Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №51(01.05.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Рекомендации “круглого стола”: “Соотечественники за рубежом: положение, проблемы развития общего культурного и информационного пространства, потенциал экономических и гуманитарных связей”.

Заседание “круглого стола” на тему: “Соотечественники за рубежом: положение, проблемы развития общего культурного и информационного пространства, потенциал экономических и гуманитарных связей” состоялось 23 апреля 2002 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Комитета по международным делам.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Росзарубежцентра при МИД Российской Федерации, Правительства Москвы, эксперты и консультанты Совета Федерации и Государственной Думы, комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, представители основных конфессий, представители научно-исследовательских институтов и общественных организаций.

В ходе заседания было отмечено, что происходящие в последнее десятилетие геополитические изменения в мире и, прежде всего, на постсоветском пространстве, выдвинули в число важных направлений внешней политики Российской Федерации и международной деятельности российского общества -взаимодействие с российскими соотечественниками за рубежом.

Важность этого направления была подтверждена принятием в период с 1994 по 2001 гг. ряда законодательных и нормативных правовых документов, составивших юридическую основу деятельности на рассматриваемом направлении. В их числе:

- Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ;

- Концепция внешней политики Российской Федерации;

- Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе;

другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики.

В настоящее время ведется работа над проектом Правительственной Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе (2002-2007 гг.), которая представляет собой комплекс практических мероприятий по реализации вышеупомянутой Концепции поддержки Российской Федерацией соотечественников.

Новый порядок формирования и деятельности Совета Федерации, закрепленное регламентом Палаты отсутствие в ее структуре фракций и иных политических объединений позволяют указанному органу законодательной власти более целенаправленно и планомерно осуществлять деятельность по развитию связей с российскими соотечественниками в зарубежных странах, вести поиск и формирование нестандартных подходов к работе по данному направлению.

В выступлениях и в ходе дискуссии участники заседания отметили, что плодотворное сотрудничество с зарубежными соотечественниками является важным компонентом и ресурсом развития гражданского общества в России, ее интеграции в систему современных мирохозяйственных связей, поступательного движения к большей открытости и гуманизации международных отношений. Интеллектуальный потенциал соотечественников, их финансовые возможности и практический опыт работы, особенно, в развитых рыночных системах востребованы на исторической родине. Однако потенциал данного ресурса при отсутствии организационных и финансово-экономических условий для сохранения и развития диаспоры будет оставаться до конца неиспользованным. Для их создания необходимо провести работу по формулированию проблем, определению “опорных точек роста”, целенаправленное воздействие на которые будет способствовать систематизации всего процесса взаимодействия с соотечественниками, а также реализации совпадающих интересов через совершенствование имеющихся и создание новых, более эффективных и рентабельных механизмов взаимодействия.

Опыт зарубежных государств показывает, что наиболее эффективным является выстраивание работы с диаспорой не по страновому, а по так называемому стратовому признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечественниками.

Создание эффективно действующей модели сотрудничества с различными слоями и категориями российской диаспоры, позволит задействовать ее внутренний ресурс, обеспечить ее организационное воспроизводство и стать серьезным субъектом “народной дипломатии”, экономического и культурного сотрудничества.

Целенаправленная и последовательная работа по связям с российскими диаспорами - есть путь к ее консолидации и превращению в мощный фактор культурного и информационного присутствия России за рубежом.

Содержание и формат работы с соотечественниками не должны замыкаться на проблемах соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии и ограничиваться мерами по их поддержке.

Понятие “русский мир” объединяет все слои российской диаспоры как в “ближнем”, так и в “дальнем” зарубежье.

Несмотря на все различия между диаспорами и их проблемами, работа по рассматриваемому направлению должна строиться на основе единой концепции, опирающейся на обширный опыт взаимодействия мировых диаспор и зарубежных государств.

Патернализм, исповедуемый в отношении соотечественников, восприятие российской диаспоры лишь как объекта защиты и поддержки сужает наши отношения с российским зарубежьем, оставляет вне диаспоральной политики России адаптированную часть русского и русскоязычного населения, желающего сохранить свою российскую самобытность и испытывающего потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией.

Специфика российской диаспоры проявляетсяв отсутствииорганизованного молодежного движения, в т.ч. на региональном уровне; отсутствии женских организаций; заметных профессиональных объединений бизнес-клубов; межпарламентских ассоциаций и групп.

Структуризация и развитие общего культурного и информационного пространства - есть способ преодоления существующей разорванности межобщинных связей между “старой” и “новой” диаспорами, обеспечения взаимодействия между различными слоями и категориями диаспоры.

Российская диаспора традиционного зарубежья могла бы сыграть важную роль в оказании поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии (в т.ч. в сфере передачи опыта этнокультурного выживания в инонациональной среде). Эта часть российского зарубежья за более чем вековой период своего существования имеет богатейшую практику сохранения этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, участия в политической жизни стран проживания, а также борьбы за социальную адаптацию и сохранение гражданских прав.

В основе деятельности по организации поддержки соотечественников должен лежать научно обоснованный подход, предполагающий качественный мониторинг ситуации, применение эффективных политических и социальных технологий, использование прогностических методик для определения наиболее перспективных механизмов реализации выбранных направлений деятельности.

Эффективность выбранных моделей должна подтверждаться реализацией соответствующих пилотных проектов.

Особое внимание было уделено вопросам расширения связей с соотечественниками с использованием возможностей сети российских центров науки и культуры (РЦНК) в зарубежных странах. РЦНК, как опорный пункт проведения российской политики в отношении соотечественников, должны, в первую очередь, находиться в странах компактного проживания россиян. Отсутствие РЦНК в странах СНГ, а также в Израиле, где особенно велика численность наших соотечественников, сужает поле интеллектуального взаимодействия, культурных, творческих и научных сил России и этих стран.

Несмотря на то, что российская политика в отношении зарубежных соотечественников направлена на их адаптацию и интеграцию в жизнь стран проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, Россия готова принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания.

Проблема “собирания россиян” и консолидации “русского мира” с прекращением идеологического противостояния Востока и Запада становится присущей и для традиционной российской эмиграции, проживающей в дальнем зарубежье.

Репатриационная модель взаимодействия нуждается в дополнительном законодательном обеспечении. Детально проработанные механизмы возвращения и обустройства зарубежных соотечественников на родину должны быть отражены в Законе о репатриации, работа над проектом которого должна быть ускорена. Закон о репатриации может стать одним из действенных инструментов созидания “русского мира”, о котором говорил В.В.Путин, а также механизмом, стимулирующим экономическое и культурное возрождение и развитие России. Помимо этого, принятие Закона послужит одним из факторов предотвращения демографической катастрофы, грозящей России вследствие непрекращающегося на протяжении ряда лет сокращения численности населения. Важно, чтобы указанный Закон предоставлял достаточно гибкий режим для отдельных категорий переселенцев, включающий право выбора у зарубежных соотечественников:

оставаться ли в стране проживания или уезжать в Россию на правах репатриантов.

Учитывая, что проблема российских соотечественников неразрывно связана с вопросами

- межгосударственных отношений, повышения внешнеполитического влияния и авторитета Российской Федерации;

- миграционной политики и развития экономического потенциала страны;

- разделенного положения россиян,

ее следует рассматривать как неотъемлемую составляющую обеспечения национальной и государственной безопасности Российского государства.

В связи с вышеизложенным, участники заседания “круглого стола” считают необходимым рекомендовать:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Совету Федерации выйти с законодательной инициативой о разработке и внесении в установленном порядке в Государственную Думу проекта Федерального закона “О репатриации российских зарубежных соотечественников”.

2. Создать рабочую группу из числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и независимых экспертов для подготовки предложений (включая возможные законодательные инициативы) по совершенствованию нормативной правовой базы и в целом по развитию взаимодействия Российской Федерации с зарубежными соотечественниками.

3. Указанной рабочей группе исследовать и обобщить законодательство и нормативную правовую базу Российской Федерации, международные договоры, а также законодательство, регулирующее правовое положение соотечественников в основных странах их проживания.

4. Организовать и провести в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации парламентские слушания на тему “О концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российской диаспоры” во второй половине 2002 г. Во время слушаний рассмотреть ход реализации Правительственной программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе (2002-2007 гг.).

5. Принять участие в создании и развертывании деятельности экспертных и консультативных рабочих и вспомогательных органов Правительственной Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе (2002-2007 гг.),

6. При содействии заинтересованных органов государственной власти, неправительственных и общественных организаций организовать и провести в Москве международный семинар, посвященный изучению опыта самоорганизации и участия соотечественников в политическом процессе стран проживания (ориентировочно - во второй половине 2002 г., по времени совместив с проведением парламентских слушаний).

Правительству Российской Федерации:

7. Предпринять меры по созданию целостной системы взаимодействия с российской диаспорой за рубежом через государственно-общественную инфраструктуру, образуемую Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, МИДом России с инкорпорированным в его систему Росзарубежцентром, иными заинтересованными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также неправительственными и общественными организациями, образующими исполнительское звено указанной инфраструктуры.

8. Ускорить доработку и принятие Правительственной Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе (2002-2007 гг.).

Подготовить предложения по созданию системы сотрудничества с адаптированной частью российской диаспоры, использования ее интеллектуального и экономического потенциала для целей поддержки и развития диаспор. Предусмотреть комплекс мер по работе с молодежными русскоязычными организациями соотечественников за рубежом.

9. В связи с упразднением Минфедерации России предусматривать целевое выделение министерствам и ведомствам, в ведение которых перешли функции вышеупомянутого министерства, средств из федерального бюджета на финансирование деятельности по развитию связей с соотечественниками и осуществление конкретных акций, связанных с их поддержкой.

10. Разработать и принять государственную программу (серию программ) финансирования фундаментальных научных исследований по разработке стратегии и конкретных методов и форм взаимодействия с зарубежными диаспорами. Сформировать систему государственного заказа на проведение экспертно-аналитических работ по рассматриваемой тематике.

11. В связи с расширением направлений деятельности Росзарубежцентра по развитию связей с соотечественниками, усилить содействие в улучшении его материально-технического, финансового и организационного обеспечения, в том числе оказать необходимую, включая и финансовую, поддержку в реализации планов по созданию в странах СНГ и Израиле российских центров науки и культуры.

12. С участием заинтересованных образовательных и исследовательских учреждений разработать соответствующие учебные программы и организовать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов, реализующих государственную политику Российской Федерации в отношении соотечественников и ведущих работу по данному направлению.

Заинтересованным министерствам и ведомствам предусматривать в планах повышения квалификации сотрудников прохождение курсов по обучению конкретным методам и технологиям общения и работы с соотечественниками.

13. Провести обзор и обобщить опыт деятельности субъектов Российской Федерации по налаживанию контактов с российскими соотечественниками за рубежом. Подготовить предложения по организации системы горизонтальной координации деятельности на данном направлении региональных государственных и общественных структур. Провести рабочее совещание их уполномоченных представителей с целью выработки системы принятия согласованных действий.

14. В целях удовлетворения запросов соотечественников в получении высшего образования внести соответствующие изменения в интересах соотечественников в действующий порядок выделения иностранным студентам целевых стипендий для обучения в российских вузах.

15. Принять меры по расширению участия российских образовательных учреждений в экспорте российских образовательных программ и услуг, пользующихся спросом у российских соотечественников в зарубежных странах, в том числе с использованием новейших технологий дистанционного образования через сеть Интернет.

16. В части, затрагивающей интересы соотечественников, обеспечить выполнение федеральной целевой программы “Русский язык”, одной из главных задач, которой является пропаганда русского языка вне пределов Российской Федерации.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ