Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №55(01.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН



Хроника

14 июня. Официальный Вашингтон сегодня выразил свое крайнее сожаление по поводу решения Узбекистана выйти из региональной организации ГУУАМ. В заявлении пресс-службы госдепартамента США высказывается надежда, что это среднеазиатское государство пересмотрит свое решение, поскольку ГУУАМ - "подающая надежды инициатива по улучшению региональных связей и сотрудничества между странами-членами", а "членство в ГУУАМ поможет укреплению роли Узбекистана как регионального лидера", - отмечается в сообщении госдепартамента США". «Хотя организация... пока не реализовала полностью свой потенциал, мы продолжаем верить, что это жизнеспособная и подающая надежды инициатива, которая может укрепить связи и усилить взаимодействие между ее членами», - сообщил госдепартамент США.

16 июня. Государства-участники Договора о коллективной безопасности - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан - намерены расширять сотрудничество в военной области, заявил министр обороны РФ Сергей Иванов.

"Все необходимые решения для наращивания реального боевого сотрудничества уже приняты нашими президентами", - отметил он на пресс-конференции по итогам учений "Южный щит Содружества - 2002", которые прошли на одном из полигонов под Алма-Атой.

Иванов подтвердил, что Россия сохранит свое военное присутствие в государствах Центральной Азии. "У нас в среднеазиатских государствах есть военные объекты, есть размещенные вооруженные силы. Военное присутствие России, прежде всего, осуществляется в рамках Договора о коллективной безопасности и ориентировано на сотрудничество с нашими партнерами", - подчеркнул министр обороны РФ.

17 июня. Официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил о целенаправленной дискриминации русскоязычного населения в ряде стран Центральной Азии.

В интервью журналистам, размещенном на сайте МИД, он подчеркнул, что выезд русскоязычного населения из государств Центральной Азии "нередко обусловлен прямым и целенаправленным вытеснением в некоторых странах этого региона русского языка из сферы общественной, политической и культурной жизни, а его носителей - с рынка труда".

Негативную роль, по словам Яковенко, играют и факты проявления в регионе религиозного экстремизма и нетерпимости.

17 июня. Комментируя выступление представителя МИД России по поводу дискриминации русских в Центральной Азии, глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов. в Ташкенте выразил недоумение по этому поводу. В частности, он подчеркнул, что "мы категорически не можем согласиться с этим, в данном случае я говорю за Узбекистан" и "хотели бы получить разъяснения, о чем конкретно идет речь".

17 июня. В районном центре Джалал–Абад у здания областного киргизского драмтеатра им. Барпы прошел массовый митинг. Примерно 8 тыс. человек, миновав со стороны Таш–Комура Сузакский перевал, организованно достигли центра Джалал–Абада. На митинге были депутаты Законодательного Собрания Киргизии Д.Чотонов, Б.Асанов, А.Бекназаров. Была одобрена резолюция с требованием прекратить судебное дело в отношении А.Бекназарова, полностью оправдать опального парламентария и сохранить его депутатские полномочия. Должны быть наказаны конкретные виновники аксыйской трагедии, прекращено судебное дело в отношении семерых граждан, задержанных на митинге в Таш–Комуре. Договор о передаче Китаю территорий Узенги–Кууша необходимо расторгнуть. Требуют люди и отставки А.Акаева, генпрокурора Ч.Абышкаева, губернатора Джалал–Абадской области Ж.Шарипова, освобождения Ф.Кулова, отстранения от занимаемой должности зам.министра ВД Садиева (его также требуют привлечь к ответственности за дезинформацию, которую он передавал в Бишкек с места событий).

18-19 июня в Душанбе под председательством директора Федеральной пограничной службы РФ Константина Тоцкого прошло очередное заседание Совета командующих пограничными войсками стран-участниц СНГ. Как сообщили в пресс-центре ФПС РФ, командующие обсудили обстановку на границах государств-участников СНГ, проекты Программы совершенствования сотрудничества государств Содружества в пограничной сфере и проект Механизма реализации Советом командующих пограничными войсками принятых и принимаемых в рамках СНГ межгосударственных документов по пограничным вопросам.

Рассмотрен проект соглашения об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих погранвойсками на территории РФ.

18 июня. Стало известно, что американские вооруженные силы рассматривают возможность создания еще одного опорного пункта в Узбекистане. Для этого группа военнослужащих американских инженерных войск высадилась в центре пустыни Кызыл-Кум на территории недостроенного аэропорта г. Навои. Аэродром в советское время считался важным объектом инфраструктуры быстрорастущего золотопромышленного комплекса. Теперь аэродромом заинтересовались американские военные. До сих пор в Центральной Азии у них только две авиабазы: Ханабад в Узбекистане и Ганчи в Киргизии. Обе базы имеют свои недостатки.

В Ханабаде были найдены остатки советского химического оружия, а Ганчи, по сведениям некоторых источников, тоже не имеет долговременной перспективы, поскольку киргизский президент начал тяготиться присутствием американцев, лишь усиливающих политическую нестабильность в стране. Поэтому база в пустыне Кызыл-Кум представляется американцам наилучшим страховочным вариантом для сохранения своего военного присутствия в Центральной Азии.

Изучение аэродрома ведется американцами и шведами, первый этап работ уже закончен. По словам очевидцев, западные специалисты остались довольны объектом.

23 – 25 июня. Состоялся рабочий визит президента Киргизии А. Акаева в Китайскую Народную Республику.

Прошла двусторонняя встреча президента КР Аскара Акаева с председателем КНР Цзян Цзэминем, на которой были обсуждены экономические, политические и культурно-социальные аспекты киргизско-китайских отношений.

В ходе переговоров в Пекине было подтверждено окончательное урегулирование пограничного вопроса, подписан ряд документов, среди которых наиболее важным является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Такой договор до этого Китаем был подписан лишь с двумя странами - Россией и Монголией. Кроме того, было подписано, в частности, соглашение о безвозмездной помощи в размере 15 млн китайских юаней, предназначенной для поставки материальных ресурсов общего характера. Из этой суммы 5 млн будет направлено на проектирование транснациональной железной дороги, которая соединит Китай и Узбекистан по территории Киргизии.

25 июня. Председатель Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей Ли Пэн в Доме народных собраний КНР встретился с президентом Кыргызстана Аскаром Акаевым.

Начался процесс делимитации таджикско-узбекской границы. Как сказал Первый заместитель председателя Комитета по охране госграницы при Правительстве (КОГГ), начальник главного штаба погранвойск Нуралишо Назаров, в процессе определения линии госграницы участвует специальная комиссия во главе с секретарем Совета безопасности Амиркулом Азимовым. В состав комиссии также вошли специалисты Главного управления геодезии и картографии при Правительстве, КОГГ, МИД и представители других соответствующих ведомств. По словам Н.Назарова, делимитация началась с юга - Шахртузского района и в настоящее время проходит уже на территории Турсунзадевского района. Общая протяженность границы с Узбекистаном 1332,98 км.

Необходимость демаркации и делимитации таджикско-узбекской границы была вызвана тем, что в результате ее минирования узбекской стороной погибали мирные жители Таджикистана. По экспертным данным, за весь период после начала минирования Узбекистаном участков таджикско-узбекской границы, на минах подорвались более 60 мирных граждан Таджикистана, из них 34 погибли и 29 получили осколочные ранения.

25 июня. После перерыва процесс по делу экс-министра энергетики, индустрии и торговли Мухтара Аблязова возобновился в Верховном суде.

Прокурор Владимир Роот в течение пятнадцати минут зачитывал предъявляемое обвинение. Каждый эпизод совершенных, по утверждению следствия, преступлений был разложен по полочкам. По данным уголовного дела, "деятельность" Мухтара Аблязова на постах президента АО "KEGOС" и министра энергетики, индустрии и торговли причинила ущерб государству в размере 557 миллионов 665 тысяч 683 тенге. Ко всему прочему, как заявил прокурор, обвиняемый, уйдя с поста президента энергетической компании, не сдал мобильный телефон. И услуги связи ему оплачивались еще в течение восьми месяцев: наговорил за это время Аблязов на 439 тысяч 400 тенге.

Кроме этого, продолжил свое обвинение Владимир Роот, "вопреки законам "О государственной службе" и "О борьбе с коррупцией" Мухтар Аблязов продолжал заниматься предпринимательской деятельностью, используя ресурсы компании "KEGOС" и Экибастузской ГРЭС-2.

Выслушав речь государственного обвинителя, г-н Аблязов заявил, что вины своей не признает.

Судья в очередной раз объявил перерыв.

25 июня. Главы спецслужб России и Казахстана подписали протокол по информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности.

Протокол к соглашению о сотрудничестве между ФСБ и КНБ от 1992 года подписали директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) России Николай Патрушев и председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Нартай Дутбаев в Алма-Ате. Как сообщил Патрушев на брифинге, этот, 28-й по счету, протокол оговаривает вопросы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности спецслужб двух государств. "Каждый такой протокол развивает указанное соглашение и конкретизирует его. Необходимость подписания подобных протоколов диктуется самой жизнью", - подчеркнул он.

Глава ФСБ встретился с президентом республики Нурсултаном Назарбаевым и провел переговоры с Дутбаевым.

26 июня. Узбекистан не намерен выходить из региональной организации ГУУАМ. Об этом заявил в ходе телефонного разговора с главой МИД Украины Анатолием Зленко его узбекский коллега Абдулазиз Камилов. Как сообщили в пресс-службе украинского внешнеполитического ведомства, по словам Камилова, Узбекистан только приостановил свое участие в отдельных мероприятиях ГУУАМ.

Между тем, ранее Камилов официально подтвердил решение Ташкента выйти из ГУУАМ. Участие Узбекистана в этой организации, отметил он, было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества. Однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет, по его словам, достигнуто не было.

26 июня. В Узбекистане задержаны восемь активистов запрещенной экстремистской организации "Хизб-ут- Тахрир". Среди задержанных находятся непосредственные помощники одного из лидеров этой партии Рухитдина Абдуллаева. Самому Р.Абдуллаеву, который называет себя "амиром Ташкента" удалось скрыться. Правоохранительными органами Узбекистана в Ферганской долине неоднократно фиксировались факты распространения членами этой экстремистской организации листовок антиамериканского и антисемитского содержания.

27 июня. Министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров заявил, что на территории страны нет американского военного присутствия и Душанбе не подписывало никаких военных соглашений с США. Об этом глава таджикского внешнеполитического ведомства сказал, выступая с лекцией в Центре координации и мониторинга им. шейха Заеда в городе Абу-Даби. Министр подчеркнул, что у США нет военных баз в Таджикистане, который предоставил им лишь право посадки и заправки американских самолетов, перевозящих гуманитарную помощь в Афганистан. Назаров также отметил, что в переговорах с США Таджикистан исходил из национальных интересов и заинтересован в развитии сотрудничества с ними.

Гражданская война в Афганистане негативно сказывалась на ситуации в Таджикистане и что режим талибов представлял опасность, поскольку использовал территорию страны для транспортировки наркотиков, сказал министр иностранных дел. Он опроверг сообщения о том, что боевики организации "Аль-Каида" находятся в Таджикистане.

28 июня. Законодательное собрание парламента Киргизии одобрило предложенный правительством республики законопроект об амнистии для всех участников трагических событий на юге республики в марте нынешнего года. Тогда в результате столкновения местных жителей и представителей правоохранительных органов в Аксыйском районе пять человек погибли и еще десятки получили ранения.

По мнению премьер-министра республики Николая Танаева, закон станет тем шагом, который необходим для скорейшей стабилизации обстановки в стране. Руководство республики рассматривает принятие закона как "акт всеобщего прощения".

В настоящий момент обстановка на юге Киргизии остается напряженной. Несколько сотен участников демонстрации протеста, прибывших пешим маршем из Джалал-Абадской, области находятся на границе второго по величине города республики - Оша.

Правительство полагает, что "эти люди могут в любой момент войти в город и спровоцировать там массовые беспорядки". Еще около тысячи участников акций протеста остались в Джалал-Абаде и участвуют в пикетах перед зданием обладминистрации.

Митингующие требуют полного оправдания депутата Законодательного собрания парламента Киргизии Бекназарова.

Решением суда первой инстанции Бекназаров был осужден к одному году лишения свободы. С учетом отбытого срока предварительного заключения народный избранник был выпущен из-под стражи прямо в здании суда. Однако наличие судимости автоматически лишает Бекназарова права на депутатский мандат. Решение суда вызвало новую волну социальной напряженности.

28 июня. Участие главы МИД Узбекистана Абдулазиза Камилова в бакинской встрече министров иностранных дел стран, входящих в ГУУАМ, 2 июля остается под вопросом. Об этом сообщил руководитель Управления информации азербайджанского МИД Габиль Кочарли.

При этом он подчеркнул, что Баку "пригласил и ожидает" узбекскую делегацию, но пока официального подтверждения от Ташкента не получено. Дипломат также отметил, что Узбекистан заявил не о выходе из ГУУАМ, а лишь поставил вопрос "о целесообразности пребывания" в этой организации. По словам Кочарли, основным вопросом встречи станет подготовка к саммиту глав государств ГУУАМ, который планируется провести в конце июля в Ялте.

28 июня. Министерство обороны Киргизии намерено провести переобучению армейских подразделений республики с целью создания "горной армии". Как сообщили в Минобороны Киргизии, основной задачей при создании на базе вооруженных сил республики "горной", или как ее еще называют "альпийской", армии, будет формирование навыков ведения военных действий в условиях высокогорья.

С 1 июля, в ходе летних учений, военнослужащие всех подразделений киргизской армии будут осваивать основы противодействия мелким диверсионным группам и крупным отрядам противника в горных условиях.

28 июня. До конца 2002 года Киргизия получит от России военно-техническую помощь на сумму 6 млн сомов (1 дол. - 46,5 сома). Об этом заявил на брифинге министр обороны Киргизии Эсен Топоев.

При этом он подчеркнул, что "высокий уровень киргизско-российского военного сотрудничества подтвержден в ходе недавнего официального визита в Бишкек министра обороны России Сергея Иванова".

По словам Топоева, российская сторона оказывает существенную помощь, в частности, войскам ПВО Киргизии, которые входят в состав Объединенной системы ПВО стран СНГ, помогает готовить кадры для Вооруженных сил республики.


ТУРКМЕНИЯ



«Гундогар»,
17 июня 2002

Экс-глава КНБ Туркмении Назаров и его замы сознались, раскаялись и осуждены

Марат Шамаев (Ашхабад)

Ниязовский суд - самый скорый суд в мире. В Ашхабаде завершился процесс над тремя высокопоставленными чиновниками КНБ

Сегодня, 15 июня 2002 года, около 15 часов местного времени в Ашхабаде завершился суд над тремя высокопоставленными чиновниками Комитета Национальной Безопасности Туркменистана (КНБ): председателем М. Назаровым и двумя его заместителями Х. Какаевым и А. Аллакулиевым. Судья Эргешев 4 часа скороговоркой зачитывал приговор. Битком набитый зал бывшего городского суда вместил всего 65 человек, большинство из которых были родственниками тех, кто сидел в охраняемой клетке. В общей сложности трое обвиняемых получили 58 лет строго режима: Назаров и Какаев по 20 лет, из которых первые 3 они проведут в тюрьме, Аллакулиев – 18 лет. Имущество приговоренных будет конфисковано и обращено в доход государства.

Итак, завершен самый, пожалуй, громкий процесс в истории современного независимого Туркменистана. Всего два месяца потребовались следствию, чтобы собрать доказательства, а суду – чтобы провести судебное расследование, выслушать все участвующие в процессе стороны, исследовать собранные следствием доказательства по десяткам весьма сложных эпизодов, изучить показания свидетелей, пострадавших и обвиняемых. Назвать такие скорости космическими – значит оскорбить космос: там движутся медленнее, потому что боятся сделать что-нибудь не так. Туркменские судьи никого и ничего не боятся – ни Бога, ни Совести, ни Правосудия, потому что знают, кто заказал музыку для этого процесса: большие уши отца уродливой туркменской "демократии", автора сборника банальностей и чужих мыслей под названием "Рухнама" видны невооруженным глазом. Возмущение ниязовское "правосудие" вызывает и тем, что сегодня десятки граждан Туркменистана по ложным обвинениям приговорены к 25 годам лишения свободы, а реальные убийцы, насильники, мошенники и государственные преступники получили меньшее наказание. Но всем ясно, что туркменские судьи выносят приговоры не в результате собственных решений, а по указанию лично С. Ниязова – кого и на какой срок отправить за решетку.

За что же судили КНБ-шников? За организацию преступной группировки, на счету которой взятки, издевательства над людьми, убийства задержанных и подследственных. В ходе процесса выяснилось, что в эту группу были вовлечены все руководители велаятских и городских управлений, десятки людей в погонах. Все они (около 60 человек) освобождены от своих должностей, лишены всех воинских званий и привилегий, они сидят за решеткой и ждут суда Есть и другие – точное число их неизвестно, которых пока "посадили" на подписку о невыезде, и которые фактически ждут ареста со дня на день.

В ходе судебного заседания рассматривались несколько эпизодов, которые как нельзя лучше характеризуют деятельность КНБ-шников назаровского призыва. К примеру, жил да был в Ашхабаде человек, работал в болгарской фирме и на свою беду ездил на Мерседесе Е-280. На свою беду, потому что приглянулся тот Мерседес господину Назарову. Человек он понятно при государственной должности, зарплата небольшая, следовательно купить такую машину он не может, но именно в силу своей должности может отобрать. Что и было сделано. Для начала сфабриковали дело против некого Мурадова, заставили того войти в контакт с хозяином Мерседеса, запугали всех и каждого, в результате чего машина была "добровольно" подарена государству, а там и перешла в собственность снохи Назарова за символическую сумму в 1.500 долларов, что составляло, в лучшем случае, 5 процентов от реальной стоимости автомобиля. Аналогичных эпизодов в деле немало – и про шикарный японский автомобиль "Лексус" и про взятки в 20 – 50 тысяч долларов, и про различные материальные ценности, дома и квартиры и прочее и прочее и прочее. Из всего объявленного на процессе выстраивалась стройная картина умелого грабежа народа под звездно-зеленым государственным флагом. Впрочем, запредельные скорости следствия и суда не позволяли увязать начала и концы многих эпизодов, на что весьма убедительно указывали адвокаты подсудимых. Однако мнение защиты, естественно, не волновало судью Эргешева и прокурора Назарова (однофамильца главного подсудимого). Для них было важно быстро, как только возможно, завершить процесс. Тем более, что вне следствия остались десятки фактов диких преступлений, совершенных ниязовским режимом руками спецслужбистов. Среди примеров: убийство в тюремной камере Хошалы Гараева, убийство известного туркменского спортсмена Ильмурада Мурадова, незаконные аресты, издевательства и пытки граждан Ирана, России, Турции, Афганистана, Турции, Армении, Азербайджана в следственном изоляторе КНБ Туркменистана. И вот тут-то наступает самое интересное.

Присутствующие обратили внимание на то, как уверенно выглядели подсудимые в своей клетке – ни следов тюремного утомления (все-таки два месяца за решеткой в туркменской тюрьме, которую никто не назовет курортом), ни следов пыток или истязаний. Независимые наблюдатели сошлись во мнении, что власти нашли компромисс с обвиняемыми, или, проще говоря, заключили сделку. Власти обещали КНБ-шникам сохранить жизнь и выпустить их, спустя время, которое понадобится, чтобы стихли страсти вокруг процесса. А обвиняемые, в свою очередь, взяли на себя обязательства не разглашать самое страшное и, разумеется, самое неприятное для писателя-рухнамиста президента Ниязова.

Что же страшно для творца самого "великого" произведения в истории туркменской литературы, да впрочем и Истории Туркмении во все времена?

Во-первых то, что по его прямому указанию КНБ арестовывал, пытал и сводил в могилу неугодных лично Ниязову граждан Туркмении.

Во-вторых то, что по прямому указанию и при полном контроле со стороны Ниязова КНБ организовал международный наркотрафик из Афганистана через территорию Туркмении в Россию и Европу. Именно этот транзит многократно увеличил личное состояние Ниязова, хранящееся в западных банках.

В третьих то, что КНБ курировал личные контакты Ниязова с наркобаронами из "Талибана" и другими преступными афганскими элементами, продавал им оружие и горючее, вместе с ними разрабатывал различные козни и каверзы против цивилизованного мира.

В-четвертых то, что именно КНБ организовывал и прикрывал контакты Ниязова с Аль-Каидой и другими бандитами и террористами, которые получали от Ниязова через КНБ оружие, технику и амуницию, легальные документы и многое другое.

Есть и в-пятых, и в-шестых, и в-десятых. Многое есть из того, чего бы не хотелось вытаскивать на свет Божий творцу Рухнамы. Однако мы надеемся, что мировое сообщество не удовлетворится скорым приговором покладистым КНБ-шникам и заставит настоящий, а не ангажированный суд разобраться и с реальными преступлениями сегодняшних обитателей клетки в ашхабадском суде, и с теми, кто попадет в эту клетку в ближайшие дни, а самое главное – с их вдохновителем и куратором Ниязовым.

Подавляющее большинство туркмен надеются дожить до того дня, когда в этой клетке будет сидеть сам Ниязов. И пусть поможет ему тогда его "Рухнама" - объяснять, как организовывал он геноцид против своего народа, как довел миллионы людей до крайней нищеты и бесправия, как надругался над историей и предками туркмен.

Скорый суд над КНБ-шниками является показателем паники, которой охвачен сегодня Ниязов. Горит земля под ногами у Великого Сапармурада Туркменбаши – Пророка, маршала и лауреата премии имени Альберта Швейцера. Горят его портреты как предупреждение ему.




"Гундогар".,
21 июня 2002

Гуманитарные акции и героиновый транзит.

Амангельды Эсенов (Ашхабад).

Похоже, что известные факты "разоблачений" - это только верхушка айсберга криминализации госструктур в Туркменистане. По мнению большинства международных экспертов, описанная критическая ситуация с наркотиками в Туркменистане во многом вытекает из действий самого президента С. Ниязова, юридическая некомпетентность которого связала "по рукам и ногам" правовую и оперативную деятельность правоохранительных органов. Как известно, августовским указом 2000 года Туркменбаши силовым структурам республики было запрещено проводить любые обыски в домах туркменских граждан без санкции специальной комиссии, подчиняющейся непосредственно президенту. Согласно негласному указанию Туркменбаши, хранение 5 граммов опия не должно преследоваться законом.

Подобные псевдодемократические нововведения уже привели к тому, что наркоторговцы безбоязненно хранят в своих домах крупные партии наркотических веществ. За истекшие 10 месяцев 2001 г. отмечено резкое снижение количества возбужденных уголовных дел по совершаемым преступлениям.

Свою негативную лепту в нарко- и криминогенную ситуацию в целом вносит и применяемая Туркменбаши порочная практика регулярного амнистирования преступников. В 1997 году президентом Туркменистана были помилованы 2065 осужденных наркоманов и торговцев наркотиков, в том числе 222 преступника, приговоренных к смертной казни, которым высшую меру наказания заменили 10-15 годами тюрьмы. В 1998-99 годах в Туркменистане за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, были приговорены к высшей мере наказания 180 человек, однако в связи с введением моратория на смертную казнь, мера наказания была изменена на длительные сроки лишения свободы.

Ситуация вокруг транзита наркотиков усугубляется увеличением объемов внутреннего производства и употребления наркотиков. По мнению экспертов Комиссии по наркотикам ООН, это, в первую очередь, вызвано постоянно ухудшающимся материальным положением населения Туркменистана, особенно в приграничных районах, и уже привело к тому, что производство и торговля наркотиками стали единственным средством к существованию, как в соседнем Афганистане.

В настоящее время на территории Лебапского и Дашогузского велаятов растет безработица. Только в 2001 году в данных велаятах количество безработных возросло в 2 раза. Многие жители для того, чтобы просто прокормить свои семьи, вынуждены заниматься наркобизнесом. В крупных колхозах приграничного с Афганистаном Тагтабазарского этрапа почти все работоспособные мужчины были осуждены за употребление или за торговлю наркотиками (к примеру – колхоз имени "Кирова").

В некоторых сельских хозяйствах Лебапского велаята выращивается конопля, которая с "легкой руки" С. Ниязова, не считается наркотиком, а ее употребление, по его словам, является "национальной традицией народа". Подобное отношение к проблеме наркомании привело к тому, что "легкие" наркотики употребляют даже некоторые чиновники районного, областного и республиканского уровней.

Наркомания получает широкое распространение среди туркменской молодежи, подавляющая часть которой находится в наркотической зависимости. В некоторых регионах этот показатель достигает 80%. Участились случаи пристрастия к наркотикам и среди старшеклассников общеобразовательных учреждений Туркменистана, женщин и даже детей. При этом порядка 70% туркменских наркоманов отдают предпочтение "тяжелым" наркотикам опийного ряда, фабричному героину, доставляемому из Афганистана и Пакистана. По словам сотрудников системы здравоохранения, теперь наркоманы начали применять наркотики внутривенно даже в отдаленных населенных пунктах страны и число сторонников такого способа употребления наркотиков, несвойственного для туркменских наркоманов, увеличивается.

По данным Минздравмедпрома Туркменистана, число зарегистрированных лиц с впервые установленным диагнозом "наркомания" выросло в 1996 году почти на 55%, а в 1997 году - на 138%. К 1 января 1998 года на учете состояло 5809 человек, регулярно употребляющих наркотики. К сегодняшнему дню эта цифра значительно выросла. К тому же, многие наркоманы уклоняются от медицинской помощи и не учитываются статистикой.

Фактически, выразив официальную готовность присоединиться к поясу безопасности и другим мерам по борьбе с наркотрафиком, туркменские власти на деле почти ничего не предпринимают в этом направлении. Их участие во всех совместных акциях по сдерживанию распространения наркотиков, по мнению ООН, зачастую номинально. Однако участие властей Туркменистана в осуществлении политических и криминальных интересов движения "Талибан" номинальным назвать никак нельзя. Вряд ли "отец туркменов", дотошно вникающий в тончайшие вопросы туркменской культуры, закрывающий театры и библиотеки, устанавливающий "государственный калым" на собственных гражданок, не понимал, что его участие в талибском наркобизнесе имело не только коммерческое или криминальное, но и международно-политическое значение.


УЗБЕКИСТАН



Правда Ру.,
17 июня 2002

ГУАМ с одной "У". Тихая и бесславная смерть пафосного проекта

Олег Артюков

Пока в Японии и Корее проходит чемпионат мира, политическая жизнь на просторах бывшего Советского Союза продолжает бить ключом. Похоже, что страны бывшего СССР вступают в новую фазу межгосударственных отношений – процессы интеграции и дезинтеграции идут полным ходом. Вот и еще одна организация начинает постепенно разваливаться. Узбекистан заявил о том, что покидает ГУУАМ.

А ведь руководство государств, входящих в эту организацию, первоначально возлагало на ГУУАМ большие надежды. Многие эксперты считали, что ГУУАМ – это альтернатива СНГ, причем без участия России. Стремление противодействовать российскому влиянию, в общем-то, и послужило тем фундаментом, на котором ГУУАМ создавалась.

Организация была создана 10 октября 1997 года, во время саммита Совета Европы в Страсбурге. Первоначально она называлась ГУАМ, ибо в нее вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Узбекистан присоединился к четверке бывших советских республик только в апреле 1999 года, на Вашингтонском саммите НАТО. Тогда организация и получила свое нынешнее название.

Надо отметить, что создание нового "политико-консультативного форума" было горячо поддержано Вашингтоном. Это и неудивительно, ведь одной из целей ГУУАМ было провозглашено стремление к максимально тесному сближению с НАТО. Белый дом выразил готовность поддержать ГУУАМ и материально. Правда, трудно сказать, насколько щедрой была заокеанская помощь. Но Госдепартамент периодически выделял средства "на развитие организации". Так, в октябре 2000 года, на эти цели было выделено 45 млн. долларов.

Впрочем, по всей видимости, эта помощь расходовалась крайне неэффективно. Во всяком случае, декларировавшееся создателями ГУУАМ взаимодействие в экономической и политической сфере так и осталось на бумаге. Попытки придать развитию ГУУАМ импульс окончились безрезультатно, хотя на Ялтинском саммите глав государств этой организации в 2001 году ей был придан международный статус, который был зафиксирован в так называемой Ялтинской хартии.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов , подтвердив сегодня выход своей страны из ГУУАМ отметил, что участие Узбекистана в ГУУАМ было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества. Однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет участия, как сказал министр, достигнуто не было.

"По всей видимости, достижению эффективного уровня интеграции должны предшествовать решения важных межгосударственных и внутренних вопросов, создание широкой и разносторонней базы двустороннего сотрудничества", - сказал глава МИД.

С учетом этих соображений, пояснил он, Узбекистан на данном этапе "не видит рациональности своего дальнейшего участия в мероприятиях ГУУАМ и намерен сосредоточиться на развитии дружественных и взаимовыгодных двусторонних отношений с Азербайджаном, Грузией, Украиной и Молдавией".

Слова министра о развитии "двусторонних отношений" весьма показательны. Похоже, что государства бывшего СССР, разочаровавшись в различных многосторонних организациях, вроде СНГ или ГУУАМ, начинают делать ставку именно на развитие двусторонних связей. И Россия, кстати говоря, в первую очередь. Взять хотя бы недавнее двустороннее соглашение с Казахстаном о начале совместной разработки нефтегазовых месторождений на Каспии. Хотя, с другой стороны, окончательно идея многосторонних организаций не похоронена. Достаточно вспомнить ШОС, ЕврАзЭс, Организацию Договора о коллективной безопасности… Хотя, в принципе, в этих организациях принимают участие далеко не все страны бывшего СССР. И развитие двусторонних отношений имеет смысл практически для каждого государства.

Еще одна любопытная деталь. 14 июня в Узбекистан прибыл с визитом заместитель Госсекретаря США по странам Европы и Азии Лин Паско. Американский дипломат уже встретился с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым. При этом Лин Паско не уставал повторять, что Соединенные Штаты придают огромное значение сотрудничеству с Узбекистаном и ценят его помощь в борьбе с терроризмом. Такая признательность стоит десяти ГУУАМов вместе взятых…

Будущее ГУУАМ, точнее сказать, ГУАМ теперь вполне определенно. Эта организация, появившаяся на свет с такой помпой, тихо и бесславно умрет. Хотя нельзя исключать того, что на ее месте появится какая-то другая организация. Вот только будет ли она более долговечной?




GazetaSNG.ru.,
26 июня 2002

Узбекские капризы, или сколько букв в ГУ(У)АМ?

Анатолий Волк

Стамбульский саммит Черноморского экономического сотрудничества преподнес сенсацию – Узбекистан объявил, что не намерен выходить из Г(У)УАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Напомним, что 13 июня министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил о выходе Ташкента из этой организации по экономическим причинам. Тогда Камилов сказал буквально следующее: «Участие Узбекистана в ГУУАМ было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества, однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет достигнуто не было. Поэтому на данном этапе Ташкент считает нерациональным участвовать в мероприятиях ГУУАМ и намерен сосредоточиться на развитии дружественных и двусторонних отношений с Азербайджаном, Грузией, Украиной и Молдавией». Теперь в Ташкенте утверждают, что весь мир ошибался, считая, что Абдулазиз Камилов заявил о выходе из ГУУАМ. Как сообщает немецкая радиостанция Deutsche Welle со ссылкой на высокопоставленного источника во внешнеполитическом ведомстве Узбекистана, «Ташкент на данном этапе лишь приостановил свое участие в мероприятиях организации, но продолжает внимательно следить за событиями внутри ГУУАМ».

Нетрудно предположить, какой фактор повлиял на молниеносную в мировом масштабе перемену решения узбекских властей. Видимо, решившись отказаться от участия в ГУУАМ, Ташкент все же забыл посоветоваться с Вашингтоном. Ведь не прошло и двух дней с момента «отречения» Узбекистана от этой организации, как Госдеп США поставил Ташкенту на вид его единоличное решение, выразив надежду, что власти этой центральноазиатской страны пересмотрят свое решение. Вдобавок ко всему в Узбекистане в те дни находился помощник замгоссекретаря Линн Паско, который, видимо, пообещал финансовую помощь Узбекистану как члену ГУУАМ.

Таким образом, представляется, что решение о своем втором присоединении к ГУАМ Ташкент принял давно, но решился озвучить только в Стамбуле, да и то не полуофициальном уровне. Узбекские власти справедливо рассудили, что за важностью юбилейного мероприятия на высшем уровне, на которое съехались президенты, главы правительств и министры иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), будет не так заметна их оплошность.

Что же касается самого саммита ОЧЭС, то 24 июня этой организации, куда входят Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина, исполнилось 10 лет. Итогом встречи в верхах стала декларация "Десять лет сотрудничества и развития: взгляд в будущее", под которой поставили свои подписи главы государств и правительств. В документе, в частности, отмечается, что "деятельность ОЧЭС отвечает интересам дальнейшей интеграции в экономических и социальных областях при новых возможностях и вызовах нашего времени".


КИРГИЗИЯ



"Слово Кыргызстана".,
18 июня 2002

Центральноазиатское экономическое сотрудничество - бумаги, бумаги и... декларации.

Б. Кылычбеков

Возможно, и покажется, что в этих строках - совершенно очевидные, действительно "ликбезовские" размышления. И все-таки...

Нормальное функционирование любого государства обеспечивается не только -наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов. На основе международного разделения труда усиливаются интернационализация и глобализация экономики в результате действия двух групп факторов: интеграционных (через сближение национальных хозяйств) и транснациональных (через создание межнациональных производственных комплексов).

Наибольшее развитие международные процессы получили в Западной Европе (Европейский союз - ЕС) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА), в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Тихоокеанское общество, в Евразии - СНГ.

Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства, появился механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союзы), так и увеличением числа участников до 15 стран. К настоящему времени ЕС практически завершил создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, принял единую валюту евро.

Единое экономическое пространство бывшего СССР представляло собой жесткую замкнутую систему, во многом базировавшуюся на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на нужды друг друга. Распад Советского Союза повлек за собой процесс разрушения экономических связей между бывшими союзными республиками, который продолжается до сих пор. В результате единое экономическое пространство распалось, появились таможенные границы. Однако

одновременно во многих из этих стран, в том числе и в нашем Кыргызстане, нарастает контр тенденция - стремление к более тесному экономическому сотрудничеству. Но пока ощутимого результата нет. Создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а также Центральноазиатское сообщество (ЦАЭС). В марте текущего года ЦАЭС преобразовано в ЦАС - Организацию центральноазиатского сотрудничества.

Задача ЦАС - экономическое сближение и взаимодействие входящих стран на региональном уровне, формирование крупных региональных и интеграционных структур.

Увы, пока, кроме многочисленных деклараций, дело дальше не шло. Бумаги, бумаги и очень мало прагматических шагов.

Отдельные интеграционные процессы между Россией и Кыргызстаном протекают здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны государственным и межгосударственным регулированием. Так, рамках кыргызско – российско - казахского СП в 2002 году планируется начать строительств комбината по переработке оксидов урана в месторождении, Заречное. Цель - доведение мощностей переработки ура новых концентратов. На основе новейших российских технологий идут работы по созданию СП на бывшем заводе физприборов, на заводе ЭВМ АО "Жанар".

В системе машиностроения и металлообработки Кыргызстана насчитывается всего 126 предприятий, в том числе 32 крупных. Главной особенностью отрасли является ее полная зависимость от внешней сырьевой базы, рынков сбыта продукции и за много лет сложившихся кооперацмонных связей с предприятиями СНГ, особенно с Российской Федерацией. Все эти предприятия нуждаются в восстановлении экономических связей с Россией. Пока же большинство из них простаивают.

Кыргызстану, чтобы осуществить экономический подъем, необходимо взаимное сближение национальных экономических интересов, соблюдение определенных норм функционирования мировой экономики. Внешние экономические связи могут содействовать расширению и модернизации материально-вещественной части фонда накопления, а также смягчению экономических и социальных диспропорций.

Бывшие советские республики являются главными экономическими и политическими партнерами Кыргызстана, перспективы развития республики во многом определяются тем, как будут складываться его отношения именно с этой группой стран, и прежде всего с Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Помимо этого, мощными интегрирующими факторами являются сложившиеся на протяжении многих лет совместные взаимодействия производственной и социальной инфраструктуры, языковая общность, единство научно-исследовательской сферы и информационной системы.

Из-за отсутствия" интеграции с другими странами современный Кыргызстан остается периферией мирового хозяйства, исполняя роль поставщика сырья, дешевой рабочей силы и емкого рынка товаров, производимых другими странами.

На состояние нашего экономического роста оказывает отрицательное воздействие ряд рыночных факторов. Вот некоторые из них: монотоварная экономика (в основном - сырье); зависимость от экспорта необработанного сырья; снижение мировых цен на сырье; рост цен на новую техническую продукцию развитых стран; рост цен на транспортировку грузов и т.д.

Влияние этих факторов на финансовое состояние республики подтверждается многочисленными аргументами. Так, в 2001 году Кыргызстан экспортировал 29,8 тысячи тонн табачного листа на 25,6 миллиона долларов. Это на 3,2 тысячи тонн больше, чем в 2000 году. При этом, несмотря на количественный рост экспортных поставок, в денежном эквиваленте он сократился на 4,6 миллиона долларов из-за снижения закупочных цен на табак. Такое же снижение цен произошло на хлопок-сырец и на лук.

И вот о какой закономерности надо помнить. С падением мировых цен на сырье сохраняющееся построение мировой экономической системы дает односторонние преимущества ведущим странам, а наиболее слабые участники не могут обеспечить защиту своих интересов. Вот это-то и происходит с нашей республикой. Кыргызстанские хлопкоробы в прошлую осень вначале продавали хлопок по 10 сомов, потом - по 6-7 сомов за килограмм, что в шесть раз ниже мировой цены! И не смогли окупить все затраты и расходы по выращиванию хлопка. Частично материальные потери были компенсированы правительством. Но так или иначе, в экспорте республики хлопок принес убытки.

Кыргызстан - маленькая страна, объем ее материальной потребности невелик. Углубленная экономическая интеграция с Россией, Казахстаном, Узбекистаном позволяла бы эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, улучшить экономику, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Казалось бы, очевидное резюме. Но беда в том, что многие планируемые намерения вязнут чаще всего в трясине голых деклараций.




EurasiaNet,
28 июня 2002

Свой вклад в волнения на Юге Кыргызстана вносят  и этнические узбеки

Алишер Хамидов

Пока сторонники депутата Азимбека Бекназарова проводили 24 июня демонстрацию перед зданием областного суда Джалал-Абада, а милиция днем позже блокировала центр Оша, стремясь не допустить туда демонстрантов, определенная часть киргизского общества проводила в жизнь свою собственную программу. Все более настойчивые требования политических прав и представительства в новом киргизском правительстве выдвигают этнические узбеки. Среди прочего они добиваются изменений в конституции и придания узбекскому языку, наравне с киргизским, статус государственного. Однако администрация президента Аскара Акаева относится к этим требованиям настороженно, опасаясь, что консолидация узбекского населения приведет к претензиям на автономию и эскалации этнической напряженности на юге Кыргызстана, где в некоторых районах узбеков в два раза больше, чем киргизов.

Напряженность на юге, где столкновения между демонстрантами и милицией привели в конце марта к смерти пятерых гражданских лиц, достигла такой остроты, что Акаев предложил обсудить этот вопрос на чрезвычайной сессии парламента. Когда появились сообщения о том, что демонстранты отнесутся с недоверием к любым решениям, принятым на этой сессии, законодатели отложили рассмотрение вопроса об амнистии в отношении участников беспорядков. Губернатор Ошской области Накен Касиев, обещая передать требования демонстрантов Акаеву, убедил примерно 1000 демонстрантов держаться 26 июня подальше от Оша. Однако участники марша заявили, что будут брать город штурмом в день рассмотрения судом апелляции, поданной Бекназаровым.

Между тем 20 июня пятая ежегодная конференция этнических узбеков южного Кыргызстана выступила со своим собственным заявлением. 300 делегатов конференции потребовали более пропорционального представительства этнических меньшинств в различных сферах экономической и политической жизни. Делегаты от различных районов Ошской и Джалал-Абадской областей призвали власти придать узбекскому языку статус государственного и включить большее количество узбеков в судебные, законодательные и правоохранительные структуры. Они потребовали также государственной поддержки культурных и образовательных программ для узбекского меньшинства.

По некоторым неофициальным оценкам, узбеки составляют 20 процентов от 4,5-миллионного населения Кыргызстана и сосредоточены в основном на юге страны. Однако их роль в политических и экономических процессах весьма незначительна, и они все чаще вовлекаются в деятельность запрещенных религиозных группировок, таких, как Хизб ут-Тахрир. Немногие узбеки преуспели в качестве предпринимателей. Большинство сталкивается с суровой экономической действительностью. Это объясняет, почему многие этнические узбеки обеспокоены состоянием национальной культуры. Преследование властями Узбекистана боевиков-исламистов крайне затруднило переход ими киргизско-узбекской границы, особенно в Ферганской долине. А принятие в 1993 г. Узбекистаном латиницы отрезало этнических узбеков в Кыргызстане, использующих кириллицу, от национального культурного наследия. Узбекские школы в Кыргызстане постоянно жалуются на недостаток учебников на узбекском языке. Несмотря на работу в Оше Киргизско-Узбекского университета, учрежденного совместно двумя государствами и ведущего преподавание на узбекском языке, многие считают его деятельность недостаточной. "Вклад ОшКУУ (Ошского Киргизско-Узбекского университета) всего лишь капля в море", – сказал житель Оша Акимжан Тохтамурадов. Поскольку русский язык в 2000 г. получил статус государственного, при том что русские составляют всего 12,5% населения, этнические узбеки считают себя вправе настаивать на своих требованиях. "По конституции все граждане Кыргызстана равны, независимо от расы, национальности и языка, – сказал участник Узбекской национальной конференции Сохиб Назиров. – Мы родились в Кыргызстане. Это дом наших предков, это наш дом, и это дом наших детей".

В ситуации, когда правительство остро реагирует на любые признаки беспорядков, сказал Назиров корреспонденту EurasiaNet, многие этнические узбеки, входящие в интеллектуальную и деловую элиту страны, были крайне обескуражены, увидев в составе нового правительства всего одного узбека – заместителя министра регионального развития Бахтияра Фаттахова. Местные СМИ сообщают, что узбекские общины обеспечивают сторонников Бекназарова пропитанием и крышей над головой, а некоторые наблюдатели видели узбеков среди участников марша. Граждане южных областей говорят, что большинство узбеков тайно симпатизируют демонстрантам, требующим повышения жизненного уровня и прекращения коррупции.

По словам источника в правительстве, пожелавшего остаться неназванным, обращение узбеков вызвало в Бишкеке волну подозрений. 24 июня премьер-министр Николай Танаев сказал журналистам, что правительство решило оказать социальную и экономическую помощь узбекскому населению. Однако он подчеркнул, что эта помощь, вероятно, не сможет удовлетворить "амбициозных требований", – сообщило агентство "Кабар". Некоторые местные эксперты сомневаются, что Акаев располагает политической волей и экономическими средствами для того, чтобы помочь узбекам, и подозревают, что он склонен рассматривать их как источник угрозы.

Источник в киргизском правительстве сказал корреспонденту EurasiaNet, что по мнению некоторых киргизских чиновников, предоставление узбекам больших прав приведет к новым требованиям, в том числе долго державшимся под спудом претензиям на автономию и присоединение к Узбекистану. Эти опасения продолжают составлять важный фактор киргизской политики после мятежей, прошедших в 1990 г. В 1999 г. группа киргизских законодателей предложила законопроект, запрещающий набор этнических узбеков в киргизскую армию.

Несколько лет назад Акаев попытался заглушить взрыв этнических чувств, объявив Кыргызстан "общим домом". Некоторые наблюдатели на юге считают, что правительство стремится помешать объединению узбеков, ведя отсчет с середины 1990-х годов, когда Узбекский национально-культурных центр раскололся на две отдельных организации. По словам источника в правительстве, после того, как некоторые демонстранты в Аксыйском районе начали требовать автономии, киргизская элита забила тревогу. Государственный секретарь Осмонакун Ибраимов сказал на чрезвычайной сессии парламента, что некоторые жители юга даже требуют аннексии Аксыйского района Узбекистаном, – сообщил 23 июня оппозиционный еженедельник "Моя столица – Новости".

Все это оправдывает худшие ожидания правительства. Мэр Оша Жанторо Сатыбалдиев, комментируя свое решение отказать демонстрантам в удовлетворении их требований, предупредил местных журналистов о возможности более серьезных угроз. "На горизонте появились колонны конфронтационных сил, которые могут вызвать дестабилизацию области, – сказал он. – В этом свете мы не должны забывать об этническом факторе, который способен привести к трагическим последствиям".


КАЗАХСТАН



Gazeta.kz,
19 июня 2002

Убывание профессионально-кадрового ресурса. Почему снижается качество населения Казахстана

Александр Лебедев

Ни общество, ни государство пока не смогли решить профессионально-кадровую проблему экономики

Когда отечественные экономисты и, особенно, политики, оценивают потенциальные возможности Казахстана для стабильного экономического роста они, как правило, сразу после природно-сырьевых ресурсов говорят о высоком профессионализме населения, его хорошей образованности.

Первое утверждение вопросов не вызывает. В отличие от второго. Особенно актуально взглянуть на состояние образованности населения страны накануне очередной волны поступления в вузы.

Проблема профессионального уровня населения складывается из двух составляющих: того, что есть в наличии, то есть, профессиональных ресурсов нынешних взрослых поколений, и формирующейся смене им. С первым все вроде бы более менее благополучно: известно, что в советское время образование и высшее, и средне-специальное, были достаточно не плохи, и тем, советским, заделом можно продержаться еще пару десятилетий. Но это в теории. На практике же ситуация уже сейчас очень сложна.

Директора машиностроительных, деревообрабатывающих, текстильных и многих других предприятий говорят о нехватке квалифицированных работников, от высоких инженерных должностей, до простых, но квалифицироаванных рабочих. Года три назад, до того, как промышленность начала слегка оживать, всем казалось, что только начнется это оживление, и все, кто ушел в 90-е годы с производства на барахолки, потянутся назад. Но оказалось, что возвращаться уже особо некому - многие уехали из страны, кто-то вышел на пенсию, кто-то утратил прежние навыки за годы стояния за прилавком. Сейчас проблема квалифицированных кадров для производства становится не менее острой, чем чуть раньше - доступ к дешевым банковским кредитам. Об этом говорят на заседаниях различных промышленных ассоциаций, но результатов пока мало. И тут надо назвать вещи своими именами: очевидно, что былой профессиональный ресурс страной в целом утрачен. При чем это характерно не только для производства, но и для проектной сферы. Типичный пример: в одном из некогда ведущих, союзного уровня, проектных институтов в сфере энергетики, от коллектива в несколько сот человек остались едва пятьдесят. Средний возраст сотрудников - тоже за пятьдесят, моложе 35 нет ни одного.

Так же и во многих сферах науки (исключая, наверное, гуманитарные). Например, год назад казахстанский географ, ученый с мировым именем, заметил в прессе, что "за спиной нашего поколения - пустота". Что же удивляться, что о возможной проблеме сокращения зерноводческих регионов Казахстана из-за изменений климата мы узнаем от американских ученых!

Пока еще специалисты из Казахстана, авиаторы, программисты, строители, инженеры различного профиля, энергетики, геологи, пользуются спросом в различных странах мира, работая там по контрактам (не говорим сейчас о тем, кто уехал в эти страны навсегда). Но при сохранении нынешних тенденций уже достаточно скоро замаячит обратная перспектива, вот только смогут ли отечественные работодатели оплачивать недешевый труд импортных специалистов на наших производствах? Выход из нынешней ситуации, конечно, есть. Последние пару лет показали, что казахстанское производство в перерабатывающей сфере может возродиться и делает это, хотя и не "семимильными" шагами, а постепенно. Именно в этой постепенности для страны выход из кадрового кризиса: есть время обучить и подготовить смену нынешним специалистам. Но здесь во весь рост встает другая важнейшая сегодняшняя проблема профессионального ресурса казахстанского общества.

В прошлом году на одно место на юридических факультетах претендовали более двухсот человек, на экономических более сотни. Такая картина повторяется из года в год уже десять лет. В то время как на специальность радиотехника пару лет назад конкурс был 0,2 человека на место, на агрономов и ряд технических специальностей в среднем не превышал 1 человека. Даже те специальности, что связаны с нефтедобычей и горным делом, столпами казахстанской экономики, не так популярны у молодежи, как юриспруденция и экономика. По специальностям, связанным с деревообработкой, в год по всей республике выпускается несколько десятков специалистов. К этому можно добывать, что в отличие от юридических и гуманитарных, в Казахстане не открыто ни одного частного технического вуза!

Общество стоит перед угрозой полного развала своей профессионально-кадровой структуры, экономические и социальные последствия от которой сейчас в полной мере просчитать невозможно, но они будут очень велики. заниматься исправлением ситуации уже сейчас должно государство через специальные программы, гранты, через формирование позитивного отношения к определенным профессиям. Насколько же готово к этому само общество, покажет ближайшее время через количество абитуриентов на различные специальности.




Навигатор,
25 июня 2002

Старший жуз казахов, как «Троянский конь»...замедленного действия

Казис Тогузбаев

 

 «Когда надо сделать выбор между порядочным человеком и мерзавцем, я выбираю последнего,

ибо ему можно поручить любое дело». (Никколо Маккиавели).

«Не родись красивым, а родись в Старшем жузе». (Современная казахстанская пословица).

Казахстанские власти без устали утверждают о сбалансированности проводимой ими национальной политики. В ответ на это их оппоненты называют цифру до двух с половиной миллиона русскоязычного населения, вынужденного покинуть Казахстан в результате проводимой властями именно подобной "сбалансированной" национальной политики, которая, на взгляд оппозиции, является попросту националистической, а еще точнее, этнократической, что дает основание называть казахстанские власти казахской властью. Логическую корректность последнего определения казахстанских властей их оппоненты аргументируют также тем, что совершенно определенно в полиэтническом, но одновременно в более чем автократическом Казахстане в обозримом будущем не-казах не будет допущен казахской властью не только в президенты, но даже и в кандидаты для участия в президентских выборах.

Более того, не только оппозиционно настроенные политические деятели, но и некоторые независимые политологи утверждают о том, что даже казахский этнос властями делится как минимум на "три сорта", расставляя при этом казахские жузы в следующей последовательности: старший, затем младший и только в конце – средний жуз. В такой же последовательности выходцы из этих жузов представлены в органах государственной власти, в экономике и финансах. И в этой связи одно только происхождение из старшего жуза дорогого стоит.

Так как абсолютная реализация политики казахизации (термин Дж. Сулеева) страны и даже власти практически невозможна, то в политической публицистике появился новый термин – "четвертый жуз", под которым понимается неказахское население и которому соответственно уготована участь населения четвертого сорта. На возмущенные вопли властей о политической провокационности и даже заказном характере подобных утверждений их авторы приводят более чем убедительные примеры как из финансово-экономической, так и из общественно-политической жизни. Более того, когда казахская власть слишком откровенно начинает говорить с казахоязычной аудиторией, то она иногда при этом проговаривается насчет истинной сути ее национальной политики, которая практически подтверждает доводы оппозиции. Но последние аргументы казахской властью либо игнорируются, либо ею делаются попытки опровергнуть приведенный тезис ссылкой на то, что, например, на некоторые абсолютно контролируемые ею участки (на более чем коротком поводке) или на более чем второстепенные роли она допускает и не-казахов, что на самом деле только подтверждает правоту ее оппонентов.

Трайбализм и в Израиле трайбализм, но у казахов нет еврейской "крыши"

Уже не первый раз создается впечатление, что казахская власть проводимую ею национальную политику хотела бы формировать по типу израильской: государство если не только для евреев, то для евреев, прежде всего. К тому же, как свидетельствуют сами израильтяне, сама государственная этническая политика по существу делит израильтян на несколько сортов. То есть и в Израиле существует своего рода трайбализм. Это – мягко говоря. Израильтяне высшего сорта – это евреи-ортодоксы, которые вместе с членами их семьи официально освобождены даже от несения воинской службы, которую в Израиле вынуждены нести все остальные евреи и даже женщины. К израильтянам первого сорта относятся евреи – выходцы из западных стран. Политическая жизнь страны практически находится в их руках. К второсортным израильтянам относятся евреи – выходцы из Восточной Европы. Наши, "совковые" евреи относятся к третьему сорту израильтян. Но при этом и они как бы не равны между собой: по образованности, по политическим взглядам (например, с одной стороны - известный советский диссидент, а ныне израильский ястреб вице-премьер Израиля Натан Щаранский, а с другой стороны – практически неизвестный за пределами Израиля некий Мух, бывший сионист, а ныне - ярый борец против, как он называет, израильского фашизма и член русской национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова); по религиозности – в данном отношении крещеные евреи стоят как бы вне закона; по региону происхождения – бухарские евреи стоят на нижней ступени среди всех выходцев из постсоветского пространства. Но и они могут утешиться тем, что по своей сортности стоят выше африканских евреев – выходцев, прежде всего, из Эфиопии и Марокко, которых они презрительно называют эфиопами и марокканцами и не хотят признавать их евреями. Последние, с одной стороны, в "русских" евреях видят своих ближайших соперников в плане сортности и поэтому, мягко говоря, недолюбливают последних, а с другой стороны, могут утешиться тем, что даже по сравнению с ними нееврейские граждане Израиля - прежде всего, арабы - практически лишены важнейших гражданских, а следовательно, и политических прав, хотя и существуют разного рода декоративные арабо-политические личности. Совершенно очевидно, что подобная несправедливая идеологическая политика, агрессивно проводимая в жизнь, не может не вызывать отрицательной реакции как среди еврейского, так в еще большей степени среди нееврейского населения. Пример более чем беспокойной внутренней и внешней жизни Израиля должен был, кажется, стать хорошим уроком для казахской власти. Но нет! Ни власти, ни их идеологи типа Азимбая Гали, хотя ничего не забыли, но ничему так и не научились, и поэтому они не хотят видеть ни израильских проблем, ни того, что Израилю удается пока "победоносно" решать свои проблемы, прежде всего, за счет помощи извне. Да и само Государство Израиль было создано прежде всего извне, хотя до этого и сами евреи вели на территории Палестины, как утверждают одни, героическую национально-освободительную борьбу против британских колонизаторов. Правда, другие называют это террористической деятельностью. Что же касается Казахстана, то совершенно очевидно, что такой надежной "крыши" извне, в отличие от Израиля, у него не было, нет и не будет. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, попытайтесь представить себе ситуацию, когда существованию Казахстана угрожает опасность, и в это время начинается дискуссия о том, чтобы из Казахстана сделать 51-й штат США. Не правда ли, смешно! А вот в отношении Израиля такой вариант считается одним из рабочих вариантов.

Таким образом, проводимая ныне казахской властью этнократическая политика не может рассчитывать на абсолютно гарантированную поддержку извне. Даже со стороны США, которые, чем дальше, тем отчетливее дают знать, что Казахстан должен занимать более антироссийскую позицию. И казахские власти в этой связи демонстрируют соответствующую догадливость: сослали послом в Россию бывшего министра культуры, информации и общественного согласия Алтынбека Сарсенбаева, поставив вместо него одиозно-русофобскую личность, а также сослали в Великобританию послом предыдущего министра иностранных дел Ерлана Идрисова, который по определению не мог быть зоологическим националистом. И кажется, за это и поплатился! Но самое главное и страшное для казахстанского государства и общества во внешнеполитических шевелениях казахской власти заключается в том, что она, похоже, потихоньку созревает до мысли о том, чтобы разместить все же на нашей территории американские вооруженные силы, да к тому же – как можно ближе к российской, а заодно и к китайской границе. Что может вызвать резко негативную реакцию со стороны соответствующих великих соседей. И в этих условиях совершенно не исключено, что США смогут обеспечить целостность не всего казахского "Израиля", а лишь интересующую их часть Казахстана.

Старший жуз как троянский конь трайбализма

Но, как известно, внешняя политика является лишь продолжением внутренней политики. И национальная политика в этом отношении не является исключением. Прямо скажем, что с самого начала суверенного развития Казахстана его руководство негласно стало придерживаться следующей политической идеологии: автократизма, национализма и исламизма. При этом идея автократизма является главной, а две другие являются вспомогательными, призванными обеспечивать реализацию первой идеи. Но казахская власть, желая скрыть эту суть, а также желая скрыть проводимую ею националистическую политику, объясняла явление казахизации - которое из-за его очевидности невозможно было скрыть - пробуждением национального самосознания казахов. То есть субъективная националистическая политика маскировалась под некое объективное национальное движение масс.

Но мы тут не будем ударяться в философские глубины сущности национализма и исламизма, с одной стороны, из-за ограниченных рамок данной статьи, а с другой стороны, из-за очевидности явления национализма и исламизма в негласном содержании политической идеологии казахской власти. Для нас тут главным является то, что для поддержания и укрепления автократического режима казахская власть решила опереться на южную часть казахского населения, которая в силу исторических причин оказалась наименее образованной и материально обеспеченной, а посему наиболее податливой к воздействию на нее националистических и религиозных идей. Тем более, что ей, по существу, было обещано перераспределение в ее пользу власти и собственности, освобождающейся в результате проводимой тотальной казахизации. Конечно, подобные обещания прямо-формально не произносились, но и того, что было говорено, более чем достаточно. Например, чего стоит беседа с казахоязычной прессой, где разъяснялось как нечто положительное, когда казахский выходец из южных регионов назначается на север Казахстана и при этом он тянет за собой не только семью, но и всех своих родственников, которым он раздает должности и соответствующую собственность. Совершенно очевидно, что такая национальная политика является довольно грязной, которая для своей реализации требует достаточно нечистоплотных людей. Но казахская власть, видимо, подобную позицию "колонизации" центра и севера Казахстана выходцами из южных районов считает политически оправданной, а историческую ситуацию подобной той, когда происходила дикая колонизация Америки выходцами из Европы с весьма сомнительным прошлым.

Следствием проводимой казахской властью политики национализма и исламизма является привнесение в казахстанское общество семян раздора по этническому и религиозному признакам. И если у нас еще не произошло конфликтов на этнической и религиозной почве, то это заслуга вовсе не казахской власти, а следствие того огромного запаса прочности, которое оставило нам "проклятое" казахстанское социалистическое прошлое. Что же касается казахской власти, то она, наоборот, кажется, только тем и занимается, что испытывает на прочность межнациональное и религиозное согласие в казахстанском обществе тем, что делит казахстанцев на казахов и не-казахов, на мусульман - подчиненных при этом Дербисалиеву - и иноверцев, что само по себе является небезобидным и небезопасным занятием.

Но у нас, казахов, сегодня - все "самое передовое"! Поэтому у нас и самый "лучший" в мире национализм, который из стадии этнократизма все больше переходит в стадию трайбализма. Как это мило нашей казахской душе сидеть и перебирать в памяти своих предков, выдающихся представителей своего рода, в крайнем случае, своего племени. Но не более того! Подобная картинка выглядит достаточно милой и безобидной как на уровне культурно-исторического явления, так и на обыденном уровне, подобной тому, когда кастрат с душевным трепетом и благоговением достает заветную шкатулку, содержимое которой сделало его знаменитым тенором и богатым человеком (аналогия не предметов, а отношений!). Но когда на политическом уровне уже сам казахский народ начинает делиться по жузам, то тут уже не до умиления, ибо какой бы выдающейся личностью ни был бы, например, Карасай батыр или Назарбай би, все равно возврат к жузовщине в наши дни противоречит самой идее построения единого государства.

Вместе с тем, некоторые аналитики, не понаслышке знакомые с методологией политического мышления казахской власти, считают, что возврат к трайбализму ею делается преднамеренно и при этом она рассчитывает, наоборот, на укрепление единства казахстанского государства. При этом, как считают эти аналитики, казахская власть полагает, что представители старшего жуза являются более первосортными по сравнению с остальными казахами, а поэтому – более преданными казахской идее. Поэтому Старший жуз своей мирной экспансией с юга на север Казахстана так же решает задачи по укреплению единства страны, что и Север США во время гражданской войны с Югом.

С последней логикой казахской власти можно было бы согласиться, если бы не одно "но". Здесь есть одно существенное различие в сравниваемых ситуациях в сегодняшнем Казахстане и США времен гражданской войны, а именно: если американский Север нес Югу освобождение от рабства, то есть нес с собой прогресс, высокие демократические идеалы, нравственность и цивилизованные рыночные отношения, то Старший жуз тащит за собой с юга на север вместо демократического прогресса феодальную отсталость и абсолютную правовую невменяемость; вместо цивилизованных рыночных отношений - жажду дикой наживы любым способом; вместо высоких идеалов и нравственности – коррумпированность, низкое угодничество, уродливо, сочетаемое с байской заносчивостью. И самое главное: если американский Север действительно стал мощным фактором объединения государства, то Старший жуз, наоборот, может стать катализатором и одновременно главным участником процесса сепаратизма в Казахстане.

Последний вывод не лишен определенных оснований. Казахстанская жузовская триада, как и любая триада, со временем с необходимостью разделится на две диалектические противоположности, и здесь большая вероятность того, что младший и средний жузы, кроме "непервосортности", объективно имеющие еще много других общих существенных признаков, солидаризуются против старшего жуза. К этим двум жузам объективно будет тяготеть и "четвертый" жуз, так как между казахами и не-казахами как при социализме не было, так и в цивилизованных демократических условиях не может быть существенных противоречий. Таким образом, Старшему жузу объективно предначертано быть троянским конем трайбализма против казахстанской демократической государственности, несмотря на все субъективные помыслы властей о некой чуть ли не божественной святости феномена казахской жузовщины.

Однако боюсь, что все вышеизложенное либо останется незамеченным казахской властью, либо будет неадекватно воспринято, подобно тому, как неадекватно реагировали троянцы на предсказания Кассандры. Поэтому в условиях, когда именно со стороны Старшего жуза исходят наиболее истошные и агрессивные вопли против русского языка, остается только сожалеть, что "Илиада" Гомера в свое время не была переведена непосредственно с древнегреческого на казахский язык…



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ