Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №140(15.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


И опять начинать все сначала

01.02.06, «Российские вести»

Владимир Сергеев.

Русские миротворцы могут появиться в Карабахе. Такое заявление сделал в Баку вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов. "В первую очередь, необходимо заняться политико-дипломатическим урегулированием конфликта, после чего можно говорить о миротворческой операции, в том числе с возможным участием Вооруженных сил России, но первое – это необходимо урегулировать конфликт", - уточнил Иванов.

Это заявление вызвало оживленные комментарии среди аналитиков. "До сих пор

Россия воздерживалась от претензий на миротворческую операцию в Карабахе. Вокруг него соблюдается нарушаемый время от времени режим прекращения огня. Заявление Иванова - государственного деятеля высокого ранга - говорит о серьезности намерений России.

Я считаю, что России необходимо участвовать в разрешении всех вооруженных конфликтов на территории постсоветского пространства и не допускать возобновления ранее существовавших. Если целью наших миротворцев в Карабахе будет строгое следование этой задаче - недопущение вооруженных столкновений, то, думаю, это должно приветствоваться и той, и другой стороной ", - сказал в интервью агентству "Регнум" член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. Участвовать, конечно, надо. Однако найти новые политико-дипломатические подходы к урегулированию самого старого конфликта на постсоветском пространстве чрезвычайно сложно. Стороны конфликта стоят на прежних позициях: Азербайджан желает вернуть утраченные территории. Армения - их сохранить. То, что Сергей Иванов заявил в Баку о возможности миротворческой операции в Карабахе, может

означать, что в Азербайджане дали понять, что они готовы к этому, и, более того, эта операция для них желательна. Похоже, что президенту Ильхаму Алиеву становится все труднее отбиваться от давления радикалов, призывающих к возобновлению военных действий в Карабахе. Поэтому ему необходимо действовать или имитировать какие-нибудь действия. При этом вряд ли речь идет о концептуальном прорыве или смене геополитической ориентации. Поэтому заявление о возможности миротворческой миссии России в Карабахе сделано не азербайджанской, а российской стороной, что само по себе симптом многозначительный.

Аргам Аранян - эксперт из Армянского Центра гражданских инициатив усмотрел в этой многозначительности и определенную подоплеку. В последнее время активизировала свою работу Международная кризисная группа, которая контролируется ЕС. Европа теперь пытается более решительно влиять на развитие событий на Кавказе. Недавно Сабина Фрейзер - представителя Международной кризисной группы (МКГ) по Южному Кавказу высказалась за необходимость вовлечения карабахских армян и карабахских азербайджанцев в переговорный процесс. В течение короткого интервью Фрейзер трижды подчеркнула наличие в Карабахе двух общин - армянской и азербайджанской. В другом интервью она высказала такую точку зрения, что страны-посредники и члены МГ ОБСЕ должны быть исключены из будущей миротворческой операции в Карабахе. Это, в первую очередь, означает исключение США и России. Взамен МКГ, надо полагать, видит в роли миротворцев европейские страны.

Что из этого может выйти? Опыт прошлого показывает, что Европа не проходит квалификацию на роль миротворца на Кавказе. Во-первых, несмотря на географическую близость, Европа имеет куда меньшее представление о Кавказе и его реалиях, чем Россия или даже США. Обсуждения карабахской тематики в рамках сугубо европейских структур (ЕС, Совет Европы, ПАСЕ) выявили невероятные искажения и даже ограниченность в представлениях европейских бюрократов о сути этого конфликта и о возможных механизмах ее разрешения. К тому же до настоящего времени Европа оказалась совершенно не готовой и не способной справиться со своими конфликтами. А ведь эти конфликты не такие острые и сложные, как карабахский и, казалось бы, должны быть более понятны европейским чиновникам.

Европа оказалась неспособной остановить этнические чистки в Краине, совершенно "опростоволосилась" в Боснии, показала свое полнейшее бессилие в Косово и ни на йоту не продвинулась вперед в вопросе разрешения кипрской проблемы. Только в случае вмешательства США (в рамках НАТО), либо ООН удавалось находить какие-то решения, как, скажем, в случае с Боснией или Косово. Но сама Европа продемонстрировала себя как беспринципная, необъективная и не способная на эффективное разрешение конфликтов сторона. И с этим весьма сомнительным багажом нынче Европейский союз пытается руками подконтрольной ей МКГ отодвинуть на второй план основных посредников в карабахском урегулировании (США и Россию) и самому занять роль лидера-миротворца, роль, которую Европа, несомненно, провалит, как и ранее в других случаях.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ