Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

В середине апреля Совет министров РБ принял постановление, которое предоставляет одному из ведущих предприятий республики БМЗ кредит в объеме 20 млн. долларов США под 12% годовых из средств, полученных Белоруссией от России в рамках кредитной линии, для закупки сырья и материалов по контрактам с поставщиками из РФ.

16 апреля на музыкальном фестивале “Мінская вясна” был исполнен опус В.Копытько “Сюцай из Ишуя” по мотивам произведения китайского писателя Пу Сун-лина “Рассказы Ляо Чжая о необычайном”. Тем временем министерство культуры РБ объявило республиканский конкурс на создание театральных пьес под девизом “Человек и общество” с тем, “чтобы обогатить репертуар новыми оригинальными произведениями драматургии, которые иллюстрируют важнейшие события истории и сегодняшний день. Однако на конкурс принимаются инсценировки и пьесы, созданные исключительно по произведениям белорусских литераторов.

16 апреля президент РБ А.Лукашенко принял в Минске министра обороны России Сергея Иванова. В ходе встречи глава белорусского государства подчеркнул, что Беларусь готова продолжать сотрудничество с РФ в военно-технической сфере, включая закупки новых видов вооружений. Касаясь реформы белорусской армии, Лукашенко отметил, что необходимо сделать национальную армию мобильной, готовой реагировать на все вызовы современности, учитывая последние изменения характера военных угроз.

19 апреля президент РБ подписал декрет №11 “Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Этот документ имеет огромное значение в свете развития взаимоотношений в экономической сфере с Россией и создания равных условий субъектам хозяйствования РБ и РФ. В то же время декрет содержит ряд положений, которые предусматривают в порядке исключения сохранение отдельных налоговых и таможенных льгот для определенных категорий белорусских предприятий и бизнесменов.

19 апреля стали известны претенденты на вакантный пост президента российско-белорусской компании “Славнефть”, одного из которых должно утвердить собрание акционеров 13 мая. Белорусская сторона предложила кандидатуру нынешнего вице-президента “Роснефти” Анатолия Барановского, а Мингосимущество РФ – Юрия Суханова (вице-президента “Славнефти”).

17 – 21 апреля в Минске прошли дни делового сотрудничества с Республикой Польша “Минск – Слупск 2002”. Польские бизнесмены были представлены 23 предприятиями различного профиля (“Феникс”, “Альфа”, “Стако”, “Друтекс” и др.). Главная цель дней белорусско-польского делового сотрудничества была определена Белорусской торгово-промышленной палатой как установление и развитие торгово-экономических связей между предпринимателями РБ и РП.

19 апреля в Минске прошла акция протеста оппозиции под лозунгом “Так жить нельзя”, которая не была санкционирована столичными властями. Около сотни участников шествия по проспекту Скорины были задержаны правоохранительными органами.

20 апреля в Белоруссии прошел республиканский субботник. Точное число его участников республиканские СМИ не сообщают, но акцентируют внимание на участии в нем президента РБ А.Лукашенко, который помогал строителям крытого футбольного комплекса на проспекте Машерова.

26 – 27 апреля в Москве прошел второй съезд международного союза общественных объединений “Союзная общественная палата”.

В апреле был проведен социологический опрос жителей белорусской столицы, который показал, что к бедным себя отнесли 20% опрошенных, а число горожан, определивших свой жизненный уровень как средний, сократилось на 16% по сравнению с последним социологическим исследованием в октябре прошлого года.




Союзное государство: взгляд “сверху”

Александр Фадеев

Заседание в Москве Высшего государственного совета российско-белорусского государства ожидалось общественностью России и Белоруссии с особым интересом. С одной стороны, оно неоднократно откладывалось и переносилось, с другой – наступил, как казалось, момент истины, когда президенты двух стран на фоне полного отсутствия продвижения интеграции просто обязаны были дать глубокую оценку положению дел со строительством Союзного государства и указать его перспективы. Сами переговоры сторон 12 апреля проходили трудно, в исключительно напряженной атмосфере и длились около семи часов (с перерывами все девять!). Сразу напрашивались исторические аналогии с Тильзитом, Портсмутом, Компьеном, на худой конец с Беловежской Пущей… Нервное напряжение нарастало, учитывая, помимо прочего, заблаговременный приезд белорусского президента в российскую столицу (что уже само по себе достаточно необычно) и его намеки журналистам о неком судьбоносном характере встречи с главой российского государства Владимиром Путиным.

Увы, с сожалением приходится констатировать, что “важный раунд белорусско-российской интеграции” закончился очередным конфузом. В политической сфере ни о чем договориться так и не удалось: стороны не смогли достигнуть взаимопонимания в вопросе потенциальных шагов по подготовке Конституционного Акта. Специально для этого пришлось запланировать очередную встречу двух президентов летом в Санкт-Петербурге. Впрочем, предполагаемая обстановка будущего свидания Александра Лукашенко и Владимира Путина (Белые ночи, культурная программа без галстуков и т.п.) вряд ли настраивает на серьезную, а главное результативную работу двух лидеров.

Напомним, что президенты России и Республики Беларусь никаких международных договоров в рамках Союзного государства за период с декабря 1999 г. не подписали, за исключением актов ратификации парламентами соглашения о введении с 2008 г. единой денежной единицы.

Последние пару лет в отношениях России и Белоруссии четко прослеживается крайне опасная тенденция, заключающаяся в том, что длительное время их руководство успокаивает общественность двух стран заверениями об якобы активно идущем процессе политического сближения. Так, начиная с ратификации договора 1999 г., муссировали идею выборов в союзный парламент, всячески имитировали деятельность по его формальному учреждению, а затем, бросив эту затею, принялись подобным же образом “раскручивать” мероприятия по разработке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В этом ключе не трудно предположить, что через год – два, ничего не достигнув на этом поприще, примутся за разрешение проблемы подготовки референдумов в РФ и РБ. Потом, очевидно, наступит пора снова вспомнить об избрании российских и белорусских депутатов в Палату представителей, и так далее, строго по замкнутому кругу.

И уж совсем плохо оказалось положение с переходом России и Беларуси на единую валюту: намеченная ранее поэтапная подготовка к введению этой радикальной меры фактически сорвана, рабочий график белорусской стороной не исполняется. Российским финансистам пока не удалось добиться от своих белорусских партнеров утверждения необходимых параметров в налоговой, бюджетной, инвестиционной и таможенной сферах, которые были бы согласованы, едины с российскими. Особые опасения у правительственных чиновников РФ вызывает методика формирования национального бюджета Республики Беларусь, схемы финансирования его дефицита и механизмы создания финансового резерва, а также отсутствие в Белоруссии прозрачного принципа покрытия расходных статей бюджета. Для специалистов не является секретом, что сегодня системы платежей, расчетов, создания внебюджетных фондов, принятых в республике, а, главное, сам бюджет РБ не соответствует не только Бюджетному кодексу РФ, но и общепринятым правилам международной финансовой отчетности и структурирования банковской сферы.

Белорусские “переговорщики”, правда, смогли вырвать у своих российских коллег обещание снизить в будущем железнодорожные тарифы для грузов, следующих из Белоруссии через территорию России, и цены за поставляемый в республику природный газ. Подчеркнем, что именно на такой итог рассчитывал Минск, поскольку это жизненно важный вопрос для белорусских хозяйственников в условиях экономического спада. За понимание экономических трудностей республики, остро нуждающейся в очередной помощи восточного соседа, за “столь значимое решение”, еще раз поблагодарил Александр Лукашенко российского президента в ходе телефонного разговора 16 апреля.

О том, что встреча на высшем уровне в Москве не смогла в целом сдвинуть с мертвой точки процесс интеграции еще раз убедительно показал визит в середине апреля министра обороны России Сергея Иванова в Минск и очередное заседание там совместной коллегии военных ведомств РФ и РБ. С.Иванов вынужден был признать, что и второй его приезд в белорусскую столицу не способствовал продвижению сторон к заключению договоров о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (этого своеобразного интеграционного “долгостроя”, который начинался еще при уже основательно забытых бывших министрах обороны – А.Чумакове и И.Сергееве) и развертыванию Единой региональной группировки войск СГ. По его мнению, этому продолжает препятствовать отсутствие решений на высшем политическом уровне по ряду правовых проблем. Пока же руководители оборонных министерств не смогли договориться даже о подходах к разработке союзной военной доктрины: ограничились лишь принятием межведомственной программы военно-научного сотрудничества.

В своем первоапрельском(!) поздравлении по случаю Дня единения народов Беларуси и России президент РБ Александр Лукашенко ни словом не обмолвился о Союзном государстве, один раз косвенно упомянул его в традиционном послании Национальному собранию. Глава белорусского государства вообще в последнее время предпочитает избегать употребления термина Союзное государство, заменяя его рассуждениями о неком союзе с Россией. И это далеко не случайно. Стоит при этом вспомнить помпезные торжества в Кремле год назад, когда президенты России и Беларуси торжественно заверяли общественность двух стран, что они достигли полного согласия “на решающих направлениях партнерства”, а Александр Лукашенко, получив российский орден, заявил о “политической реальности” Союзного государства. Зато сегодня, например, белорусская сторона не готова в политической области обсуждать с Россией ничего, кроме неких принципов проекта Конституционного Акта белорусско-российского государства, где первым и основополагающим белорусские разработчики закрепили принцип, предусматривающий “право выхода из состава Союзного государства и возвращения переданных полномочий”. Не лучше принципы из второго и третьего ряда: один вводит механизм блокирования любого решения органов СГ “представителями одного государства” и право вето на союзные законы, а другой – утверждает приоритет национальной конституции над “нормативно-правовыми актами Союзного государства”.

Но главный и окончательный coup de grace Союзному государству нанес, как представляется, все же российский президент в своем ежегодном Послании к депутатам Федерального Собрания РФ. В этом программном документе главы российского государства, в отличие от прошлогоднего (где важнейшей внешнеполитической задачей, напомним, было названо “кропотливое” укрепление союза с Белоруссией) не содержится даже упоминания о Союзном государстве. Вероятно, ближайшие советники внушили президенту мысль об изменении ориентиров внешней политики, смене акцентов ее в рамках СНГ. Дипломаты в подобных случаях, когда речь идет о какой-либо из традиционных идейных основ межгосударственных отношений, ныне невостребованной международной практикой, употребляют обычно термин “desempare”(покинутая, оставленная). Вот согласятся ли с таким подходом народы Белоруссии и России…




Белоруссия и Россия: нужны иные формы воссоединения

В. Лосев (Минск)

2 апреля 2002 года общественность России и Белоруссии отметила очередной День единения, праздник который по идее должен символизировать непреодолимую тягу белорусских граждан и россиян к воссозданию общего государственного единства.

6 лет назад, когда официально было создано Сообщество, а через год и Союз двух восточнославянских государств казалось, что, по крайней мере, в двадцать первый век Белая Русь и Великая Россия войдут как составляющие части общей Державы.

Но, увы. До сих пор общая белорусско-российская, а точнее общерусская государственность – это всего лишь проект озаглавленный как Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России.

В чем же дело? Почему стремление белорусов и россиян к единству до сих пор не воплотилось в конкретные государственные очертания, а процесс белорусско-российской интеграции движется “ в час по чайной ложке”? Более того, складывается впечатление, что как белорусские, так и российские власти, не возражая против воссоединения в принципе (народу-то наобещали), создать что-либо путное на основе существующего Договора о Союзном государстве просто не в состоянии. И дело здесь не только, да и не столько в каких-то внешних воздействиях ( хотя они несомненно имеют место) и не в том, что экономики Белоруссии и Российской Федерации после 1991 года далеко разошлись в своем развитии (Гонконг и КНР были значительно дальше друг от друга). Представляется, что одна из главных причин черепашьего хода белорусско - российской интеграции лежит в плоскости психологической.

Как известно, в результате известных событий 1917 – 1922 годов большевиками с политической карты мира было стерто государство под названием Россия. На месте исторической России возник Советский Союз, как политическое образование, призванное по замыслу его создателей в результате перманентной революции распространиться, если уж и не на весь мир, то по крайней мере на значительную часть Европы и Азии. В отличие от исчезнувшей после Гражданской войны российской государственности белорусская государственность явилась непосредственным продуктом Октябрьской революции 1917 года. Это относится, как к созданной большевиками в 1919 году БССР, так и к провозглашенной во время немецкой оккупации в 1918 году прогерманскими политическими группами т.н. Белорусской народной республики (БНР), которая к тому же никогда реально не существовала. Кстати, в советское время это обстоятельство никем и не оспаривалось, т.к. ни древнерусские Полоцкое и Турово-Пинское княжества, ни Великое княжество Литовское и Русское, ни тем более Речь Посполитая никакого отношения к белорусской государственности не имели. В белорусском обществе в начале двадцатого века обсуждались вопросы этнического самосознания белорусов, но ни как ни их государственного самоопределения. Тем более, что в этнической плоскости вопрос ставился исключительно о том относятся ли белорусы к великороссам или же они самобытная ветвь триединого русского народа. Ни о какой отдельной, пусть даже и восточнославянской нации, речь в то время даже не шла, т.к. нелепость подобного утверждения была совершенно очевидной не только для русских, но и для польских историков и политиков.

Действительно, исторические источники неоспоримо свидетельствуют о том, что в течение веков восточнославянское население, проживавшее на территории современной Белоруссии, однозначно определяло себя как русское. Причем, и это важно подчеркнуть, русское самосознание восточнославянских жителей Белой Руси не было непосредственно связано с преобладающим, в те или иные временные периоды, вероисповеданием. Так, во времена господства униатской церкви (а уния, как известно, была навязана на Белой Руси самим жестоким образом) и православные, и униаты именовали себя русским народом. Вот выдержка из жалобы православной шляхты Белой Руси Варшавскому сейму на гонения, чинимые католической и униатской церквами против православного населения (1623 г.): “Русский народ пользуется свободой двояко: русский народ, который исповедует римскую веру западного обряда, и русский народ, исповедующий греческую веру восточного обряда. Русь римского вероисповедания сохраняет свою свободу; у нас – Руси греческого вероисповедания свободу отнимают.” (1).

Без сомнения, уния самым активным образом использовалась польско-католическими властями Речи Посполитой для ополячивания белорусского населения, но русское сознание на Белой Руси всегда было очень сильным и даже те западнорусские магнаты, которые из корыстных побуждений изменили православию и приняли католичество (униатство было верой для хлопов) говорили о себе, что они “веры польской, но рода русского”.

По мере того, как Речь Посполитая из общего государства Королевства Польского и Великого княжества Литовского и Русского все более превращалось в польско-литовское католическое государство усиливались гонения не только на православие, но и на русский язык. И в 1696 году решением польского сейма русский язык был запрещен и изгнан из официального делопроизводства Великого княжества. Это решение самым роковым образом сказалось на судьбе Речи Посполитой, т.к. с этого времени произошло окончательное отчуждение западнорусского народа от этого государства. Кстати, понятие “белорусцы, белорусы” обязано своим происхождением московским дьякам времен первых Романовых, которые именовали таким образом этнически русских жителей Белой Руси, в то время подданных польского короля.

Крах Речи Посполитой и воссоединение западнорусских (белорусских) земель с российским государством было воспринято населением Белоруссии как бесспорно положительные явления и восстановление исторической справедливости. Такое отношение проявилось, в частности, в активной борьбе белорусов с нашествием Наполеона в 1812 году и в широкой поддержке белорусским населением российских властей при подавлении польских восстаний 1830-31 и 1863-64 годов. Белорусский народ однозначно воспринимал Россию как собственное государство и в какой-либо другой государственности не нуждался. Кстати, когда после октябрьского переворота в декабре 1917 года собрался Всебелорусский съезд, то он опять же выступил против отрыва Белорусского края от России. Таким образом, говорить о какой-либо исторической традиции белорусской государственности не приходится вследствие ее отсутствия. Реальная белорусская государственность БССР была создана большевиками в 1919 году и изначально носила ярко выраженную идеологическую окраску. Создав БССР большевики начали в спешном порядке формировать и белорусскую социалистическую нацию, избрав для этого в качестве главного орудия т.н. “белоруссизацию”, т.е. принудительное внедрение в государственную и общественную жизнь языка, который был разработан на рубеже 19-го и 20-го веков группой католической пропольски настроенной интеллигенции и получил наименование “беларускай мовы”. Вначале литература на “беларускай мове” издавалась в Познани в Польше, в которой пропагандировалось враждебное отношение белорусов к великороссам и к России в целом (2).

В последующем центр подобной деятельности переместился в Вильно, где, в частности, в 1906 году издавалась соответствующая газета “ Наша доля” (вышло всего 6 номеров). Но и в среде весьма немногочисленной белорусскоязычной интеллигенции в то время преобладало мнение о принадлежности белорусов в качестве самобытной ветви к русскому народу. Так, классик белорусской литературы Максим Богданович вполне определенно писал – “ мы белорусы – третий народ русского корня”.

Таким образом, до 1917 года вопрос об отдельности белорусов от русского народа даже не обсуждался. Среди же населения Белоруссии влияние белорусскоязычной интеллигенции было ничтожным и вся их деятельность воспринималась как “польская интрига”.

После Гражданской войны в соответствии с резолюцией десятого съезда РКП(б) (8-16 марта 1921 года) “Об очередных задачах партии в национальном вопросе” в Белоруссии началась проводиться политика “белоруссизации”. Эта политика с разной степенью жесткости последовательно проводилась партийными органами в течение всего советского периода, который завершился принятием в 1990 году еще коммунистическим Верховным Советом БССР “Закона о языках в Белорусской ССР”, в соответствии с которым русский язык был фактически поставлен вне закона. После развала СССР уже суверенные белорусские власти прилагали большие усилия для раскрутки антирусской истерии в Республике Беларусь. Однако, это привело к прямо противоположному результату и к росту именно прорусских настроений в белорусском обществе. Эти настроения и стали залогом побед А.Г. Лукашенко на президентских выборах 1994 года и референдумах 1995 и 1996 годов. Да и убедительный успех Александра Лукашенко на сентябрьских президентских выборах 2001 года во многом обеспечено именно фактором русского языка, т.к. главный соперник действующего президента на выборах тогдашний Председатель Федерации профсоюзов Белорусских (ФПБ) Владимир Гончарик домогался президентского кресла под лозунгом все той же пресловутой “белоруссизации”. Это и стало роковой ошибкой лидера ФПБ.

Теперь зададимся вопросом. В чем причина того, что в Белоруссии политика “белоруссизации” уже в течение восьмидесяти лет неизменно терпит поражение и тот кто делает на нее ставку всегда оказывается в проигрыше?

С самого начала, еще с 20-х годов 20-го столетия, “белоруссизация” встречала неприятие и протест в различных слоях белорусского общества. Вот только некоторые исторические свидетельства, которые долгие годы тщательно скрывались от общественности(3).

Из стенограммы дискуссии на 12-ой всебелорусской партийной конференции О белорусском языке и его роли в обществе (20-26 марта 1923 г.):

“Кублер, Бобруйская уездная организация КП(б)Б:

Каким же образом можно привить белорусскую культуру, когда в то же самое время белорусский язык создается искусственно? Тов. Червяков ( Червяков А.Г.- в то время председатель ЦИК и СНК БССР – прим. авт.) говорит, что мы проводим национальную политику в школах тем, что прививаем там материнский язык. Но я должен сказать, что материнского языка в школах нет, а внедряется искусственно созданный белорусский язык.

Откровенно говоря, в нашей партийной организации все относятся отрицательно к введению белорусского языка.”

Стасевич Б.И., секретарь Минского уездного комитета КП(б)Б:

В Минском уезде есть факты, когда ответственные работники на крестьянских конференциях заявляют, что белорусский язык никому не нужен. В Заславской волости один работник, присвоив себе функции Наркомпроса, стал от его имени агитировать против белорусского языка.

Игнатовский В.М., нарком просвещения БССР:

Это факт, что у нас, как отметил тов. Кублер, нет единого белорусского языка, и тот язык, который преподается, не есть еще народный. Верно замечено, что тот белорусский язык, о котором идет речь, во многом искусственный, в нем мало взято из жизни.

До сих пор белорусский язык создавался интеллигентами. Коммунистическая партия лишь теперь стала говорить о белорусском языке. Поэтому вполне естественно различие между искусственным и народным языком, и разрыв будет преодолен тогда, когда мы все будем пользоваться белорусским языком.”

Из записки первого секретаря ЦК КП(б)Б А.Т. Кривицкого в ЦК КП(б)Б “К вопросу о присоединении Гомельской губернии к БССР”.

15 ноября 1926 года. Совершенно секретно

“Национальное самосознание белорусского населения Гомельщины – в виде активного положительного тяготения к объединению с БССР – в явно выраженных формах отсутствует.

Работу за белоруссизацию никто не вел, кроме одиночек. Работу же против белоруссизации вели во многих случаях представители партийного и советского аппарата, работники органов Нароброза.”

Выписка из протокола заседания Нацкомиссии при ЦИК БССР, 7.01.1929 г.

“Слушали: О враждебном отношении к белорусскому языку прораба станции Полоцк Московско-белорусско-балтийской железной дороги Климова.

Постановили: Поручить Прокуратуре БССР привлечь к ответственности прораба МББ ж.-д. Климова за враждебное отношение к белорусскому языку, а уполномоченному Народного комиссариата путей сообщения СССР предписать г-на Климова снять с работы на железной дороге.

С оригиналом верно:

Техн. Секретарь Нацкомиссии

ЦИК БССР Гомза.”

Из сообщения информационно-статистического подотдела ЦК КП(б)Б об отношении к белоруссизации населения в Слуцком округе.

22-30 апреля 1926 г. Секретно.

“ Почти на всех перевыборных собраниях население требовало разъяснения наказа на русском языке. В дер. Рудное Копыльского района на собрании крестьян было вынесено постановление: “Ликвидировать белорусский язык и потребовать от власти быстрого его уничтожения.”

Зав. информационно-статистическим подотделом ЦК КП(б)Б Говзман.”

Из постановления Нацкомиссии при ЦК БССР “ Об итогах проверки проведения белоруссизации в Наркомземе БССР”, 23.08. 1926г.

“ а) Признать необходимым решительное проведение белоруссизации не останавливаясь перед увольнением с работы сотрудников, которые не выучили в установленный срок белорусский язык.

б) Обновить советский аппарат и уволить с работы без права поступления на должность в границах БССР сотрудников, которые злоумышленно препятствуют белоруссизации либо упорно не учат белорусский язык.”

Далее идет список уволенных по этим статьям сотрудников НКЗ БССР.

Из протокола закрытого заседания бюро Бобруйского округкома КП(б)Б По вопросу о положении во 2-ой железнодорожной семилетней школе

6 декабря 1925 г.

“ Родители учащихся не желают перехода школы на белорусский язык. До этого времени проведено пять родительских собраний. Руководили этими собраниями заведующий школой Жудро и учитель Полей. Собрания проводились в подполье. На них названные товарищи демагогически агитировали родителей учащихся против белорусского языка. Был там еще один врач, который почему-то обслуживал учащихся и дал противозаконное заключение о преподавании на белорусском языке. Эта записка находится теперь в ЦК КП(б)Б.”

Впоследствии заведующий этой школой и ряд учителей были уволены “за пропаганду великорусского шовинизма”.

Из обращения граждан города Полоцка в ЦИК СССР “Вражда из-за языка”

16 мая 1926г.

“Язык белорусский стал злобой дня в Белоруссии. Казалось бы, что раз вводится в крае язык белорусский, то населению остается только радоваться – “благодарить и кланяться”. А тут как раз наоборот: население на 75-80 процентов выражает свой громкий протест против своего языка, чтобы его не вводить в жизнь, в учреждения, в школы, чтобы его изъять из употребления. И получилось у нас два враждебных лагеря : с одной стороны – правящие сферы, навязывающие язык населению, а с другой белорусы, не принимающие в обиход этот язык.”

Обращение было подготовлено группой преподавателей полоцких школ и техникумов (Пшчолка, Пигулевский, Дейнис и др.). В последующем все они были репрессированы “за черносотенную агитацию”.

Для выявления среди студентов Белорусского государственного университета “настроений великодержавного шовинизма” власти привлекали студентов-литераторов, делавших белорусскоязычную карьеру. Под “обличающими окопавшихся черносотенцев” документами стоят подписи А Александровича, А. Адамовича, П. Глебки, М. Лужанина, С.Дорожного и других молодых “талантов”,ставших впоследствии высокопоставленными деятелями культуры и литературы а БССР.

Приведенные факты (а это лишь незначительная часть от имевших место) дают достаточно полное представление о насильственном характере т.н. “белоруссизации”, основной целью которой было искажение национального самосознания белорусов в направлении подавления его общерусской составляющей. Особая роль в этой политике отводилась “организованной общественности” из различных творческих союзов, в первую очередь, Союза писателей БССР, члены которого осуществляли “общественный” надзор за национально-языковыми настроениями среди белорусских граждан и активно сотрудничали в этом вопросе с партийными, советскими и иными органами.

Однако, несмотря на репрессивную языковую политику белорусского “пролетарского” государства искоренить приверженность белорусского населения к русскому языку советским властям так и не удалось. Белорусы продолжали говорить на русском языке и при хотя бы временном ослаблении административного давления переводили детей на русский язык обучения.

Так, сразу после Великой Отечественной войны когда административный языковой гнет был временно ослаблен по всей республике “ в средних школах стали проходить бурные собрания родителей, требовавших вести преподавание только на русском языке” (2). В послевоенный период до 1990 года белорусские партийные власти пытались еще несколько раз организовать кампании по “белоруссизации”, но все они закончились провалом из-за неприятия со стороны общества. Вопреки всем стараниям партийных органов количество белорусскоязычных школ по желанию родителей неукоснительно сокращалось и, к концу советского периода, они практически оставались только в сельской местности. В то же время. вся гуманитарная сфера в Белоруссии, за незначительным исключением, была под всеохватным контролем белорусскоязычных творческих союзов. Особенно это касалось области литературы, где Союз писателей БССР (после 1991 года Союз белорусских писателей) был полным монополистом как в отношении государственного финансирования так и издательской политики. Союз писателей в течение всего советского времени всемерно препятствовал и препятствует до сих пор развитию местной русской (западнорусской) литературы.

После развала Советского Союза, опираясь на упоминавшийся дискриминационный закон о языках уже “незалежные” белорусские власти начали очередную широкомасштабную “белоруссизацию”, во главе которой встал Союз белорусских писателей. Причем, целью этого культурно-языкового “крестового похода” явилось не просто расширение сферы применения белорусского языка, а, по словам тогдашнего председателя Верховного Совета Белоруссии Станислава Шушкевича, полная “деруссификация” белорусского народа. Таким образом, “беларускую мову”, как в свое время униатство, пропольские антирусские силы в руководстве республики были намерены использовать для окончательного отрыва Белоруссии от России.

Без какого-то либо учета мнения родителей и учащихся начался массовый перевод учебных заведений на белорусский язык обучения. К середине 1994 года на 87 процентов русскоговорящих белорусов в республике осталось всего 4,9 процента русских школ, 30,5 процентов составляли школы, в которых обучение велось на двух языках и 64,6 процентов школ были чисто белорусскими(2).

Подобная политика властей вызвала резкие протесты населения и поставила языковой вопрос в центр политической борьбы. Граждане республики требовали установления в Белоруссии государственного двуязычия и проведения референдума по этому поводу.

А.Г. Лукашенко (тогда депутат Верховного Совета Белоруссии) сделал языковой вопрос основным в своей президентской предвыборной программе, что и принесло ему подавляющую победу на выборах в 1994 году. После выборов на повестку дня встал вопрос о проведении референдума по языкам. Общественностью был создан “Комитет за свободный выбор языка обучения”, который требовал от властей прекращения принудительной “белоруссизации”. При этом, центр тяжести борьбы вокруг языкового вопроса во многом переместился в окружение президента, где принял, в том числе, и характер дворцовых интриг.

В мае 1995 года состоялся референдум по вопросам языка и государственной символики.

Несомненная заслуга в том, что этот референдум вообще состоялся принадлежит В,П. Заметалину ( в то время заместитель Главы Администрации Президента РБ) и С.А. Посохову (в то время помощник Президента РБ). Однако, по ряду субъективных причин на всенародное голосование была вынесена двусмысленная формулировка не о государственности русского языка, а о его равном статусе с белорусским языком.

Эта нечеткость в формулировке позволила противникам русского языка в Верховном Совете сорвать утверждение парламентом результатов референдума 1995 года. Позже, в ходе подготовки к конституционному референдуму 1996 года острая борьба развернулась опять же вокруг 17-ой языковой статьи новой редакции Конституции РБ. По инициативе А.М. Абрамовича (в то время зам. начальника Главного юридического управления Администрации Президента РБ) данная статья излагалась в нечетком и двусмысленном виде и русскому языку опять не придавался статус государственного языка, что в принципе позволяло возобновить антирусскую языковую политику.

Окончательно вопрос с языковой статьей Конституции РБ был разрешен в преддверии ноябрьского референдума 1996 года на Всебелорусском народном собрании, когда председатель Белорусского профессорского собрания В.А. Чердынцев в своем выступлении от имени научной общественности республики предложил, наконец, сделать белорусский и русский языки государственными. Он был единогласно поддержан делегатами Собрания (5 тысяч человек) и лично А.Г. Лукашенко. В результате состоявшегося всенародного голосования оба языка получили статус государственных и казалось бы, что языковой вопрос в Белоруссии решен окончательно, причем самым демократичным способом.

Однако, после президентских выборов 2002 года главным идеологом республики, руководителем Главного идеологического управления Администрации Президента РБ и помощником Президента РБ стал белорусскоязычный поэт, член Союза белорусских писателей И.А. Корендо, который не скрывает своего отрицательного отношения к государственности русского языка в Белоруссии. В интервью правительственной газете “Республика” (17.01.2002 г.) Иван Корендо выступил с антиконституционным заявлением о том, что государственным в Республике Беларусь должен быть только один язык – белорусский и тем самым фактически объявил о начале новой волны “белоруссизации”. Следуя в русле этих веяний Национальное Собрание Белоруссии, не взирая на протесты общественности, приняло дискриминационную поправку к “Закону об образовании”, в соответствии с которой государственной поддержкой будет пользоваться образование только на одном из государственных языков – белорусском, а Министерство образования РБ разработало “Программу дополнительных мер по расширению сферы применения белорусского языка в системе образования”, которая носит антиконституционный характер, нарушает права родителей и учащихся и во многом повторяет программу “белоруссизации” начала 1990-х годов.

Таким образом, уже более 80-ти лет вначале партийные, а затем суверенные власти Белоруссии целенаправленно проводят (с небольшими перерывами) политику деруссификации белорусов, т.е. преднамеренно искажают национальное сознание белорусского народа. Как показывает восьмидесятилетний опыт языкового противоборства властей с населением Белоруссии “белоруссизацию” возможно осуществлять только тоталитарными методами, несовместимыми с принципами демократии и прав человека. В настоящее же время ее пытаются проводить те силы в руководстве Республики Беларусь, которые реально тормозят белорусско-российское воссоединение и по сути представляют собой чиновное крыло антироссийской прозападной оппозиции.

В республике практически не обсуждаются возможные формы реального объединения наших государств, но зато постоянно говорится о неприкосновенности такого понятия как суверенитет. Обществу постоянно навязывается мысль о том, что от российской стороны необходимо получить максимальные экономические уступки, при этом не беря на себя сколь-либо серьезных обязательств. Похоже, что такой подход становится преобладающим в отношении высших белорусских властей к вопросам интеграции с Российской Федерацией. Воплотить же подобные чаяния можно только создав вместо реального государства нечто рыхлое и надгосударственное. Видимо отсюда и следуют заявления белорусских высших должностных лиц о том, что Союзное государство в своем устройстве не будет иметь аналогов в истории.

Теперь обратимся к российской стороне. Как бы мы не относились к факту развала Советского Союза, но именно в результате этого события на исторической арене, пусть и в весьма усеченном виде, вновь появилась Россия как самостоятельная держава, которая имеет тысячелетнюю (в отличие от Белоруссии) традицию государственности. И уже вряд ли когда-либо российская политическая элита пойдет на то, чтобы российское государство, вновь как в советские времена, было покрыто некоей союзной государственностью. Это просто не реально, противоречит элементарной исторической справедливости, да и здравому смыслу тоже.

В связи с вышеизложенным есть основания полагать, что у белорусской и российской политических элит, в принципе, существуют разные взгляды на цели и задачи белорусско-российской интеграции. И эти противоречия, очевидно, не могут быть разрешены в рамках существующего Договора о создании Союзного государства. Необходимы иные, более жизнеспособные, проекты белорусско-российского воссоединения, которые бы предполагали интеграцию Белоруссии (в той или иной форме) в российское экономическое, политическое и гуманитарное пространство.

Использованные источники:

    1. “Уния в документах”,изд. “Лучи Софии”, Минск, 1997 г.

    2. “ Язык в естественных науках и высшей школе” Грибковский В.П., Национальная академия наук, Минск, 1999 г.

    3. “Беларусiзацыя 1920-я гады. Дакументы i матэрыялы.”, Белорусский государственный университет, Минск, 2001 г.




Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность государства

(Фрагмент Послания президента РБ А.Лукашенко Национальному собранию)

За прошедшее десятилетие самостоятельного развития Беларусь заняла достойное место в мировом сообществе как миролюбивое, стабильное, нейтральное, демократическое государство. Согласно данным Глобального отчета о человеческом развитии за 2001 год, подготовленного независимыми экспертами по заказу ПРООН, наша страна по индексу человеческого развития переместилась с 57-го на 53-е место и по этому показателю по-прежнему лидирует среди государств-участников СНГ.

Внешняя политика Республики Беларусь основывается на принципах международного права, отличается предсказуемостью и последовательностью. В рамках сбалансированной политики многовекторности страна выступает за равноправное взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами, международными правительственными и неправительственными организациями.

Все внешнеполитические инициативы Беларуси были и будут направлены на воплощение идеологии мировой безопасности - безопасности политической, экономической, социальной, гуманитарной, личной.

Международная обстановка и международная политика резко изменились после террористических актов в США в сентябре 2001 г.

На первое место выдвинулась проблема терроризма. Позиция Республики Беларусь по указанному вопросу однозначна - терроризм следует решительно искоренить из международных отношений, из жизни. Меры международного сообщества по противодействию этому явлению должны быть продуманными и решительными. Требуется новый, партнерский уровень взаимодействия между "большими" и "малыми", развитыми и развивающимися странами в решении данной проблемы.

Необходимо устранить причины, порождающие терроризм: нищету, безработицу, расслоение (как людей, так и государств) на сверхбогатых и сверхбедных, деградацию нравственных устоев некоторых слоев населения отдельных стран и всплеск экстремистского фанатизма.

Внешнеполитическим приоритетом страны является Союз Беларуси и России. Избранный курс на взаимодополняющее объединение политических, экономических, стратегических потенциалов двух суверенных государств полностью соответствует их национальным интересам, лежит в русле интеграционных тенденций в региональном и глобальном масштабах.

Республика Беларусь будет строить свои отношения с братской Россией на основе принципов международного права, сохранения государственного суверенитета и равноправия.

В ходе апрельского (2002 года) заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства подписаны важные соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, расширении сотрудничества в газовой отрасли.

Сделан серьезный практический шаг по переходу к единым принципам экономической политики и формированию равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран.

В рамках союзной интеграции необходимо активизировать реализацию мероприятий по переходу к общему экономическому пространству. Особое внимание надо уделить выравниванию базовых макроэкономических показателей Беларуси и России, оптимизации системы государственных расходов.

Предстоит более полно использовать внешнеполитический потенциал Союза Беларуси и России как эффективного механизма реализации их совпадающих интересов на международной арене.

Более деловым и прагматичным должно стать сотрудничество Беларуси со странами-членами СНГ. В работе на этом направлении основными критериями для нашего государства будут оставаться реальная эффективность механизмов СНГ, степень готовности партнеров к развитию и углублению интеграционных процессов в экономической и внешнеполитической деятельности в рамках Содружества.

Беларусь, исходя из концептуальных положений своей Конституции, продолжит участие в Договоре о коллективной безопасности.

Наша страна заинтересована в развитии Евразийского экономического сообщества, в частности в формировании Таможенного союза и единого экономического пространства, выработке общей позиции государств-участников во взаимоотношениях с международными экономическими организациями, согласовании таможенно-тарифной политики по отношению к третьим странам.

Укрепляя "пояс добрососедства", Беларусь будет развивать самые тесные отношения с Украиной по всем направлениям, активно взаимодействовать с ней в международных организациях. Мы рассматриваем деловое партнерство с Латвией, Литвой, Польшей в качестве важной составляющей нашего участия в европейских интеграционных процессах.

Большое значение Беларусь придает всестороннему развитию отношений с государствами Центральной Азии.

Интеграционные усилия нашей страны на постсоветском пространстве неразрывно связаны с активным участием в общеевропейской интеграции.

Беларусь заинтересована в развитии равноправного сотрудничества с ведущими европейскими государствами и межгосударственными структурами. Участие в европейских интеграционных процессах - важное условие сохранения ее суверенитета и территориальной целостности, реальный механизм вовлечения в межгосударственное сотрудничество в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

Белорусский народ вправе рассчитывать на то, что европейское сообщество с полным уважением отнесется к проявленному нашим народом выбору в ходе последних избирательных кампаний. Соответственно общеевропейские структуры (Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы) имеют все основания для пересмотра своего отношения к Республике Беларусь.

Национальное собрание страны должно занять принадлежащее ему по праву место в европейской парламентской семье. Необходимо добиться для Беларуси восстановления статуса "специально приглашенного" в Парламентской ассамблее Совета Европы, признания полномочий белорусской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ.

Важно и далее использовать полноформатное участие в Центрально-Европейской Инициативе (ЦЕИ) для увеличения нашего влияния в европейском регионе, минимизации возможных негативных последствий расширения Европейского союза, применения опыта и механизмов ЦЕИ для ускорения внутренних реформ, привлечения внимания потенциальных инвесторов.

Взаимоотношения Беларуси с Организацией североатлантического договора (НАТО) будут строиться на основе партнерства в совместной борьбе с международным терроризмом.

Республика Беларусь заинтересована в укреплении взаимовыгодного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки и готова к диалогу на основе равенства и взаимного уважения сторон, к совместной работе по достижению целей, представляющих взаимный интерес.

Беларусь будет наращивать взаимодействие с государствами всех регионов мира, в том числе со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Главная задача - стабильно закрепиться в качестве активного экономического субъекта на перспективных рынках данных государств.

Совпадение принципиальных подходов Беларуси, Китая и Индии по ключевым вопросам мировой политики является основой взаимовыгодного партнерства по всем направлениям.

Наша страна будет и впредь наращивать плодотворное сотрудничество с Турецкой Республикой как в экономическом, так и в политическом плане.

Белорусская двусторонняя дипломатия будет органично подкрепляться многосторонней дипломатией, в первую очередь в рамках Организации Объединенных Наций. При этом следует опираться на конкретный вклад нашего государства в процессы ядерного и обычного разоружения, в создание новой архитектуры коллективной безопасности на региональном и глобальном уровнях.

Министерству иностранных дел, другим государственным органам и организациям чрезвычайно важно, в том числе с привлечением общественности, продолжить мобилизацию международных усилий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Беларусь будет поддерживать и развивать взаимовыгодное сотрудничество с государствами-членами Движения неприсоединения. Участие в Движении надо активнее использовать для наращивания экономического партнерства в его рамках.

Внешнеэкономическая политика будет более четко ориентирована на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, достижение экспортно-импортной сбалансированности. Прогнозными показателями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год предусмотрено увеличить объем экспорта на 6,5 процента.

Для повышения конкурентоспособности наших товаров, поставляемых на экспорт, необходима гармонизация государственных стандартов Беларуси с международными стандартами, в том числе правил и процедур национальной системы сертификации с требованиями соглашений Всемирной торговой организации (ВТО) о технических барьерах в торговле. Решение этих задач потребует более эффективных усилий как со стороны Правительства, Министерства иностранных дел, так и Парламента.

Защита отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции по-прежнему будет одним из главных направлений деятельности государства в этой сфере.

Важно обеспечить прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с Международным валютным фондом, Всемирным банком, другими глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами. Необходимо стимулировать выход на качественно новый уровень деятельности Беларуси в рамках Европейской экономической комиссии ООН, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Конференции ООН по торговле и развитию.

Международные отношения Республики Беларусь следует поставить на более прочную законодательную основу. Надо завершить систематизацию действующего в этой сфере законодательства, подготовить проект Закона об основных направлениях внутренней и внешней политики страны, который согласно Конституции является программным законом, а Национальному собранию - принять его. Должны быть приняты и другие законы, в том числе о дипломатической службе, международном сотрудничестве в ряде сфер, о внесении изменений в Закон о международных договорах.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ