Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №157(15.11.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия и РБ: на пороге нефтегазовой войны

Александр Фадеев

В ноябре, как и ожидалось, отношения между Белоруссией и Россией обострились. Причина – резкое неприятие Минском предложений российской стороны по повышению цен на импортируемый в республику природный газ и выполнению межправительственного соглашения от 2002 года по созданию совместного газотранспортного предприятия на базе «Белтрансгаза». Россия предложила Белоруссии рассмотреть вопрос о расчете за поставки газа активами «Белтрансгаза», исчисленными в соответствии с оценкой стоимости объектов газотранспортной сети РБ независимым банком ABN Amro. Последний вопрос, в сущности, закрыл глава белорусского государства Александр Лукашенко еще до последней встречи с президентом России, когда заявил, что Белоруссия не собирается ни при каких условиях расставаться со своей государственной собственностью, столь важной и значимой в реальном секторе национальной экономики.

Белоруссия в 2006 году оставалась единственной страной, получавший из России природный газ по нерыночным ценам – 46,68 долларов за 1 тыс. куб., и в значительном объеме: 21 – 22,5 млрд. куб. м.  Это было вызвано причинами политического (президентские выборы в Белоруссии) и экономического характера (формализация прав собственности «Газпрома» на белорусский участок транзитного газопровода «Ямал – Европа» с передачей в долгосрочную аренду земли под ним). Переход «Газпрома» на рыночные принципы при экспорте газа для всех потребителей потребовал принятия новой формулы цены и для Белоруссии. Пока сторонам не удалось договориться о цене при поставках газа в Белоруссию в 2007 г. и о тарифе на транспортировку через белорусскую территорию экспортных объемов газа на Запад. Минск с весны этого года взял курс на затягивание переговоров, поскольку продолжал надеяться, что до 27.12.2006, когда истекает контракт с «Газпромом», ему удастся на высшем уровне «продавить» льготную, «внутрироссийскую» цену на импортируемый в республику газ, политизируя вопрос, апеллируя к принципам создания Союзного государства, отраженных в Договоре 1999 г.  «Газпром» все это время отвергал такой подход, настаивая на цене, эквивалентной 200 долларам США за 1 тыс. куб. м. газа. Тогда белорусская сторона прибегла к откровенному шантажу, а президент РБ Александр Лукашенко вообще пригрозил, что в случае повышения цен на газ для его страны он не остановится перед «однозначным разрывом всех отношений».

Кроме того, Москва фактически отвергла предложение Белоруссии о допуске к российским месторождениям и сетям транспортировки энергоресурсов на условиях белорусской стороны. Напряженность в межгосударственных отношениях возросла также из-за требования России уравнять ставки таможенных пошлин на светлые нефтепродукты (в РБ экспортная пошлина ниже в три раза) и возвращать 85% пошлин при экспорте белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в бюджет РФ. В противном случае Россия вынуждена будет ограничить экспорт нефти в Белоруссию, исходя из внутренних потребностей ее хозяйственного комплекса.

Объем поставок сырой нефти из России по льготным ценам значителен – 19,75 млн. тонн в год, и республиканское правительство заинтересовано в его увеличении до 21,5 млн. т. Глубокая переработка российской нефти позволяет удовлетворять все внутренние потребности Белоруссии в светлых и темных нефтепродуктах и сверх того производить на экспорт 14 млн. тонн нефтепродуктов. Белорусский бюджет при этом только в виде экспортной пошлины получает не менее 780 млн. долларов ежегодного дохода.

Поэтому Белоруссия пока не соглашается ни на уравнивание экспортных пошлин на нефтепродукты, ни на возврат части их в российский бюджет по формуле «85 – РФ, 15% - РБ». Еще более неприемлемым для правительства Белоруссии, как представляется, оказался другой вариант, который озвучил посол РФ в Минске Александр Суриков. Суть его состоит в том, что весь объем светлых нефтепродуктов, произведенный на белорусских НПЗ из российской нефти сверх внутренних нужд, вывозить назад - в Россию.

Усугубило дело намерение России отказаться от экспорта в Белоруссию электроэнергии (республика запросила на 2007 г. 3,3 млрд. кВ/ч), что объясняется сложившимся дефицитом электроэнергии в европейской части России и изношенностью энергетических систем. МЭРТ, заботясь о поддержке отечественного товаропроизводителя, ввело ограничения на закупку белорусских товаров из средств госбюджета. Россия, помимо этого, предприняла меры по регулированию ввоза белорусского сахара на свою территорию. Продолжается не только «пивная война»: объединение российских производителей кондитерской продукции, инициировало судебные иски, направленные против кондитерских фабрик РБ, незаконно использующих известные торговые марки. В целом у России по товарным группам сегодня имеется 78 претензий к белорусской стороне, у последней – 52.

Но главный узел противоречий, конечно, вокруг энергоресурсов. При экспорте природного газа и нефти по льготным ценам Россия дотирует республику (если исходить из среднеевропейских цен на эти энергоносители) на сумму, эквивалентную 10 млрд. долларов США в год. Этот объем финансовых средств сопоставим с доходной частью республиканского годового бюджета. В каждом белорусском товаре стоимость затраченных при его производстве энергоресурсов составляет не менее десятой части всей стоимости. Промышленность Белоруссии работает преимущественно на дешевых российских газе, нефти и электроэнергии. Переход к рыночным принципам при импорте энергоресурсов из России неизбежно приведет к падению конкурентоспособности белорусских товаров, сокращению прибыли от экспорта нефтепродуктов и снижению ВВП. Все это приведет к сворачиванию социальных президентских программ, росту цен, инфляции и дестабилизации денежно-кредитной, банковской системы республики. Вот почему жесткая позиция российской стороны по поставкам энергоресурсов и  перенесение ею срока утверждения топливно-энергетического баланса России и Белоруссии вызвали острейшую реакцию в Минске.

Вполне определенные лица и анонимные «источники» в  Национальном собрании и правительстве РБ стали делать заявления о том, что Белоруссия готовится предпринять адекватные и жесткие ответные меры. России пригрозили  резко поднять арендную плату за два российских военных объекта на территории РБ (в Ганцевичах и Вилейке), а также повысить стоимость транзита российского газа, нефти и автотранспорта. Раздались и призывы вообще ликвидировать российское военное присутствие в Белоруссии. По крайней мере, об этом заявил глава комиссии по международным делам и национальной безопасности верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец. Из правительственных кругов республики стали поступать требования пересмотреть соглашение о признании российской собственности на участки магистральных нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Белоруссии.

Стремление вывести переговоры по импорту энергоресурсов на уровень президента России просматривалось в ряде деклараций белорусской стороны. Председатель постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей НС Вадим Попов выступил против введения в ближайшей перспективе единой валюты, на чем настаивал президент России Владимир Путин, и ревизии Договора о создании Союзного государства, ратифицированного парламентами России и Белоруссии в 2000 г. Его позиция сводится к тому, что лучше денонсировать Договор, ликвидировать СГ и начать создавать что-то новое (Сообщество – Союз – Союзное государство - ?). Президент РБ Александр Лукашенко во время встречи с губернатором Ставропольского края Александром Черногоровым признался, что в контексте интеграции на самом высоком уровне нет четкого понимания, что надо делать завтра и к чему стороны вообще должны прийти. Заочно отвечая Владимиру Путину, Лукашенко заметил, что Россия «скатилась» к разговору об экономической интеграции, а Белоруссия собирается строить Союзное государство.

Глава белорусского государства сегодня пытается не только активно искать альтернативу российскому вектору торгово-экономического сотрудничества, но нормализовать отношения с США, ЕС и заручиться поддержкой руководителей ряда богатых финансовыми и энергетическими ресурсами стран, способной укрепить его позиции в непростых переговорах с Россией.

Большие надежды возлагало республиканское руководство на переговоры Александра Лукашенко с российским лидером. Однако встреча президентов России и Белоруссии 10 ноября с.г. в Москве не принесла ожидаемых белорусской стороной результатов. Подчеркнем, что в повестке московской встречи не стояли такие принципиальные проблемы интеграции как проект Конституционного Акта Союзного государства и введение единой валюты. Более того, эти вопросы, если исходить из высказывания Лукашенко, еще на прошлогодней встрече двух президентов в Сочи решено вообще пока не рассматривать на высшем уровне. Весь основной массив затронутых в Кремле тем, касался торгово-экономических отношений, а официальные результаты совместной работы (они, судя по всему, не были достигнуты) не были обнародованы. Пресс-служба президентской администрации Владимира Путина, комментируя итоги переговоров, ограничилась сообщением в лапидарном стиле о том, что достигнута договоренность двусторонние торгово-экономические отношения строить на рыночных принципах.

Белорусский лидер, вернувшись в Минск, косвенно подтвердил, что компромисса с Москвой достичь не удалось. Лукашенко при этом дал свою версию хода переговоров и заявленных им позиций в российской столице. Она сводится к следующему:

- во-первых, белорусская сторона отвергает предложение России о разделе пошлин на экспортируемые Белоруссией нефтепродукты, произведенные из российской нефти;

- во-вторых, Белоруссия настаивает на сохранении прежнего принципа формирования цены на импортируемый из России газ;

- в-третьих, Минск ни при каких обстоятельствах не будет рассматривать вопрос повышения цены на газ выше того уровня, какой определен для Украины и Армении;

- в-четвертых, любое потенциальное повышение цены на российский газ приведет Белоруссию в состояние неплатежеспособности;

- в-пятых, Белоруссия в одностороннем порядке меняет методику определения стоимости активов «Белтрансгаза», игнорируя при этом оценку нидерландского банка ABN Amro.

Стоит подчеркнуть, что сегодня правящий класс Белоруссии не поддерживает ориентацию на Россию, включая экономическое сотрудничество. Многовекторность белорусской внешней политики, по мнению высших чиновников республики, лучше отвечает национальным интересам. Предпринимаются меры с тем, чтобы не допустить углубления экономического взаимодействия с Россией, в котором Минск усматривает опасность поглощения субъектов хозяйствования РБ и ее инфраструктуры.

Товарооборот между Россией и Белоруссией в денежном выражении растет. Однако значительный физический объем в нем продолжают занимать российские энергоресурсы и сырье, а также продукты питания и товары первичной обработки. Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции крайне мала. Возможности продвижения на белорусский рынок машинотехнической промышленной продукции из России минимизированы.

Сдерживают экономическую интеграцию различия между системами хозяйствования двух стран, финансово-банковскими системами, отсутствие единой денежной единицы, меры по защите национального производителя, а также недоверие и подозрительность белорусских управленцев к российскому бизнес-сообществу.  Сказывается и стремление двух стран строить свою внешнюю торговлю исходя из принципа приоритетного развития торгово-экономических отношений с Евросоюзом, который превратился в основной рынок сбыта их товаров.

Белоруссия активно ищет альтернативу поставкам российских энергоресурсов, правда, по поставкам природного газа останется полностью зависима от России в среднесрочной перспективе. Представитель «Белтрансгаза» Олег Гамоля признался, что «Белтрансгаз» изучал возможности диверсификации источников газоснабжения, но таких источников не нашел. Гамоля отметил, что для Белоруссии не подходит украинский вариант смешивания среднеазиатского газа с российским, потому что среднеазиатский газ невозможно пустить по техническим причинам, а делать смесь российского газа с норвежским - нет никакого смысла, поскольку он гораздо дороже, чем российский.

 Тем не менее, Россия уже сегодня  должна предпринимать более значительные усилия с тем, чтобы сохранить за собой в будущем белорусский рынок энергоресурсов и сырья.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ