Территориально-административное устройство Республики КазахстанАндрей Грозин
Проблема регионального управления представляет собой
одно из важнейших направлений политики любого государства. В Республике
Казахстан это тем более важно, так как именно на уровне регионов - областей -
играют роль факторы, от которых зависит само существование государства.
Территориально-административное деление Республики
Казахстан тесно связано с геополитическим положением государства и часто прямо
вытекает из географических констант.
Страна располагается в глубине Евразийского материка (на
территории современного Талдыкорганского района Алматинской области находится
условная точка равноудаления от всех морей омывающих Евразию). Территория
республики простирается с запада на восток на 3 тыс. км. И с севера на юг – на
1.600 км. Общая протяженность государственных границ – 13.034 км. (из них
морских – порядка 1.730 км.)
Казахстан занимает – 2 млн. 724,9 тыс. кв. км. Цифра
требует уточнения, в связи с процессами обмеления Арала и подъема воды на
Каспии, а также в связи с изменениями на узбеко-казахстанской и
казахстано-китайской границах.
Территория РК примерно равна по площади всей Западной
Европе и больше территории остальных стран Центральной Азии (Узбекистан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения) вместе взятых. Казахстан – второе по
величине территории, - после Российской Федерации, - государство СНГ.
В центральной часть страны расположен огромный
полупустынный степной массив Казахского мелкосопочника. На севере степи
переходят в лесостепь, с характерным мелколесьем – колками. Южнее зоны степей –
в Приаралье, Прибалхашье и большой части южного Казахстана преобладают пустыни,
в том числе и песчаные – Кызылкум, Мойынкум, Таукум и др.
Даже самый общий взгляд на территорию Республики
Казахстан позволяет сделать вывод о ярко выраженных региональных диспропорциях
между севером и югом, западом и востоком республики. По сути, основная часть
населения, города и крупные объекты народного хозяйства сосредоточены в
пограничных районах, центр страны, выражаясь языком геополитики, – «ядровая
территория» представляет собой малонаселенную пустыню и полупустыню, что
объективно ослабляет механизм управления. Перенос столицы из периферийной Алматы
в расположенную ближе к центру страны Астану являлся попыткой решить и этот
вопрос. Вдобавок Казахстан отличает слаборазвитость сети железнодорожных и
автомобильных магистралей. Трансазиатская железная дорога, соединяющая юг
Казахстана с западными районами страны и центральной Россией в районе г. Тараза
выходит на кыргызскую территорию. Ряд областных центров (Уральск,
Усть-Каменогорск) связаны железными дорогами с остальной территорией страны
только через Россию.
Доставшееся Казахстану в наследство от СССР
территориально-административное деление отвечало, в первую очередь, потребностям
единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза. В связи с этим,
например, Карагандинская и Павлодарская области были ориентированы на
Западно-Сибирский территориально-производственный комплекс (ТПК), Костанайская -
на Южно-Уральский ТПК и т.д. Практически все промышленно развитые регионы
Казахстана находились в союзном подчинении и располагались на периферии
страны.
Слабость «срединной» территории страны потенциально
может привести к региональному автономизму и сепаратизму. Процесс осложняется
экономическими диспропорциями в развитии отдельных регионов РК. Наиболее высокие
зарплаты в Западном Казахстане – нефтяных Атырауской, Мангистауской областях и
двух столицах – Алматы и Астане. Естественно, западные области заинтересованы в
большей «автономии» местных бюджетов и местном самоуправлении. Относительно
благополучно – в Восточно-Казахстанской области, Актюбинской, Павлодарской,
Карагандинской областях. Наиболее депрессивны Южные регионы – Алматинская,
Южно-Казахстанская и Жамбылская области, социально-экономические показатели
которых вдвое ниже среднереспубликанских (1).
Непосредственно Республика Казахстан является преемником
государственности Казахской ССР образованной в существующих границах после
победы советской власти. В июле 1919 г. СНК РСФСР утвердил «временное положение
о Революционном комитете по управлению Киргизским краем», в августе 1920 г.
декретом ВЦИК и СНК РСФСР образована Киргизская автономная социалистическая
республика» (в апреле 1925 г. – восстановлено историческое название
«Казахская»). В 1921 г., в результате размежевания с Сибирским и Уральским
ревкомами, к Казахстану отошли большая часть территорий современных
Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской,
Акмолинской областей. После национально-государственного размежевания Средней
Азии 1924-25 гг. к Казахстану отошли от упраздняемой Туркестанской АССР
современные – Южно-Казахстанская, Кзылординская, Жамбылская и Алматинская
области. Некоторое время в состав Казахстана также входили – Каракалпакская
автономная область и Оренбургская губерния. Алма-Атинская, Актюбинская,
Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Карагандинская и
Южно-Казахстанская области.
В декабре 1936 г. Казахская автономная республика в
составе РСФСР преобразована в союзную – Казахскую ССР. Тогда же были образованы
Северо-Казахстанская и Кустанайская области. В 1938-1939 гг. были образованы
Павлодарская, Гурьевская (ныне Атырауская), Кызыл-Ординская, Акмолинская и
Джамбульская
Наиболее поздними территориально-административными
образованиями областного уровня на казахстанской территории в советское время
стали Кокчетавская (1944), Талды-Курганская (1944) и Мангышлакская (ныне
Мангистауская) (1973). В 1973 году из состава Карагандинской области была
выделена Джезказганская область.
На момент обретения суверенитета Казахстан состоял из 19
областей: Акмолинская (до 06.07.92 – Целиноградская), Актбинская, Алматинская
(до 28.01.93 – Алма-Атинская), Атырауская (до 21.02.92 – Гурьевская),
Восточно-Казахстанская, Жамбыльская (до 04.05.93 – Джамбульская), Жезказганская,
Западно-Казахстанская (до 0607.92 – Уральская), Карагандинская, Кокшетауская,
Кызылординская (до 17.06.97 – Кызыл-Ординская), Костанайская (до 17.06.97 –
Кустанайская), Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская,
Семипалатинская, Талдыкорганская, Тургайская, Южно-Казахстанская.
В течение 1991-1993 гг. в Республике Казахстан не
существовало четко выверенной законодательной базы, определяющей принципы
существования единого республиканского территориально-административного
механизма. Эта ситуация порождала элементы анархии: переименования
территориальных единиц без какого-либо серьезного согласования с органами
власти, попытки самостоятельно изменить существующие границы между районами
различных областей и т.п.
Основным документом, определявшим и определяющим
правовые основы жизнедеятельности территориально-административной системы РК,
стал Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года №2572 ХII «Об
административно-территориальном устройстве Республики Казахстан».
Законодательно определено, что в «систему
административно-территориального устройства Республики Казахстан входят
административно-территориальные единицы: аул (село), поселок, аульный (сельский)
округ, район в городе, город, район, область» (Ст.1)
В документе заложены основные нормы функционирования и
определен порядок возможных изменений территориально-административного
устройства страны.
В частности, в Ст.4 указывается, что «Правовое
регулирование вопросов административно-территориального устройства
осуществляется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными
законами и нормативными актами.».
Помимо источников, в данном нормативном акте обозначены
полномочия республиканских органов по решению вопросов
административно-территориального устройства РК.
Первое место занимает президент страны. Согласно Ст.9,
он «с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов:
1) образует и упраздняет области и районы, устанавливает
и переносит их административные центры;
2) устанавливает и изменяет границы областей и городов
республиканского значения;
3) относит населенные пункты к категории городов
республиканского, областного и районного значения, устанавливает и изменяет их
подчиненность;
4) решает вопросы наименования и переименования
областей, районов и городов, а также изменения транскрипции их названий».
Правительство же
«1) вносит Президенту Республики Казахстан представления
об образовании и упразднении и областей и районов, установлении и изменении их
административных центров, установлении и изменении границ областей и городов
республиканского значения;
2) вносит Президенту Республики Казахстан представления
об отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского, областного
и районного значения, установлении и изменении их подчиненности;
3) определяет порядок наименования и переименования
предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и
других объектов государственной собственности на территории Республики
Казахстан, а также физико-географических объектов;
4) создает Ономастическую комиссию при Правительстве
Республики Казахстан; на основании ее заключений и с учетом мнения населения
соответствующей территории, ее представительных и исполнительных органов вносит
Президенту Республики Казахстан представления о наименовании и переименовании
областей, районов, городов, а также изменении транскрипции их названий;
5) совместно с областными представительными и
исполнительными органами решает вопросы об изменении границ районов и городов
областного значения.» (Ст.10)
Полномочия местных представительных и исполнительных
органов власти желающих принять участие в процессе строительства
административно-территориальной модели формирования государства вынесены в
отдельный раздел Закона и ограничивают их лишь правом, для областных властных
структур «вносят в Правительство Республики Казахстан предложения об изменении
границ области, об образовании и упразднении районов области, установлении и
перенесении их административных центров, об отнесении населенных пунктов к
категории городов республиканского, областного и районного значения» (Ст.11).
Районные же представительные и исполнительные органы совместным решением могут
только «вносить в областные представительные и исполнительные органы предложения
об отнесении населенных пунктов к категории городов районного значения;
…с учетом мнения населения соответствующей территории
вносить предложения в областные представительные и исполнительные органы о
наименовании и переименовании поселков, аульных (сельских) округов, аулов (сел)»
м т.д.
Таким образом, участие районных администраций в
реформировании административно-территориального деления республики
минимизировано: переименование улиц, отдельных объектов региональной
инфраструктуры и т.п. Эти полномочия прямо увязаны с руководством области. Она
же, в свою очередь, обязана выходить на правительство и президента РК.
Полномочия всех республиканских органов по решению
вопросов административно-территориального устройства страны выстраиваются в
систему жесткой пирамидальной иерархии.
Не меньшее влияние, чем Закон 1993 г., на выстраивание
современной конфигурации территориально-административной модели РК оказала и
Конституция Республики Казахстан 1995 г. В ст.2 Основного закона страны,
Казахстан был провозглашен унитарным государством. Введение в текст основного
закона подобных дефиниций не свойственно мировой конституционной практике.
Скорее сами они формируются на основе анализа такой практики. Кроме того, при
современном бурном и многообразном государствообразовании порой сложно провести
различие между той или иной формой государственного устройства. Так, например,
унитарная с формальной точки зрения Испания или Италия наделяют свои области
компетенцией, едва ли менее широкой, чем права иных субъектов федерации.
Различные формы автономии благодаря гибкости и поливариативности форм получили в
мире широкое распространение в качестве способа урегулирования прав национальных
меньшинств.
Из положений Конституции РК следует, что укрепление
«территориальной целостности государства» не только долг и обязанность граждан,
но и системы местного управления. Властная вертикаль здесь существует не только
для исполнительной, но и для представительной власти, что нетипично для
демократического государственного устройства. Конституция РК относит оба вида
органов власти к местному государственному управлению. Местные представительные
органы - маслихаты, формируемые непосредственно населением, тем не менее,
считаются органами государственного управления. Тем самым признается их
управленческий характер наряду с исполнительными. При этом полномочия маслихата
в соответствии со ст.86 Конституции могут быть досрочно прекращены верхней
палатой парламента – Сенатом.
Согласно Конституции, местные территориальные
исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов республики,
обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в
сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
Местный исполнительный орган возглавляет аким (глава) соответствующей
административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и
Правительства Республики.
Главы администраций (с 1995 г. – акимы) областей,
городов республиканского подчинения назначаются на должность Президентом по
представлению премьер-министра. Аким есть глава органа местной исполнительной
власти, являющийся представителем Президента и Правительства РК в данном
регионе. Президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей
(ст.87). Ротация акимов достаточно частое явление, так за годы независимости в
Восточно-Казахстанской области сменилось – 7 глав исполнительной власти,
Южно-Казахстанской и Костанайской – 5 и т.д.
Значительное внимание, в РК в 1993-1997 гг. привлекла
проблема переименования и изменения транскрипции в написании различных
административно-территориальных единиц республики. Этими вопросами
занималась и занимается Государственная Ономастическая комиссия при
правительстве, созданная 21 апреля 1998 года (соответствующие изменения внесены
в 2000 и 2002 годах) и являющаяся консультативно-совещательным органом. Ее
статус официально закреплен в Ст.7 Закона 1993 г. Комиссия создана для
«упорядочения работы по наименованию и переименованию
административно-территориальных единиц, уточнению транскрипции их названий».
Аналогичные комиссии по языковой политике и ономастике
сравнительно быстро были созданы во всех областях Республики Казахстан. В их
состав входят ученые - историки, филологи, писатели, журналисты, представители
НПО, местных исполнительных органов и областных структур власти. Возглавляются
областные комиссии по ономастике, как правило, заместителями акимов
областей.
5 марта 1996 года было принято постановление
правительства Республики Казахстан № 281 «Об утверждении порядка наименования и
переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций,
аэропортов, а также физико-географических объектов Республики Казахстан и
изменения транскрипций их названий», подтвердившее, что при наименовании и
переименовании любых местных объектов местные органы власти могут лишь вносить
предложения, а окончательное решение принимает правительство республики (2).
Ономастические изменения в названиях крупных
административно-территориальных единиц РК производились и президентом страны.
Так, например, 28 июня 2002 г. «в соответствии со статьей 9 Закона Республики
Казахстан "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан" и
с учетом мнения местных представительных и исполнительных органов», 8 декабря
1993 года Н.Назарбаев подписал постановление о переименовании города
Лениногорска Восточно-Казахстанской области в город Риддер. На тех же основаниях
президент 11 июня 2002 переименовывает Целинный район Северо-Казахстанской
области в район имени Габита Мусрепова. Подобная практика не имеет в РК широкого
распространения, но и ее эпизодическое применение позволяет сделать вывод о том,
что базовый закон, работает не в полную силу.
Согласно Ст.6 Закона «Об административно-территориальном
устройстве Республики Казахстан» 1993 года, «расходы, связанные с наименованием
и переименованием областей, районов, городов производятся за счет средств
республиканского бюджета».
Значимым событием в формировании современной системы
внутригосударственной территориальной системы стала
административно-территориальная реформа 1997 года.
С 22 апреля по 3 мая, в соответствии с Указом президента
страны Н.Назарбаева, в РК прошла крупнейшая в истории современного Казахстана
реформа внутригосударственного переустройства. Талдыкорганская, Жезказганская,
Тургайская, Кокшетауская и Семипалатинская области были упразднены в целях, как
было официально заявлено, «совершенствования административно - территориального
устройства страны, оптимизации структуры управления и экономии средств».
Такое резкое сокращение числа областей свидетельствует о
недостаточности ресурсов для содержания бюрократического аппарата в стране.
К несомненным «плюсам» административно-территориальной
реформы в республике следует отнести сокращение государственных ресурсов,
затрачиваемых на обеспечение содержания разветвленного бюрократического
аппарата. Наиболее часто в этот момент повторялись данные об экономии 500 млн.
тенге за счет сокращения управленческого аппарата упраздняемых областей.
Одновременно самое широкое хождение получила версия о
том, что центральная власть РК в процессе «оптимизации» внутригосударственного
устройства «сглаживала» исторически сложившиеся в РК этнические
диспропорции.
По данным переписи населения в Республике Казахстан,
прошедшей в начале 1999 г. в Восточно-Казахстанской, Талдыкорганской,
Карагандинской, Северо–Казахстанской, Целиноградской, Костанайской областях
преобладало русскоязычное население.
Так или иначе, именно эти области были реорганизованы:
или их территории были присоединены к другим областям или ликвидированы.
На районном уровне часто можно было наблюдать схожую
картину: районы с преобладающим русскоязычным населением были присоединены к
районам с преобладанием казахского населения. Так в Восточно-Казахстанской
области был ликвидирован Самарский район и он был присоединен к Кокпектинскому,
Большенарымский - к Катон-Карагайскому и т.д.
В то же время меньшие по площади и населению области
Юга: Шымкентская, Мангистауская, Павлодарская, Атырауская, Жамбыльская остались
в прежних границах.
В то же время, в 1997 г. «попали под сокращение» не
только наиболее социально и экономически неблагополучные регионы, но и были
ликвидированы области (преимущественно «казахские»), подвергшиеся в советский
период истории самому опустошительному воздействию военно-промышленного
комплекса СССР – Семипалатинская (ядерный полигон) и Жезказганская (Приозерск,
Сары-Шаган, Балхаш). Отсутствие у правительства Казахстана возможностей
произвести заявленную, в начале 90-х годов прошлого века, полноценную
компенсацию жителям регионов, пострадавшим от испытаний ОМУ и ракетного оружия
Советского Союза, ряд наблюдателей склонны объяснять намерением Центра
переложить существующую проблему на «новообразованные» областные структуры
власти.
Реформа породила немало и экономических проблем. Так,
например, в состав Северо-Казахстанской области (СКО) была включена,
располагавшаяся южнее, Кокшетауская область (г. Кокшетау). При этом изменились
не только границы территории области, но существенно поменялись социальные,
экономические и этнические составляющие новой области. В настоящее время площадь
СКО составляет 123,2 тыс. квадратных километров. Площадь сельхозугодий составила
- 10,5 млн. гектаров, в том числе пашни - около 6,0 млн. гектаров (3). Спустя
пять лет после реформы область не располагает не только специалистами, но и
трудовыми ресурсами, способными, эффективно работать в новой обстановке.
Заявленной в апреле-мае 1997 г. оптимизации управления
удалось добиться лишь в низовом управленческом звене.
При объединении основным мотивом указывалось, что
упраздняемые области являются дотационными, и их более сильные соседи исправят
данную ситуацию (наиболее часто в государственных СМИ РК приводился пример
Восточно-Казахстанской и присоединенной к ней Семипалатинской областей). Пока же
вся объединенная Восточно-Казахстанская область в целом стала дотационной.
Агросектор ВКО переживает упадок, и «налицо повальное обнищание сел, миграция
сельского населения в город» (4).
Новые «области-гиганты»: Восточно-Казахстанская,
Карагандинская, Алматинская демонстрируют, мягко говоря, не самые блестящие
показатели развития с момента начала территориально-административной реформы.
Управленческий аппарат, высшего и, отчасти, среднего административного облзвена,
сложившийся после 1991 г. сталкивается, после реформы-1997 года, с серьезными
профессиональными трудностями.
Периодически в казахстанской прессе поднимается вопрос о
дальнейшей административной реформе путем укрупнения и переформирования областей
в 4-5 аймака. В ряде областей (Семипалатинской, Кокшетауской, Талдыкорганской)
имеет место стремление создать НПО, добивающиеся восстановления утраченного
областями статуса. Не следует забывать о том, что в традиционном сознании
существует своеобразная увязка статуса территории и племени ее населяющей,
изменение первого сигнализирует о понижении роли второго.
Данная тенденция, естественно, не является
превалирующей, но и не принимать ее в расчет нельзя. Институт
неформализированного традиционалистского воздействия на властную элиту
Казахстана оказывает некоторое влияние.
Пока же процесс поиска оптимальной модели
административно-территориального реформирования не закончен. Перенос областных
центров Акмолинской и Алматинской областей в Кокшетау и Талдыкорган, вероятно,
следует рассматривать именно в этом ключе.
Другим, заметным, после сокращения количества областей в
РК, событием стал перенос столицы страны из Алматы в Астану.
Указом Президента от 20 октября 1997 г. столицей
Республики Казахстан был объявлен город Акмола, в мае 1998 г. переименованный в
Астана. Населенный пункт был основан в 1830 г. как Акмолинское укрепление, с
1845 – Акмолинская казачья станица, в 1882-1961 гг. Акмолинск, в 1961-1992 - гг.
Целиноград, в 1992-1998 гг. - Акмола. Переезд и обустройство государственных
учреждений из Алматы в Астану в настоящее время в основном завершены.
Казахстан входит в число малого числа государств имевших
на протяжении своей истории более 5-ти столиц. Кочевое казахское ханство
стационарной столицы не имело, данную роль выполняла ставка старшего хана/ханов,
г. Семипалатинск (Семей), объявлен столицей автономии «Алаш» (1918-1919 гг.),
Оренбург (1919-1925 гг.), Кзыл-Орда (1925-29 гг.), Алма-Ата (1927 г., фактич. с
1929-1997 гг.), Акмола/Астана (с 1997 г.). В 1930-е гг. была предпринята попытка
отстроить новый город-столицу «Казахстан» (современная Алматинская область),
однако работы были прекращены и стройка заброшена.
И новая столица, и ее предшественница получили
законодательно закрепленный статус (Ст.3 Закона 1993 г. – «города
республиканского значения, к которым могут быть отнесены населенные пункты,
имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения, как
правило, более одного миллиона человек»). Резиденции президента и правительства
находятся в Астане и в Алматы.
Проблема переноса казахстанской столицы длительный
период времени дискутировалась в казахстанских и зарубежных СМИ. В конечном
итоге, все признали данный процесс внутриказахстанской проблемой и с начала 2000
г. интерес к теме новой столицы Казахстана и в западных, и в российских властных
элитах никак себя не проявляет.
Отдельно стоит отметить, что на казахстанской территории
существует и г. Байконур (Ленинск) – столица полигона Байконур, имеющий особый
статус и фактически находящийся в совместном управлении Казахстана и России
согласно договору от 25 марта 1994 г. Республика Казахстан, избегающая
безоглядного участия в возглавляемой Соединенными Штатами «коалиции антитеррора»
пока не имеет на своей территории никаких военных баз. РФ, в то же время
сворачивает остатки собственного военного присутствия в РК. Так к началу 2003 г.
из 4-х, арендованных в 1994 г. у Астаны полигонов, россияне остаются лишь на
двух. Байконур же и все сопутствующие системы развитой инфраструктуры
космодрома, будут пребывать в рамках особых
территориально-административных договоренностей двух государств еще, как
минимум, в течение десятилетия.
В настоящее время, некоторые ученые в РК оценивают
реформирование административно-территориальной структуры республики, не только
как стремление оптимизировать управленческий аппарат, но и как желание высшей
власти страны сконцентрировать максимально возможную полноту руководства
Казахстана «в одних руках». Данные действия вполне объяснимы: контроль над
территорией страны является главным системообразующим признаком государства.
Отсюда понятия "границы", "суверенитета", "территориально-административного
устройства" и пр. (5)
Их оппоненты, учитывая непростое геополитическое и
геоэкономическое положение РК в регионе и в мире, утверждают, что: «Опасения,
связанные с закономерным усилением автономии регионов с введением выборности на
этом уровне, продиктованы отнюдь не страхом потери контроля над акимом, ….
Нельзя игнорировать и возможное скрытое межэтническое противоборство на севере,
юге страны, что будет являться дополнительным дестабилизирующим фактором. Я уж
не говорю о нефтяном факторе на западе Казахстана со всеми вытекающими
последствиями. Мы не можем рисковать государственностью Казахстана, которая была
возрождена всего десять лет назад впервые за много веков» (6).
Концентрация власти в руках ограниченного количества
высших управленцев на потенциально конфликтогенных этапах развития страны и
общества способствует эффективному парированию многочисленных «сиюминутных
угроз». В то же время, система, базирующаяся на подобных принципах, не в
состоянии преодолеть центробежные тенденции, найти консенсус между
регионами-рецепиентами и регионами-донорами на основе реализации демократических
ценностей не только в городах областного и районного значения, но и в рамках
всей казахстанской территории.
Вопрос административно-территориального устройства РК
все еще остается открытым.
Литература:
1). Время. № 31. 16.12.1999.
2). Акмолинская правда. 5.11.2002.
3). Степной Бюллетень. 05.03.2001. Н.Белецкая, Н.Ляхова,
В.Денинг, Л.Фельк. Структура землепользования в Северо-Казахстанской области (в
новых границах).
4). Республика Kz. 29.11.2002
5). Н.Масанов Евразия. 12.07. 2002.
6). Открытая трибуна №42. 01.11.2001. Е.Ертысбаев. Нужны
ли Казахстану “великие потрясения”
|