Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №68(01.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая газета,
27 января 2003

У Баку свои стандарты.

Ариф Усейнов

 Азербайджан отказывается от "клонированной стратегии" МВФ

Сложные отношения Международного валютного фонда и азербайджанского правительства в последнее время переросли в холодную войну. По крайней мере на завершившейся на прошлой неделе в Люцерне (Швейцария) международной конференции, где рассматривалась стратегическая программа по сокращению бедности (PRSP) для семи государств СНГ с переходной экономикой, руководство МВФ оценило позицию Азербайджана как "неприемлемую". По сути, это означает, что Фонд не намерен размораживать приостановленную в конце 2002 года трехлетнюю программу кредитования республики по линии PRSP. Азербайджан получил по этой программе только два транша кредита, общая сумма которого должна была составить 100 млн. долл. Но сегодня МВФ рассматривает возможность полного отказа от сотрудничества с Баку.

Причина противостояния кроется в отказе азербайджанских властей выполнять требования МВФ. Поначалу Фонд потребовал поднять внутренние азербайджанские цены на энергоносители до уровня мировых. Правительство возразило, что такой шаг приведет к социальному взрыву, поскольку 49% - это люди, уровень жизни которых не позволяет оплачивать электроэнергию и газ по мировым ценам. Поэтому правительство продолжило практику искусственного удержания минимального уровня цен за счет дотирования ТЭК. Удорожание энергоресурсов планируется осуществить постепенно, в течение 3-7 лет.

Второе требование МВФ касается Нефтяного фонда Азербайджана, средства которого, по мнению экспертов фонда, не должны использоваться для финансирования строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Иностранные эксперты указывают на то, что проект является коммерческим, а посему никто не имеет права тратить на него "накопления для грядущих поколений". Также МВФ выступает против выделения средств данного фонда на реализацию социальных программ, в частности, строительство жилья для беженцев.

Еще одним яблоком раздора послужило принятое в Азербайджане в декабре прошлого года обновленное налоговое законодательство, в котором были дифференцированы налоги для предпринимателей: в Баку ставки выше, на периферии - ниже. Руководство Валютного фонда потребовало отменить нововведение и вернуться к старому порядку. Но азербайджанские законодатели отказались подчиниться, ссылаясь на необходимость возродить промышленность и бизнес-активность в провинции.

Диалог между руководством МВФ и азербайджанским правительством оказался на редкость непродуктивным и затяжным, что побудило премьер-министра Артура Расизаде выступить с резким заявлением: "В конце концов Азербайджан может обойтись и без МВФ". Сегодня золотовалютные запасы республики превышают 1,3 млрд. долл., за последние годы экономика республики окрепла, что, по мнению властей, позволяет игнорировать советы и рекомендации МВФ.

Более того, азербайджанское правительство обвинило МВФ в нежелании учитывать специфику национальной экономики и попытках насильственно "клонировать собственную стратегию" в Азербайджане. Президент Гейдар Алиев считает недопустимым сотрудничество на такой неравноправной основе. С другой стороны, о равноправии говорить в любом случае затруднительно, ибо долг Азербайджана перед МВФ значительно превышает 1,3 млрд. долл.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ