Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Независимая Молдова,
17 июля 2002

Обращение Президента Республики Молдова Владимира Воронина

Уважаемые сограждане!

Вступая в должность Президента я определил решение приднестровской проблемы в качестве приоритетной и стратегической. Знал, что такая постановка вопроса вызовет неприятие и критику на обоих берегах Днестра, что сами методы государственной интеграции натолкнутся на сопротивление и возмущение некоторой части политической элиты страны. В этом нет ничего удивительного. Слишком долго мы уже живем порознь с приднестровцами, слишком долго пропаганда Кишинева и Тирасполя доказывала, что это выгодно, что это и есть своеобразное решение приднестровской проблемы. Безусловно, что для тех, кого обслуживала эта пропаганда, такое решение приднестровского вопроса не могло быть не выгодным. Одни считают свое государство унитарным и неделимым, делая вид, что проблемы Приднестровья не существует вовсе. Другие, вопреки своей непризнанности, создали армию и таможню, банковскую систему и все остальные атрибуты государственности, уютно разместив их в официальных границах Республики Молдова. Выступая на внешнеполитической арене от имени единого и суверенного государства, никто из политиков здесь, у себя дома, даже и не пытался обеспечить реальное единство своей страны, закрепляя и утверждая в ежедневной политической жизни практику двойных стандартов, экономически-комфортную для властей, аморальную и лживую для граждан.

Столь же лживым и лицемерным был и весь переговорный процесс последних десяти лет. При самых миролюбивых заявлениях и демонстрациях терпимости каждая из сторон выступала исключительно с ультиматумами, предъявляла условия капитуляции, но никак не конструктивного решения приднестровской проблемы. Кишиневские политики постоянно сводили суть приднестровского урегулирования к проблеме возвращения так называемых восточных территорий, ничего не говоря о правах и гарантиях жителей Приднестровья. Лидеры Тирасполя требовали выхода из состава Молдовы, взвинчивая и обостряя национальную подоплеку разразившегося некогда конфликта.

В сложившихся условиях ни о каком объединении не могло быть и речи, ибо вся политика строилась исключительно на том, чтобы данное объединение не случилось ни при каких обстоятельствах.

В отличие от многих локальных конфликтов, разразившихся на постсоветском пространстве, приднестровский отличается в первую очередь тем, что в его основе не было национального или религиозного противостояния, тем, что его причины были порождены не массовым столкновением населения, как это наблюдалось во многих республиках бывшего СССР. И как бы сегодня некоторые деятели не обвиняли собственный народ в отсталости и забитости, очевидно, что приднестровский конфликт - это только следствие несостоятельности политического класса начала девяностых, следствие его растерянности перед лицом свалившегося невесть откуда суверенитета, следствие его непрофессионализма и нежелания строить подлинно независимое государство. С самого начала политики Кишинева и Тирасполя встали на путь добровольной сдачи государства в пользу других государств, с самого начала они устранились от задачи консолидации всех сил страны перед суровым и непредсказуемым будущим независимого развития. Фактически они избрали путь аутсайдеров и трусов, путь измены своему многонациональному народу. Но то, как решительно сам народ прекратил приднестровскую бойню, как он не дал разжечься безумной войне, свидетельствует только об одном: конфликт исчерпан, у него более нет предпосылок, за исключением все тех же политиков, страдающих от комплекса неполноценности. Народ нашей страны давно встал на путь объединения и его уже не заставишь воевать за искусственные и бредовые идеалы тех, кто провел приднестровскую войну в кишиневских ресторанах.

Теперь дело за властью, за нами - политиками, всеми теми, кому народ вручил свою судьбу. Народ ждет ответственного решения, в котором не осталось бы и следа прежних догм и страхов, в котором власти, перестав думать только о территориях, границах и застарелых амбициях, вспомнили бы о живых людях совсем еще недавно единой и дружной республики.

Модель бесконфликтного и безоговорочного объединения страны, ее граждан и экономических ресурсов, создание государства, которое бы равным образом принадлежало жителям обоих берегов Днестра - это единственный конструктивный выход из хронического политического тупика. Логика интеграции не может больше строиться на взаимных ультиматумах, на бесконечной апелляции к силам извне. Это лишь с каждым новым шагом приближает страну к разгосударствлению, к полной потере суверенитета и растворению в территориях соседних стран.

Долгое время такой подход оставался лишь благим пожеланием, не становясь основополагающим фактором решения проблемы объединения.

И только недавняя пятисторонняя встреча в Киеве создала обстановку реальности и практической реализуемости столь сложного и мучительного объединительного процесса. План интеграции нашего государства, предложенный ОБСЕ, вероятно навсегда войдет в историю этого столетия. Это первый план не "культурного развода" противостоящих сторон, а план объединения сторон, разрешения конфликта, план, закладывающий исторически апробированные и выверенные формы возможного государственного устройства. Впервые предлагается такое решение приднестровской проблемы, которое не ущемляет ни одну из сторон, впервые объединение Родины происходит не за счет кого-то и не в ущерб кому-то, а во имя общего блага, во имя совместного решения злободневных проблем развития экономики, общества и страны. Пусть в этом плане содержится множество спорных частностей, пусть он в конечном счете будет переписан или дополнен, важно сохранить позитивный дух этого документа, важно, что впервые появляется предмет для настоящей заинтересованной дискуссии.

Глубоко символично, что новый проект урегулирования приднестровского конфликта был озвучен ОБСЕ, что именно из рук европейских экспертов он попал в орбиту активного обсуждения молдавских политиков. Позиция ОБСЕ не только объяснима, но и глубоко продуманна. Ведь совершенно очевидно, что без объединения нашего государства все разговоры о возможной интеграции Молдовы в Европу остаются безответственной болтовней и примитивной фикцией. Ведь невозможно интегрироваться в Европу лишь частью государства? Невозможно принимать европейские ценности на словах, а на деле противиться интеграционным процессам даже в скромных масштабах собственной страны. Европейские ценности не терпят митинговой демагогии, они требуют практической реализации живых, насущных проблем. Приднестровская проблема и есть тот оселок, на котором все конструктивные силы нашей страны могут отточить в полной мере весь спектр интеграционных методов, наработанных Европой.

Я полагаю, что на этапе уже практической реализации плана интеграции Молдовы следовало бы максимально привлечь все заинтересованные общеевропейские структуры. Особые надежды в этом смысле я возлагаю на использование инструментов Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, возможностей многих других международных структур.

Противники приднестровского урегулирования уже весьма активно высказываются в печати. Одни все пытаются увидеть за планом ОБСЕ руку Москвы, другие, напротив, заговор Запада против России. Удивительно, что все эти люди так и не поняли насколько радикально изменился мир за последние годы, насколько глубоко солидарны сегодня страны Запада и Востока, Евросоюза и СНГ, насколько сплотила всех задача противостояния общим угрозам и кризисам, насколько драматичными стали для всех стран уроки 11 сентября. Курс общеевропейской интеграции более не строится на альтернативной основе, ему более не противостоит глубокая интеграция стран СНГ. Примером тому могут служить не только прагматичная позиция России по отношению к Европе и США, но и последние предложения Молдовы по реформированию СНГ. Наша страна первой из всех стран Содружества выступила с инициативой программного и последовательного сближения правовых, социальных и экономических стандартов стран СНГ со стандартами Евросоюза. Это тот путь в сторону Европы, который гораздо проще пройти странам СНГ вместе, не раскалываясь на противоборствующие лагеря и союзы. Нужно ли говорить, что в таких новых и весьма выгодных для Молдовы геополитических условиях всякие нелепые обвинения в прозападных или в пророссийских корнях нового плана приднестровского урегулирования теряют всякий смысл. Безусловно, что сами эти обвинения лишний раз свидетельствуют о непроходимой отсталости подобного рода знатоков. Быть европейцем вовсе не означает бегать по площадям с флагом Евросоюза, выкрикивать националистические лозунги и пугать пенсионеров новыми массовыми беспорядками. Быть европейцем - значит брать на себя ответственность за свою страну, уметь быть терпимым, великодушным и конструктивным.

Я очень надеюсь на то, что наша страна сумеет достойно и взвешенно оценить тот шанс, который появился у нас в начале июля, что политики перестанут пугать народ устрашающими и устаревшими лозунгами и задумаются над тем, что альтернатива этому шансу, к сожалению, всем видна не вооруженным глазом. Это сегодняшняя Молдова - разделенная и нищая.

Уважаемые сограждане!

Я призываю вас проявить всю свою мудрость и ответственность. Призываю вас всех поддержать инициативу объединения страны, не поддаваться демагогии тех, кто долгие годы содействовал только процессам разобщенности, развала и противостояния.

Землю нашей родной Молдовы раскроили без вашего согласия, но объединить ее в единое целое мы сможем только вместе, направив на это усилия всех тех, кто стремится к достойной жизни и на левом, и на правом берегах Днестра.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ