Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №64(01.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


27 ноября - 10 декабря 2002. Континент. №23(85)

Янычарская грамота

Абай Турсынов (Алма-Ата)

Что мы знаем о турецком присутствии в Казахстане? Турки – это посольство, это банки и всевозможные торгово-финансовые компании. Это "Турецкие авиалинии" и гипермаркеты "Рамстор". Это кафе и рестораны, в некоторых из них как-то так вдруг прекратилась продажа спиртных напитков. Это весьма неплохая кожа, посредственная сотовая связь и не выдерживающее никакой серьезной критики строительство. А еще у них имеются пока что не очень большие, но стабильные и перманентно растущие интересы в сфере нашего среднего и высшего образования

Былое и думы

О том, что представляет собой турецкое образование, казахстанцы узнали практически с первых же лет своей независимости. Официальная Анкара, движимая покровительственными пантюркистскими настроениями и геополитическими амбициями, практически сразу же заявила тогда о своих претензиях на особое положение в регионе Центральной Азии, и в частности в Республике Казахстан. Звучало это как "Все тюрки – братья!" и "В этом качающемся мире вам, молодым и неопытным, нужна опора!". А выглядело – как массовый турецкий "десант" во все области нашего развития. Политика и дипломатия, бизнес и финансы, военные, религиозные, культурные, образовательные связи и многое другое, все эти направления работали на одну основную цель. А именно: усиление политического и экономического присутствия в Казахстане, вовлечение республики в орбиту турецкого влияния.

Позже оказалось, что претензии эти слабо или, скажем так, недостаточно соответствуют реальным военно-политическим и экономическим возможностям Анкары. Можно даже сказать, что, открыв для себя Казахстан, Турция чисто психологически оказалась неспособной справиться с заявленной ролью лидера и ориентира. И одним из "открытий", оказавшим отрезвляющее действие на турков и турецкие амбиции "а ля Новый Старший Брат", был достаточно высокий уровень нашего, а вернее, тогда еще советского образования.

Не стоит, конечно, переоценивать силу и влияние этого фактора, он всего лишь один из целого ряда. Но туркам пришлось несколько поумерить свои стремления научить нас, как надо жить и на кого равняться. Ведь очень скоро выяснилось, что уровень образованности нашего населения и казахстанского образования в целом, превышает соответствующий турецкий как минимум на порядок. Даже в сегодняшнем своем состоянии наше образование по отдельным статьям превосходит турецкое, а уж о тех годах и говорить нечего, тем более что ничего, кроме грусти, эти воспоминания и сравнения не вызывают. Поэтому, согласитесь, при таком раскладе предлагать свое покровительство (которое предполагает не только военное или экономическое, но и интеллектуальное превосходство) было как-то неуместно.

Первые уроки

Но тогда, в начале 90-х, об этом пока не догадывались ни мы, ни тем более сами турки. В соответствии со своими грандиозными планами Турция не только стремилась к текущему влиянию, но и работала на перспективу. А лучшая перспектива, как известно, это молодое поколение, среди которого и находятся будущие национальные лидеры: политики, бизнесмены, ученые, общественные и религиозные деятели. Мировой опыт свидетельствует, что один из лучших способов получить такого вот элитного проводника своего влияния – это дать ему свое же образование. А вместе с ним и ненавязчиво заложить определенные симпатии, привычки, идеологию.

Понятно, что чем больше общий поток таких потенциальных проводников, тем больше вероятность, что кто-нибудь из них рано или поздно "выстрелит". И речь идет даже не об открывающихся таким образом возможностях банальной вербовки, хотя наверняка не обошлось в турецких вузах и без этого. Игра здесь ведется на более тонком, ментальном уровне. И пусть результат абсолютно не гарантирован, но получить, по теории вероятности, "своего" министра иностранных дел или обороны, а может, чем черт не шутит, и будущего президента, вполне возможно. В любом случае, овчинка эта стоит выделки. И количественно, и качественно. Американцы, например, говорят так: "Сегодняшние китайские руководители в большинстве своем учились в Москве, они говорят по-русски. Но уже завтра к власти должна прийти элита, получившая образование на Западе. И вот тогда...". Оставим это без комментариев.

Так вот, возвращаясь к тем годам, отметим, что в рамках различных межгосударственных образовательных программ турецкие университеты и лицеи открыли свои двери для тысяч казахстанских студентов и школьников. Турки действительно очень старались: нужно было создать привычку, которая потом трансформировалась бы в традицию, а та, в свою очередь, не только во влияние, но и в деньги. А потому в то время наблюдался настоящий бум турецкого образования среди казахстанцев. Казалось, что в Алма-Ате не было тогда ни одной казахской семьи, в которой бы кто-нибудь не уехал на учебу в Турцию или же не знал кого-нибудь, кто это уже сделал.

Но мы быстро расстались с турецкими "образовательными" иллюзиями. Смутные сомнения начали одолевать нас уже с того самого момента, как в казахстанских вузах появились первые турки, приехавшие учиться по обмену. Понятно было, что для них это чужая страна, чужая культура. И что необходимо время для адаптации. Но оно прошло, а подавляющее большинство из них, что называется, так и не потянуло. И тому были объективные причины: низкий уровень образовательной культуры, и как следствие – слабая базовая подготовка. А потом на первые свои каникулы домой вернулись наши. Некоторые, настроенные наиболее скептически, чтобы уже не вернуться. Из тех же, кто все-таки там доучился, многие стремились потом получить еще одно, российское или западное образование.

Вот так и прошел этот ажиотаж. И хотя казахстанцы по-прежнему едут учиться в Турцию и сегодня у нас даже говорят о растущей популярности турецких военно-морских академий, все это уже не то. Так что можно констатировать: "борьбу за умы" казахстанской молодежи и более прозаические кошельки их родителей турецкие университеты проиграли, объективно не выдержав конкуренции с западными, российскими и даже казахстанскими вузами. Но это совсем не означает, что Анкара окончательно смирилась с этим положением. И те же военно-образовательные контакты должны сказать нам о многом. Турки просто немного скорректировали тактику.

Если гора не идет к Магомету...

...то, как известно, Магомет идет к горе. Что и было сделано. Еще в 1991 году при непосредственном участии турецкой стороны в Туркестане был открыт международный университет им. Ахмета Яссауи. Сегодня же, по данным, которые предоставило нам турецкое посольство и координирующий работу казахско-турецких лицеев международный общественный фонд KATEV, в Казахстане работают два вуза, 22 лицея, один колледж и одна начальная школа. Это уже упомянутый университет Яссауи и открытый в 1996 году в Алматы казахско-турецкий университет им. Сулеймана Демиреля. Что касается лицеев, то они имеются почти во всех крупных городах республики, преимущественно в областных центрах. Но по вполне понятным причинам, большинство из них находится в южных регионах Казахстана.

С университетами, как видите, пока негусто. Если присутствует сознательное желание взять рынок качеством – то это, вообще-то, весьма дорогое удовольствие. Видимо, турки это понимают, а потому не спешат. А что представляют собой многочисленные лицеи, на это стоит обратить более пристальное внимание. Вот, например, отрывок из прошлогоднего выступления президента KATEV Али Токула. Начинается оно так: "Турецкий и казахский народы – два братских народа, корни родства которых уходят далеко в глубь веков...". А заканчивается: "И если по прошествии нескольких лет выпускник нашего лицея, рассказывая о своем детстве, скажет: "Я учился в казахско-турецком лицее. Ах, если бы вы знали, какие у нас были учителя и воспитатели! Как они согревали нас теплом своих сердец. Они искренно и от чистого сердца работали ради нас и во благо нашей родины – Республики Казахстан. Они были ярчайшими и лучшими представителями своего народа!", – это будет лучшим признанием и оценкой нашего труда". Точка.

Что тут скажешь? По-настоящему благородные слова, тем более что ряд образовательных методик, тот же английский или информатика, действительно поставлены у турков на очень хорошем уровне. А для нашей провинции это является весьма существенным моментом. Даже желание заработать на нашем рынке образования вполне естественно и законно. Тем более что местные стандарты соблюдаются турками как минимум на среднем республиканском уровне, а к финансированию этих лицеев казахстанская сторона не имеет практически никакого отношения. И хотя мы не сторонники "теории заговоров", но если посмотреть глубже, то что это, как не игра на опережение? Ведь сегодняшние школьники – это все та же потенциальная элита, только они немного моложе и более восприимчивы к внешнему влиянию.

Вот такая неоднозначная ситуация.

Плюсы и минусы

Одним словом, есть о чем задуматься. Все мы знаем, в каком состоянии находится наше образование. И то, что Турция оказывает нам реальную помощь, бесспорно. Те же казахско-турецкие лицеи в большинстве своем превосходят по уровню развития методической и материальной базы среднестатистические казахстанские школы. Следует только определиться, нужно ли нам это, в каких количествах, и какой ценой.

Например, одно время в алматинских казахско-турецких лицеях наблюдался явный перекос в сторону изучения турецкой истории и культуры. Понятно, что делалось это за счет других "историй". Родители, конечно, вмешались, но как сегодня обстоят дела в регионах – точно не известно. Так что необходимость более строгого контроля за деятельностью турецких лицеев и университетов, да и любых других иностранных вузов и школ, очевидна. Разумеется, все это должно проходить корректно и в рамках закона. Причем не только со стороны образовательных, но и более компетентных ведомств. И аргумент, что мы не в состоянии сделать это даже в собственных, казахстанских заведениях, так зачем выживать отсюда турков, неубедителен.

Никто и не говорит о каком-то выдавливании иностранцев из казахстанского образовательного пространства. Определить объективную конкурентоспособность той или иной структуры – это может и должен сделать только рынок. И лучшим протекционизмом здесь является развитие собственного образования, а не карательный административный ресурс. Но контроль, повторим это еще раз, должен быть. С такими вещами, как идеология и образование, не шутят. Потому что слишком уж опасна их недооценка для нашей государственности. Все-таки не на островах в открытом океане живем.

И в заключение, возвращаясь к теме турецкого присутствия, отметим, что в целом наша задача – использовать очевидные "плюсы" и постараться максимально выправить не менее очевидные "минусы". И это нам по силам. Было бы понимание проблемы, политическая воля контролировать развитие ситуации на ранних стадиях, ну и, конечно, компетентные исполнители. Чтобы не получилось "как всегда". То есть еще хуже.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ