Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №55(01.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Правда Ру.,
17 июня 2002

ГУАМ с одной "У". Тихая и бесславная смерть пафосного проекта

Олег Артюков

Пока в Японии и Корее проходит чемпионат мира, политическая жизнь на просторах бывшего Советского Союза продолжает бить ключом. Похоже, что страны бывшего СССР вступают в новую фазу межгосударственных отношений – процессы интеграции и дезинтеграции идут полным ходом. Вот и еще одна организация начинает постепенно разваливаться. Узбекистан заявил о том, что покидает ГУУАМ.

А ведь руководство государств, входящих в эту организацию, первоначально возлагало на ГУУАМ большие надежды. Многие эксперты считали, что ГУУАМ – это альтернатива СНГ, причем без участия России. Стремление противодействовать российскому влиянию, в общем-то, и послужило тем фундаментом, на котором ГУУАМ создавалась.

Организация была создана 10 октября 1997 года, во время саммита Совета Европы в Страсбурге. Первоначально она называлась ГУАМ, ибо в нее вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Узбекистан присоединился к четверке бывших советских республик только в апреле 1999 года, на Вашингтонском саммите НАТО. Тогда организация и получила свое нынешнее название.

Надо отметить, что создание нового "политико-консультативного форума" было горячо поддержано Вашингтоном. Это и неудивительно, ведь одной из целей ГУУАМ было провозглашено стремление к максимально тесному сближению с НАТО. Белый дом выразил готовность поддержать ГУУАМ и материально. Правда, трудно сказать, насколько щедрой была заокеанская помощь. Но Госдепартамент периодически выделял средства "на развитие организации". Так, в октябре 2000 года, на эти цели было выделено 45 млн. долларов.

Впрочем, по всей видимости, эта помощь расходовалась крайне неэффективно. Во всяком случае, декларировавшееся создателями ГУУАМ взаимодействие в экономической и политической сфере так и осталось на бумаге. Попытки придать развитию ГУУАМ импульс окончились безрезультатно, хотя на Ялтинском саммите глав государств этой организации в 2001 году ей был придан международный статус, который был зафиксирован в так называемой Ялтинской хартии.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов , подтвердив сегодня выход своей страны из ГУУАМ отметил, что участие Узбекистана в ГУУАМ было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества. Однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет участия, как сказал министр, достигнуто не было.

"По всей видимости, достижению эффективного уровня интеграции должны предшествовать решения важных межгосударственных и внутренних вопросов, создание широкой и разносторонней базы двустороннего сотрудничества", - сказал глава МИД.

С учетом этих соображений, пояснил он, Узбекистан на данном этапе "не видит рациональности своего дальнейшего участия в мероприятиях ГУУАМ и намерен сосредоточиться на развитии дружественных и взаимовыгодных двусторонних отношений с Азербайджаном, Грузией, Украиной и Молдавией".

Слова министра о развитии "двусторонних отношений" весьма показательны. Похоже, что государства бывшего СССР, разочаровавшись в различных многосторонних организациях, вроде СНГ или ГУУАМ, начинают делать ставку именно на развитие двусторонних связей. И Россия, кстати говоря, в первую очередь. Взять хотя бы недавнее двустороннее соглашение с Казахстаном о начале совместной разработки нефтегазовых месторождений на Каспии. Хотя, с другой стороны, окончательно идея многосторонних организаций не похоронена. Достаточно вспомнить ШОС, ЕврАзЭс, Организацию Договора о коллективной безопасности… Хотя, в принципе, в этих организациях принимают участие далеко не все страны бывшего СССР. И развитие двусторонних отношений имеет смысл практически для каждого государства.

Еще одна любопытная деталь. 14 июня в Узбекистан прибыл с визитом заместитель Госсекретаря США по странам Европы и Азии Лин Паско. Американский дипломат уже встретился с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым. При этом Лин Паско не уставал повторять, что Соединенные Штаты придают огромное значение сотрудничеству с Узбекистаном и ценят его помощь в борьбе с терроризмом. Такая признательность стоит десяти ГУУАМов вместе взятых…

Будущее ГУУАМ, точнее сказать, ГУАМ теперь вполне определенно. Эта организация, появившаяся на свет с такой помпой, тихо и бесславно умрет. Хотя нельзя исключать того, что на ее месте появится какая-то другая организация. Вот только будет ли она более долговечной?




GazetaSNG.ru.,
26 июня 2002

Узбекские капризы, или сколько букв в ГУ(У)АМ?

Анатолий Волк

Стамбульский саммит Черноморского экономического сотрудничества преподнес сенсацию – Узбекистан объявил, что не намерен выходить из Г(У)УАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Напомним, что 13 июня министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил о выходе Ташкента из этой организации по экономическим причинам. Тогда Камилов сказал буквально следующее: «Участие Узбекистана в ГУУАМ было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества, однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет достигнуто не было. Поэтому на данном этапе Ташкент считает нерациональным участвовать в мероприятиях ГУУАМ и намерен сосредоточиться на развитии дружественных и двусторонних отношений с Азербайджаном, Грузией, Украиной и Молдавией». Теперь в Ташкенте утверждают, что весь мир ошибался, считая, что Абдулазиз Камилов заявил о выходе из ГУУАМ. Как сообщает немецкая радиостанция Deutsche Welle со ссылкой на высокопоставленного источника во внешнеполитическом ведомстве Узбекистана, «Ташкент на данном этапе лишь приостановил свое участие в мероприятиях организации, но продолжает внимательно следить за событиями внутри ГУУАМ».

Нетрудно предположить, какой фактор повлиял на молниеносную в мировом масштабе перемену решения узбекских властей. Видимо, решившись отказаться от участия в ГУУАМ, Ташкент все же забыл посоветоваться с Вашингтоном. Ведь не прошло и двух дней с момента «отречения» Узбекистана от этой организации, как Госдеп США поставил Ташкенту на вид его единоличное решение, выразив надежду, что власти этой центральноазиатской страны пересмотрят свое решение. Вдобавок ко всему в Узбекистане в те дни находился помощник замгоссекретаря Линн Паско, который, видимо, пообещал финансовую помощь Узбекистану как члену ГУУАМ.

Таким образом, представляется, что решение о своем втором присоединении к ГУАМ Ташкент принял давно, но решился озвучить только в Стамбуле, да и то не полуофициальном уровне. Узбекские власти справедливо рассудили, что за важностью юбилейного мероприятия на высшем уровне, на которое съехались президенты, главы правительств и министры иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), будет не так заметна их оплошность.

Что же касается самого саммита ОЧЭС, то 24 июня этой организации, куда входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина, исполнилось 10 лет. Итогом встречи в верхах стала декларация "Десять лет сотрудничества и развития: взгляд в будущее", под которой поставили свои подписи главы государств и правительств. В документе, в частности, отмечается, что "деятельность ОЧЭС отвечает интересам дальнейшей интеграции в экономических и социальных областях при новых возможностях и вызовах нашего времени".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ