как у россиян, так и у мировой общественности.

Республике Беларусь предлагается и вариант с использованием механизмов интеграции, принятых в Европейском союзе. Но сам факт, что Беларусь и Россия долгое время являлись частями единой мощной державы – СССР – объективно задает качественно иные параметры сближения наших двух стран. Что касается социальных, культурно-образовательных, военных аспектов интеграции – в этих вопросах мы значительно опережаем Европейский союз уже хотя бы потому, что единые стандарты у нас существовали еще со времен Советского Союза: единый механизм регулирования народно-хозяйственного комплекса, единая экономика, единая социальная сфера, другие удерживающие факторы. В СССР политически, экономически, социально мы были гораздо более интегрированы по многим параметрам, чем любые из стран Евросоюза.

Кроме того, ЕС создавался из государств, многие из которых воевали между собой. Россия и Беларусь между собой не воевали, не были никогда даже нейтральны друг другу. Русский язык является государственным языком в Республике Беларусь наравне с белорусским. То есть в плане личностном, человеческом Беларусь и Россия также интегрированы гораздо глубже между собой, чем страны ЕС.

Есть и ряд других моментов, ставящих под сомнение целесообразность копирования опыта Евросоюза. ЕС обладает значительным объемом полномочий прямого действия, которые не требуют ратификации парламентами стран-членов. При этой модели Беларуси не предлагается гарантий со стороны России, что ее национальные интересы будут в полной мере соблюдены.

Не исключено, что под терминологией «построение по принципу Евросоюза» подразумевалось внесение значительных изменений в ныне действующий союзный белорусско-российский Договор. Иными словами, предлагалось ослабить ряд положений Договора, для заключения которого было приложено немало усилий.

При этом Республика Беларусь не отрицает наличия положительных сторон европейской модели интеграции, возможности использования того позитивного опыта, который накоплен европейскими государствами в данной сфере. Это для нас тем более актуально, поскольку и Беларусь, и Россия рассматривают полномасштабное вхождение в европейские интеграционные структуры в качестве долгосрочного ориентира своей внешней политики.

Самой логикой общего исторического развития Беларусь выходит на третий вариант интеграции – на основе неукоснительного соблюдения действующего Договора. Этот вариант не только приемлем для Беларуси, но и единственно оптимален. Наиболее возможной формой интеграции двух стран является межгосударственное образование, объединение (или союз) именно равноправных суверенных государств, основанный на динамичном развитии положений действующего Договора о создании Союзного государства и соответствующей Программы действий по его реализации.

Трудности в союзном строительстве в настоящий момент во многом связаны с отсутствием наднациональных органов, осуществляющих контроль за выполнением принятых документов, правовой основы в виде нормативно-правовых актов прямого действия.

Чтобы белорусско-российская интеграция развивалась на деле, а не на словах, необходим сильный, эффективный, обладающий реальными полномочиями высший орган Союзного государства. Решить эту задачу возможно либо наделив соответствующими полномочиями Высший Государственный Совет Союзного государства, в который, согласно Договору, войдут главы государств и правительств, руководители палат парламентов государств-участников, либо установив в Союзном государстве институт президентства. При втором варианте необходимо проведение президентских выборов. Независимые эксперты полагают, что президент Союзного государства должен избираться гражданами Союзного государства на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Должны быть созданы все предусмотренные текстом Договора о создании Союзного государства органы власти – Парламент, Суд, Счетная палата, отраслевые и функциональные органы. Без этого невозможно функционирование Союзного государства как действенного, комплексного механизма сотрудничества Беларуси и России.

По мнению экспертов, органы союзного государства необходимо наделить наднациональными полномочиями по реализации единых предметов ведения при сохранении заложенного в Договоре механизма принятия решений «одно государство – один голос». Следует предусмотреть возможность пополнения бюджета Союзного государства за счет прямых налоговых поступлений, использования собственности Союзного государства, иных источников. Единый эмиссионный центр должен быть создан исключительно на равноправных условиях. Союзные отраслевые и функциональные органы формируются по мере необходимости по единым предметам ведения после избрания Парламента Союзного государства.

Дальнейшее развитие Договора о создании Союзного государства может осуществляться посредством подготовки Конституционного Акта как промежуточного нормативно-правового акта Союзного государства, работа над проектом которого ведется, а в будущем – Конституции Союзного государства. Беларусь предлагает выработать на основе Договора Конституционный Акт Союзного государства, после его обсуждения избрать Парламент Союзного государства, сформировать обладающие реальными полномочиями и в силу этого действенные наднациональные органы, компетенция и полномочия которых будут определены в Конституционном Акте, развивающем положения Договора о создании Союзного государства.

Выборы в Парламент Союзного государства уместны после принятия Конституционного Акта Союзного государства и внесения изменений и дополнений в конституции его государств-участников. Парламент Союзного государства – это орган власти, который должен работать в условиях сформировавшихся государственного устройства и правовой системы Союзного государства. Соответственно, в Конституционном Акте должно быть зафиксировано распределение полномочий палат Парламента Союзного государства.

Органы Союзного государства должны быть наделены наднациональными полномочиями по реализации единых предметов ведения при сохранении заложенного в Договоре механизма принятия решений «одно государство – один голос». Целесообразно закрепить в Конституционном Акте единые предметы ведения. Это изменение не настолько принципиально, чтобы изменять текст действующего Договора о создании Союзного государства.

При этом белорусское руководство считает, что достигнутые договоренности должны безусловно выполняться.

Базой такого подхода является экономика, определяющая реальное будущее белорусско-российского объединения. Беларусь выступает за живой, действенный, эффективный экономический механизм союза. Но чтобы белорусско-российский союз стал таковым, необходимо четкое выполнение ранее достигнутых соглашений. Исходя из этого, следует форсировать реализацию тех положений Договора и Программы, которые не затрагивают суверенитета государств-участников, но уже сегодня приносят конкретную экономическую выгоду Беларуси и России, гражданам двух стран.

В соответствии с достигнутыми договоренностями необходимо завершить создание реально равных условий для субъектов хозяйствования двух стран (в первую очередь унифицировать налоговое законодательство). Опираясь на эту базу, логично возникает перспектива создания единого экономического пространства, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, единого бюджета. Единый эмиссионный центр должен быть создан исключительно на равноправных условиях в рамках формирования единого экономического пространства.

Республика Беларусь идет в Союзное государство не как «нахлебник», а как равноправный партнер, – партнер надежный, выгодный и достойный.

Несколько примеров. 24 июля 2002 года в Беларуси состоялась официальная презентация Глобального отчета ООН по человеческому развитию. Беларусь продолжает опережать по своим показателям все остальные страны СНГ. В Беларуси отмечен самый низкий уровень коррупции среди государств Содружества СНГ. Также республика опережает большинство государств СНГ по показателю политической стабильности и демонстрирует достаточно высокий показатель правопорядка. Анализируя эти данные, независимые эксперты делают вывод: «Беларусь выполнила или приближается к выполнению большинства задач, поставленных участниками Саммита тысячелетия в сентябре 2000 года».

С каждым годом растет число желающих получить гражданство Республики Беларусь. В 2002 году гражданами нашей страны стали 2231 человек (почти в два раза больше, чем в предыдущем). Согласитесь: вряд ли нашлись бы желающие жить в «диктаторском» государстве, – а ведь именно этот ярлык пытаются нацепить на Беларусь отдельные «радетели за демократию» (число тех, кто по разным причинам выбыл из рядов граждан Беларуси, из года в год остается приблизительно одинаковым: в 2002 году – 231, в 2001-м – 274).

Сегодня по степени открытости экономики Беларусь является лидером среди стран-членов СНГ и входит в первую десятку европейских государств по показателю соотношения объема внешней торговли и валового внутреннего продукта. Республика Беларусь, население которой составляло 4% граждан бывшего СССР, в прошлом году производила от половины до двух третей таких видов промышленной продукции, как телевизоры, тракторы, холодильники, грузовые автомобили в общем объеме производства стран СНГ. Мы по праву гордимся тем, что сегодня практически во всех уголках земного шара можно встретить торговый знак «Сделано в Беларуси».

На 1 августа 2002 года в Беларуси было зарегистрировано около 118 тыс. безработных, что составило 2,7% к экономически активному населению страны.

Выбирая оптимальную для Беларуси интеграционную модель, белорусское руководство исходит из понимания, что мировое сообщество, в том числе ведущие державы, признaет международно-правовой статус Союзного государства только при сохранении бесспорного суверенитета и международной правосубъектности Беларуси и России. Таким образом, Беларусь рассматривает в качестве реального, приемлемого в сложившихся условиях вариант построения Союзного государства на основе действующего Договора о его создании. Избрав именно этот путь, Беларусь и Россия смогут последовательно и в полной мере реализовать основные цели интеграции – мирное и демократическое развитие суверенных государств-участников, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение благосостояния братских народов наших стран.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ